Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО)



Патохарактерологический диагностический опросник разрабо-тан Н. Я. Ивановым и А. Е. Личко (1976, 1981) и предназначен для исследования характерологических отклонений у подростков при психопатиях и акцентуациях характера.

В отличие от К. Leonhard A. E. Личко (1977) рассматривает ак-центуацию не в личностном плане, а соотносит ее с характером, так как личность является более широким понятием, включаю-щим в себя, помимо характера и темперамента, интеллект, спо-собности, мировоззрение и т. д. Характер автор рассматривает как базис личности. Кроме того, существенное значение, по А. Е. Личко, имеет и то обстоятельство, что характер формируется в основном в подростковом возрасте, личность как целое — уже при повзрослении.

По количественным показателям (тяжесть, продолжительность и частота декомпенсаций и фаз, психогенных реакций, соответст-вие этих реакций силе и особенностям патогенных факторов, сте-пень выраженности крайних форм нарушений поведения, оценка социальной дезадаптации, глубина нарушений самооценки) выде-ляются различные степени тяжести психопатии и акцентуации ха-рактера: тяжелая, выраженная и умеренная психопатия, явная и скрытая акцентуация.

Приводим сопоставление типов акцентуации, по К. Leonhard (1976) и А. Е. Личко (1983):

 

по К. Леонгард по А. Е. Личко
Демонстративный Истероидный
Педантичный Психастенический
Застревающий -
Возбудимый Эпилептоидный
Гипертимический Гипертимный
Дистимический -
Аффективно-лабильный Циклоидный
Аффективно-экзальтированный Лабильный
Эмотивный Лабильный
Тревожный (боязливый) Сенситивный

Экстравертированный Гипертимно-конформный
Интровертированный Шизоидный
Тоже Сенситивный
- Неустойчивый
- Конформный
- Астеноневротический

А. Е. Личко обращает внимание на то, что в классификации К. Леонгард отсутствуют довольно распространенные в подростко-вом возрасте неустойчивый и конформный типы, а также астено-невротический тип. В то же время, по его наблюдениям, дистими-ческий и застревающий типы (соответственно конституциональ-но-депрессивный и паранойяльный по П. Б. Ганнушкину, 1933) в подростковом возрасте практически не встречаются.

ПДО предназначен для определения в подростковом возрасте (14—18 лет) типов характера при конституциональных и органи-ческих психопатиях, психопатических развитиях и акцентуациях характера. Допускается расширение возрастного диапазона ис-пользования опросника в интервале от 12 до 20 лет, однако точ-ность получаемых в этом случае результатов требует более тща-тельного сопоставления с клиническими данными.

В соответствии с концепцией психологии отношений А. Ф. Лазурского (1912) и В. Н. Мясищева (1949, 1953, 1960) в опрос-ник включены основные, имеющие актуальное значение для под-ростков, проблемы: самочувствие, настроение, сон и сновидения, пробуждение, аппетит и отношение к одежде, деньгам, к родите-лям и друзьям, к окружающим и незнакомым людям, к одиноче-ству, будущему, новому, неудачам, приключениям и риску, ли-дерству, критике и возражениям, опеке и наставлениям, правилам и законам, оценка себя в детстве, отношение к школе, оценка себя в данный момент. Каждой проблеме в ПДО соответствует от 10 до 20 предложений, из которых на первом этапе исследования под-росток должен выбрать одно или несколько (до 3, но не больше 3) утверждений. Ему разрешается и отказ выбора по нескольким проблемам, что, однако, является нежелательным, так как может значимо снижать информативность получаемых результатов. На втором этапе исследования подростка просят выбрать


наиболее неподходящие, отвергаемые ответы (тоже не более 3). Такая свобода выбора рассматривается как более предпочтитель-ное явление по сравнению с альтернативными ответами типа «да» и «нет», обычно применяемыми в большинстве личностных оп-росников.

Система оценок позволяет выяснить, к какому типу ак-центуации подросток в действительности относится.

Тип акцентуации считается неопределенным, если по оценоч-ным шкалам не достигнут специально разработанный показатель (минимальное диагностическое число — МДЧ) ни по одному из типов.

В современном варианте ПДО (1981) раскодирование по шка-ле субъективной оценки обычно не проводится, за исключением случаев, когда исследующий специально ставит перед собой цель дать характеристику того, каким себя видит или хотел бы видеть подросток. В основном же обработка результатов начинается с раскодирования по шкале объективной оценки. С этой целью строится график, в котором по вертикали соответственно каждому типу акцентуации откладываются баллы, полученные на обоих этапах исследования.

Оценка графика производится в следующем порядке: опреде-ляются степень конформности, показатель негативного отноше-ния к обследованию, возможная склонность к диссимуляции, сте-пень откровенности, возможность органической природы психо-патии или акцентуации, отражение в самооценке склонности к реакции эмансипации, психологическая склонность к делинквент-ному поведению и к алкоголизации.

В практике патопсихологи часто расширяют возрастной диа-пазон применения ПДО — от 10 до 25 лет

В детском возрасте возможности применения ПДО ограниче-ны, особенно для обследования детей дошкольного возраста. В этих случаях определение типа акцентуации производится глав-ным образом путем опроса ребенка и его родителей. При массовых исследованиях предложена методика определения типа акцентуа-ции характера с помощью эталонов (И. В. Крук, 1983). Эталоны представляют собой карточки, содержащие описания типов ак-центуации, составленные с учетом интересов и поведенческих особенностей детей дошкольного возраста. Карточки-эталоны предъявляются для ознакомления родителям, и по их выбору опре-деляется тип акцентуации характера ребенка.


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.