Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Метод исследования фрустрационной толерантности



Метод исследования фрустрационной толерантности впервые описан S. Rosenzweig (1954) под названием «Метод рисуночной фрустрации» (frustratio — напрасные ожидания, провал, неудача). Позже было издано специальное руководство по использованию этого метода с соответствующими стандартизованными нормами (S. Rosenzweig, Е. Hemming, H. Clark, 1947), которое и в настоя-щее время остается основным.

Взрослый вариант методики предназначен для исследования испытуемых начиная с 15-летнего возраста. По мнению S. Rosenzweig, детский вариант может применяться у детей от 4 до 13 лет. В интервале 13—15 лет возможно использование как дет-ской, так и взрослой форм. Однако, по данным отечественных ис-следователей (И. А. Коробейников, Е. Е. Данилова), в современ-ных условиях оптимальный вариант использования детской фор-мы — от 6 до 10—11 лет, так как для более старших подростков содержание картинок детского теста перестает быть актуальным.

Как видно из названия метода, его задача — изучение особого аспекта личности — реакций на фрустрацию. В качестве стимуль-ного материала используются рисунки, изображающие наиболее часто возникающие конфликтные ситуации, ситуации, которые могут фрустрировать личность (рис. 21).

Пол, возраст и сфера деятельности не являются решающими для возникновения этих ситуаций.



В отличие от картин ТАТ, предлагаемые здесь рисунки достаточно однообразны по своему характеру и, что является наиболее существенным, служат для того, чтобы получить от обследуемого сравнительно простые ответы, ограниченные по содержанию и размеру Таким образом, настоящий метод со-храняет некоторые из объективных преимуществ теста сло-весной ассоциации и в то же время приближается к возмож-ному раскрытию тех аспектов личности, которые исследова-тели пытаются выявить с помощью ТАТ.

Материал методики состоит из 24 рисунков, где изоб-ражены лица, находящиеся во фрустрационной ситуации пре-ходящего типа. На каждом рисунке персонаж слева изобра-жен произносящим слова, которыми описывается фрустрация собственная или другого индивида. Над персонажем справа имеется пустой квадрат, в который обследуемый должен впи-сать собственный ответ. Черты и мимика персонажей из ри-сунков устранены.

Те ситуации, которые наличествуют в методике, можно подразделить на две основные группы. Первая — ситуации препятствия, или, по терминологии С. Розенцвейг, «эгобло-кинговые».


В этих ситуациях какое-либо препятствие, действующее в си-туации, обследуемого обескураживает, сбивает с толку, фрустри-рует любым прямым способом. Существует 16 ситуаций этого типа (например, 1, 3, 6, 8 и др.). Вторая — ситуации обвинения, или «суперэгоблокинговые». Здесь субъект является объектом об-винения (например, 2, 5, 7 и др.).

В процессе эксперимента обследуемому предъявляется серия рисунков и предлагается инструкция следующего содержания: «На каждом из рисунков изображены двое или более лиц. Один всегда изображен говорящим определенные слова. Представьте себе, что будет отвечать другой человек и запишите (или — ска-жите) первый ответ, который приходит вам на ум. Не старайтесь отделаться шуткой и действуйте по возможности быстрее». Об-следуемому на примере первого рисунка демонстрируется, как он должен давать ответ. Методика может быть использована и при ин-дивидуальном, и при групповом эксперименте, однако ин-дивидуальное проведение является, несомненно, более предпоч-тительным.

Каждый ответ обследуемого оценивается с точки зрения двух критериев: направленности и типа реакции личности. По направ-ленности выделяются:

1) экстрапунитивные реакции(Е) — обвиняются внешние пре-пятствия, обстоятельства или лица, вызвавшие у субъекта непри-ятности; при этом иногда кому-то вменяется в обязанность раз-решение сложившейся ситуации;

2) интрапунитивные реакции(I) — обвинение себя; об-следуемый берет на себя ответственность за исправление си-туации или же воспринимает фрустрационную ситуацию как благоприятную для себя;

3) импунитивные реакции(М) — обследуемый уклоняется от упреков другим людям и рассматривает ситуацию примиряю-щим образом, как нечто, что может быть исправлено, стоит только подождать и подумать.

