Если согласиться с тем, что функции распределения должны осуществляться с целью преодоления четырех типов несоответствия, рассмотренных выше, струк- тура канала должна быть организована так, чтобы реализовать функции настоль- ко эффективно, насколько это возможно. В основе развития и организации эф- фективной структуры канала лежат два принципа: I
♦ Специализация/разделение труда (Stigler, 1951)
♦ Эффективность сделки (McGarry, 1951)
Специализация/разделение труда
Принцип специализации/разделения труда лежит в основе большинства современных производственных процессов. Каждый рабочий или производственный участок сосредоточивается на исполнении конкретных производственных задач и тем самым совершенствует специализированную компетентность и рабочие навыки. Специализация/разделение труда приводит к повышению эффективности и производительности по сравнению с самостоятельным исполнением каждым рабочим всех или большинства задач.
Этот принцип, который был выдвинут более двухсот лет назад, приложим к сфере распределения в такой же степени, как и к производству. Различные посредники в каналах распределения аналогичны рабочим на производстве или участкам на фабрике, но вместо выполнения производственных заданий они осуществляют функции распределения. Эти посредники, будь они оптовиками, розничными торговцами, агентами или маклерами, набирают компетентность в той сфере распределения, в которой производители посчитали бы состязание с ними неэффективным. Более того, многие крупные посредники, например фирмы, работающие с широким ассортиментом, используют преимущества эконо-
мии затрачиваемых средств на эффекте от масштаба — это позволяет им распределять затраты на выполнение функций распределения на очень большой объем разнообразных продуктов, что было бы невозможно для единичного производителя.
Эффективность сделки
Рис. 4. Уменьшение количества сделок посредством привлечения посредника
Это понятие, также называемое эффективностью контакта, характеризуется усилиями по уменьшению числа сделок между производителями и конечными потребителями. Если много производителей пытаются работать напрямую с большим количеством потребителей, то число сделок может оказаться гигантским. Парадоксально, что с помощью удлинения канала путем добавления посредников число сделок может быть уменьшено и тем самым увеличится эффективность сделки. Это проиллюстрировано на рис. 4. Как показывает рисунок, число сделок сокра-
тилось вдвое в результате введения в структуру канала розничного торговца. Поскольку затраты на осуществление сделок могут быть очень высоки, особенно если для их заключения требуются личные встречи, то уменьшение числа контактов через привлечение посредников в структуре канала во многих случаях крайне важно для эффективного распределения товара.
Даже если экономическая логика реализации функций распределения требует конкретной структуры канала распределения, стремление менеджмента контролировать канал может перевесить экономические соображения. В целом, чем короче структура канала, тем выше степень контроля, и наоборот. Далее, чем ниже плотность распределения, тем выше степень контроля, и наоборот. Например, представим себе, что данные экономического анализа, основанного на специализации/разделении труда и эффективности сделок, требуют длинного канала распределения с довольно высокой степенью плотности на различных уровнях. Однако менеджмент фирмы-производителя испытывает желание защитить имидж продукта, а также может считать, что необходимо обеспечивать высокий уровень обслуживания клиента. Для этого, как убежден производитель, ему требуется высокая степень контроля, поэтому он может сделать выбор в пользу прямого распределения или, в крайнем случае, одного уровня посредников; при этом он крайне разборчиво относится к назначению их в качестве участников канала, в первую очередь основываясь на их готовности руководствоваться указаниями производителя.
Менеджмент может также создать свою структуру канала распределения для того, чтобы избежать опасности оппортунистического поведения со стороны членов канала. Такое поведение нередко возникает, когда участники канала контролируют значительные доли специфических активов, т. е. обладают уникальными производственными мощностями, оборудованием или специальными знаниями, использование которых делает их по существу незаменимыми для реализации функций распределения (Williamson, 1975). Если участники канала осознают силу своей власти, которая возникла благодаря контролю над специфическими активами, они могут действовать крайне корыстно и эгоистично в ущерб производителю. Производитель, желающий избежать такой ситуации, может в вопросе использования посредников в структуре канала действовать вопреки формальной экономической эффективности. Вместо этого он может решить осуществлять все функции распределения самостоятельно, через вертикальную интеграцию, даже несмотря на то, что затраты на это могут быть существенно выше. Однако с помощью вертикальной интеграции производитель будет контролировать специфические активы, тем самым, препятствуя их перетеканию в руки преследующих свои интересы посредников.
Этому довольно циничному взгляду на поведение участников канала противоречит теория партнерства, или стратегических альянсов, исследующая развитие структуры канала (Anderson and Narus, 1990). Данный подход, в противоположность мерам по предотвращению оппортунистического поведения,
подчеркивает кооперацию и взаимную поддержку между производителем и посредниками. По сути, производитель, стремящийся создать партнерские или стратегические альянсы с посредниками, считает, что «разнесение» значительной части функций распределения между ними повысит его степень контроля над каналом, потому что партнерства, или стратегические альянсы, требуют тесных рабочих связей и взаимного доверия между производителем и его партнерами в структуре канала.