Структура каналов распределения, с точки зрения их длины, плотности и типов участвующих посредников, определяется в основном тремя фундаментальными факторами:
1. Функции распределения, которые необходимо реализовать.
2. Экономическая составляющая реализации функций распределения.
Существуют различные перечни функций распределения, также часто называемых маркетинговыми функциями, или иногда функциями канала, начиная с возникновения маркетинга как отдельной дисциплины (Weld, 1917). Такие функции, как покупка, продажа, принятие рисков, транспортировка, хранение, обработка заказов и финансирование упоминаются практически во всех из них. Также используются другие, менее общие, функции, такие как концентрация, выравниванue и распределение; посредством их основные функции каналов распределения должны сводить продукты вместе от многих изготовителей (концентрация), выравнивать количества продуктов для баланса предложения и спроса (выравнивание) и доставлять их к конечным клиентам (распределение). Другие концепции функций распределения описывают их в терминах процесса сортировки, состоящего из аккумулирования продуктов от многих производителей, сортирования их в соответствии с обозначенными целевыми рынками и подбора продуктов в удобный ассортимент, чтобы облегчить целевым рынкам усилия по совершению покупок (Alderson, 1957). Есть также гораздо более подробные описания функций распределения, где в этом качестве представлялись очень специфичные виды де-
ятельности, иногда характерные исключительно для конкретной отрасли промышленности или торговли (Rosenbloom, 1987).
Вне зависимости от списка выбранных и принятых функций распределения стоящее за ними логическое обоснование одинаково для всех. Можно обозначить его следующим образом: функции распределения реализуются для завершения сделок между покупателями и продавцами. Обоснование этого — то, что существуют несоответствия между покупателями и продавцами, которые должны быть преодолены посредством реализации функций распределения. Структура канала, выбранная для реализации функций, отражает то, каким образом функции распределены между различными участниками рыночных отношений: оптовыми и розничными торговцами, агентами, маклерами и другими.
Каковы эти несоответствия, которые существуют между производством и потреблением и которые должны быть преодолены посредством реализации маркетинговых функций? В литературе по данному вопросу рассматриваются четыре типа такого несоответствия:
1. Количественное несоответствие.
2. Ассортиментное несоответствие.
3. Временное несоответствие.
4. Пространственное несоответствие.
Количественное несоответствие
Количества, в которых товары производятся для достижения низких средних удельных затрат, обычно слишком велики, чтобы какой-либо отдельный потребитель мог полностью использовать их немедленно. Поэтому такие субъекты в структуре канала, как оптовики и розничные торговцы, играют роль своеобразного буфера, сглаживающего противоречия между массовым производством и ограниченным потреблением и обеспечивающего дробление на более мелкие партии, требующиеся отдельным клиентам.
Ассортиментное несоответствие
Товары группируются со стороны производителя на основе эффективности производства, в то время как потребители группируют товары на основе эффективности покупки и потребления. В большинстве случаев группировки по производству и потреблению в своей основе не соответствуют друг другу. Например, те тысячи наименований, которые потребитель находит так удобно объединенными в супермаркете, конечно же, не производятся одним изготовителем. Эти продукты сделали сотни относительно специализированных производителей. Розничный торговец на уровне супермаркета, и многие другие организации-посредники в каналах распределения осуществили функции, необходимые для перегруппировки этой совокупности товаров, преодолев, таким образом, несоответствие в ассортименте. Это позволяет конкретным производителям сконцентрироваться на производстве сравнительно ограниченного набора товаров, что при комбинации через каналы распределения с товарами многих других производителей позволяет конечным потребителям пользоваться обширным и удобным ассортиментом, существование которого значительно облегчает процесс покупки и потребления.
Временное несоответствие
Большинство товаров не изготавливаются для немедленного потребления или использования. Поэтому должен существовать некий механизм обращения с продуктами между моментом их производства и моментом востребования со стороны конечного потребителя. Посредники в каналах распределения, в частности оптовые и розничные торговцы, которые принимают права на продукт и физически держат у себя товары до тех пор, пока они не потребуются конечным потребителям, имеют решающее значение для преодоления этого несоответствия во времени.
Пространственное несоответствие
Месторасположение производственных мощностей для изготовления товаров есть функция таких факторов, как доступность сырья, снабжение рабочей силой, компетентность, исторические условия и множество других, которые могут мало касаться территорий, где группируются конечные потребители этих продуктов. Зачастую места производства продуктов и их потребления может разделять буквально половина земного шара. Структуры канала развиваются или сознательно создаются заново для состыковки отдаленных друг от друга производителей и потребителей, чтобы уменьшить или фактически устранить несоответствие в пространстве.