По типу реакции подразделяются:

1) на препятственно-доминантные(OD) — в ответе об-следуемого вызвавшее фрустрацию препятствие всячески под-черкивается (это препятствие представляется как неблагопри-ятное, благоприятное или незначительное);


2) самозащитные(ED) — главную роль в ответе обследуемого играет способ защиты «Я», обследуемый осуждает кого-нибудь, признает свою вину, отрицает ответственность вообще;

3) необходимостно-упорствующие(разрешающие) (NP) — ак-цент делается на потребности разрешить возникшую ситуацию, обследуемый требует помощи от других лиц, сам берется за раз-решение проблемы или полагает, что время и ход событий при-ведут к ее исправлению.

Из комбинации этих 6 категорий, каждая из которых имеет свое условное обозначение, получают 9 возможных факторов оценки (и 2 дополнительных варианта).

При оценке результатов ответы обследуемого сравнивают со стандартными. Несовпадающие ответы не получают оценки, а совпадающие оцениваются в 1 или 0,5 балла (последнее, если от-вет содержит двойную оценку, а совпадает со стандартной только одна из них). По оценке ответов составляются профили числовых данных, а по ним — три основных образца и один дополнитель-ный.

В процессе исследования нередко обследуемый изменяет тен-денцию ответов. Для учета этого тенденции анализируются. При интерпретации обращается внимание на научение социальной адаптации обследуемого, частоты его конфликтов с окружающи-ми, производится оценка факторов таблицы профилей, изучаются образцы и тенденции. Обращается внимание на то, как понимает обследуемый свои реакции. В норме (данные Н. В. Тарабриной) наиболее часты (40 %) экстрапунитивные реакции, на втором мес-те (30%) — импунитивные и интрапунитивные (30% ) реакции. Таким образом, здоровый человек в большинстве случаев или на-правляет свои реакции на внешнее окружение и обвиняет в пре-пятствиях внешние причины, или же уклоняется от высказывания упреков как другим людям, так и самому себе, то есть рассматри-вает фрустрирующую ситуацию примиряющим образом. Наибо-лее адаптивным является сочетание интрапунитивной на-правленности с разрешающим типом.

Установление показателя, на основании которого можно су-дить о степени социальной адаптации индивида (GCR), возможно при наличии среднегрупповых данных. Однако имеющиеся в за-рубежной литературе стандарты не могут быть заимствованы с этой целью.


В нашей стране методика была адаптирована для взрослых Н. В. Тарабриной (1984), а для детей — Е. В. Ивановой (1987), Е. Е. Даниловой (1997).

Коэффициент ретестовой надежности достаточно высок и со-ставляет 0,60—0,80.Валидность методики по некоторым парамет-рам составляет 0,747.

Рассмотрение метода, посвященного изучению фрустрации как личностной характеристики, заставляет нас обратиться к не-которым теоретическим аспектам проблемы фрустрации в целом.

Интерес к фрустрации как к одной из реальных жизненных про-блем возник в 30-х годах нашего столетия, и, несомненно, толчком к этому послужили работы S. Freud. Но психологи, которые зани-мались этой проблемой, быстро обнаружили, что признание фрей-довских принципов — это одна сторона дела, а использование их в качестве основы для экспериментальных исследований — нечто другое. Это и послужило стимулом для развития теорий фрустра-ции.

В настоящее время можно говорить о следующих основных в современной зарубежной психологии теориях фрустрации: теория фрустрационной фиксации (N. К. Maier, 1949); теория фрустраци-онной регрессии (К. Вагкег, Т. Dembo, К. Lewin, 1943); теория фрустрационной агрессии (J. Dollard, 1939); эвристическая теория фрустрации (S. Rosenzweig, 1949). Наиболее завершенной и инте-ресной нам представляется созданная S. Rosenzweig эвристиче-ская теория фрустрации. Согласно этой теории фрустрация имеет место в тех случаях, когда организм встречает более или менее непреодолимые препятствия на пути к удовлетворению какой-либо жизненной потребности. Фрустрация, по S. Rosenzweig, — это способность приспособления к ситуации стресса, характерный способ поведения.

Защита организма, согласно этой теории осуществляется, на трех уровнях: клеточном (защита основана на действии фагоци-тов, антител и т. п., например, защита от инфекционных воздей-ствий); автономном — защита организма в целом от физических «агрессий» (соответствует в психологическом плане состояниям страха, страданиям, в физиологическом — изменениям, происхо-дящим в организме при стрессе); кортикальном (психологиче-ском) уровне. На этом уровне и строится, главным образом, тео-рия фрустрации, выделение соответствующих критериев с точки


зрения направленности и типа реакции личности, о которых мы говорили ранее. Это разграничение схематично и подчеркивает, что в широком смысле теория фрустрации включает все три уровня как взаимо-проникающие. Таким образом, можно сделать вывод о том, что фрустрация толкуется чрезвычайно широко (хотя разработанный S. Rosenzweig метод и предназначен для изучения третьего уровня защиты), вбирает в себя понятие стресса, а не ограничивается изучением только лишь реализации этого явления на уровне пси-хического. В этом плане нам представляется более психологическим оп-ределение Н. Д. Левитова (1967), который под фрустрацией пони-мает состояние человека, выражающееся в характерных особен-ностях переживаний в поведении и вызываемое объективно не-преодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностя-ми, возникающими на пути к достижению цели или к решению задачи. С целью большей объективизации возможного поведения че-ловека в ситуациях фрустрации различного рода и тем самым для выработки более направленных психокоррекционно-реабилитационных мероприятий можно использовать предложен-ные У. Раухфляйшем (U. Rauchfleisch, 1971) специальные диагно-стические индексы: направленности агрессии, трансформации агрессии и решения проблем. Техника их расчета следующая:
индекс направленности агрессии = E/I;
индекс трансформации агрессии = E/e;
индекс решения проблем = i/e.
Первый из этих индексов — направленности агрессии, опреде-ляя соотношение экстрапунитивных и интрапунитивных реакций, дает возможность установить преимущественную направленность агрессии субъекта во фрустрирующих ситуациях: на окружение (при индексе, большем 1) или на себя (при показателе индекса, меньшем 1). Индекс трансформации агрессии отражает соотно-шение

прямых реакций враждебности и агрессивности и стремления раз-решить фрустрирующую ситуацию с помощью других лиц, то есть в социально приемлемой для субъекта форме: при показате-лях, больших 1, преобладают прямая агрессия и враждебность; в случаях показателей, меньших 1, можно предполагать возмож-ность более социально приемлемых форм реагирования во фруст-рирующих ситуациях — путем аппелирования к окружению. На-конец, индекс решения проблем определяет способность личности самостоятельно действовать в ситуациях фрустрации (показатель индекса, превышающий 1) или стремление надеяться на помощь и содействие окружающих (показатель индекса, меньше 1).

Метод исследования фрустрации может и должен сыграть свою роль в патопсихологических исследованиях. Изучение фру-страционных реакций помогает понять происхождение неврозов, способствовать правильной организации психотерапии. Проблема фрустрации имеет прямое отношение к проблеме психопатий и психогений. В отечественных исследованиях отмечается возмож-ность применения его для дифференциальной диагностики невро-зов (Н. В. Тарабрина, Г. В. Шеряков, В. Д. Дмитриев, 1971) и нев-розоподобных состояний (Л. И. Завилянская, Г. С. Гри-горова, 1976).

Тест «Рука»

Тест «Рука» (Hand-test) — одна из проективных методик ис-следования личности. Была предложена в 1962 г. Э. Вагнером, система подсчета очков и коэффициенты разработаны 3. Пиотров-ским и Б. Бриклин. При создании методики авторы исходили из того положения, что превосходство человека над животными обу-словлено уровнем развития человеческого мозга и человеческой руки. Перестав выполнять функцию опоры при передвижении, рука приобрела свободу, стала использоваться для выполнения разнообразных функций и тем самым внесла определяющий вклад в развитие мышления. Рука непосредственно вовлечена не только во внешнюю, но и в собственную (интроспективную) активность человека.

Методика занимает промежуточное положение по степени не-определенности стимульного материала между тестом Роршаха и ТАТ. По возможности прогнозировать реальное поведение мето-дика, по мнению ее авторов, превосходит


тест Роршаха и ТАТ вследствие того, что ответы по ней более тесно связаны с моторной сферой человека.

Методика предназначена для прогнозирования и оценивания такого свойства личности, как открытое агрессивное поведение, под которым следует понимать поведение, противоречащее нор-мативно-социальному и обращающее на себя внимание окру-жающих.

Стимульный материал представляет собой 10 карточек, сле-дующих друг за другом в определенном порядке, на каждой из которых изображены контуры руки в определенном положении, причем последняя (десятая) карточка — пустая, белая. Все карточ-ки пронумерованы. Испытуемому предлагается ответить, что, по его мнению, делает рука, изображенная на каждой из предъявляе-мых карточек. Все ответы испытуемого тщательно протоколиру-ются.

В классическом варианте теста для взрослых предложена фор-мализованная оценка и отнесение ответов к одной из 14 оценоч-ных категорий. При этом подсчитывается общее количество отве-тов, количество ответов по каждой категории, процент ответов каждой категории по отношению к общему количеству ответов. Дополнительно по специальным формулам можно определить та-кие показатели, как склонность к открытому агрессивному пове-дению, степень личностной дезадаптации, тенденция к уходу от реальности, показатель возможного наличия психопатологии.

Оценочные категории методики следующие:

1. Агрессивность. 8. Калечность.

2. Директивность. 9. Описание.

3. Аффектация. 10. Напряжение.

4. Коммуникация. 11. Активные безличные ответы.

5. Зависимость. 12. Пассивные безличные ответы.

6. Страх. 13. Галлюцинации.

7. Эксгибиционизм. 14. Отказ от ответов.

Т. Н. Курбатова и О. И. Муляр (1995) приводят сведения о дос-таточной валидности методики.

В модифицированном Н. Я. Семаго для нашей страны детском варианте методики в качестве оценочных использованы:


1. Активность. 6. Коммуникация.

2. Пассивность. 7. Демонстративность.

3. Тревожность. 8. Зависимость.

4. Агрессивность. 9. Физическая дефицитарность

5. Директивность. (ущербность).

При этом, по мнению автора модификации, основным предна-значением данного проективного теста для детей является выяв-ление, во-первых, тревожности (ожидаемой агрессии извне и со-отнесение этой категории с конкретными лицами, то есть с теми, от кого ожидается агрессия), во-вторых, активности или пассив-ности ответов на предъявляемые стимулы (что является отраже-нием состояния общей психической активности ребенка и форм психологической защиты), а также коммуникативности.

Клиническая интерпретация методики является творческим процессом, который определяется как теоретическими взглядами психолога, так и опытом его работы в области психодиагностики, в частности — с данной методикой. Необходимо особо подчерк-нуть, что отнесение ответов к той или иной категории желательно производить только после уточняющих вопросов, выяснения си-туации, в которой происходит деятельность, связанная с положе-нием изображенной руки.

Все выявляемые тенденции взаимосвязаны и предопределяют друг друга, поэтому необходимо говорить не об абсолютных пока-зателях (ответах) по каждой категории, а о соотношении ответов, для чего абсолютные их значения по каждой категории должны быть переведены в проценты от общего количества ответов.

При интерпретации результатов имеет значение не только ко-личество ответов определенного типа, но и их соотношение с ко-личеством ответов других типов. Например, два-три ответа по ка-тегории «Агрессивность» на фоне полного отсутствия ответов, отражающих дружеские отношения и желание сотрудничать («Коммуникация», «Зависимость»), свидетельствуют о большей враждебности, чем пять-шесть «агрессивных» ответов в сочета-нии с пятью «доброжелательными» ответами.

Для адекватной оценки эмоционально-личностной сферы ис-пытуемого необходимо получаемые в данной методике данные со-поставлять с результатами, показанными в


других методиках (теста рисуночной фрустрации С. Розенцвейга; методик, направленных на изучение эмпатии, и т. д.).

В связи с отсутствием в настоящее время каких-либо норма-тивных оценок для различных этносоциальных общностей в раз-личных регионах нашей страны более адекватно рассматривать не абсолютные количественные оценки и параметры выполнения теста, а различные относительные характеристики — коэффици-енты.

Методика находит применение в прогнозировании правона-рушающего поведения, рецидивизма среди правонарушителей (Т. Н. Курбатова, О. И. Муляр, 1995), для уточнения клинической картины различных форм психопатологии.

В нашей стране методика адаптирована Т. Н. Курбатовой для взрослых испытуемых (старше 16 лет) и Н.Я. Семаго для детей от 4,5 до 11 лет.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.