Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Детской апперцепции тест (CAT)



Предложен Л. Беллаком и С. Беллак в 1949 г. (L. Bellak, S. Bel-lak). Является родственной ТАТ методикой исследования личности и предназначен для обследования детей в возрасте от 3 до 10 лет. Впер-вые идея создания методики была выдвинута Э. Криссом, который считал, что дети гораздо легче и лучше идентифицируют себя с жи-вотными, чем с людьми. В соответствии с этими представлениями В. Ламонт создала картинки с изображениями различных живот-ных, причем часть из них содержит изображения животных в антро-поморфическом стиле, другая часть — такими, как они есть в природе. Стимульный материал методики представлен 10 черно-белыми ри-сунками. Все они выполнены в манере, характерной для детских книг. Содержание рисунков следующее (рис. 20):

рисунок 1 — цыплята рассажены вокруг стола, на котором сто-ит большая миска с едой. Сбоку — неясно очерченная большая курица;

рисунок 2 — один медведь тянет канат с одной стороны, а дру-гой медведь и маленький медвежонок — с другой;

рисунок 3 — лев с трубкой и тростью сидит в кресле, в правом нижнем углу из норки высовывается мышонок;

рисунок 4 — кенгуру с капором на голове несет корзину с бу-тылкой молока, в ее сумке — малыш-кенгуренок с воздушным шаром. На велосипеде едет малыш-кенгуру, по размерам больше того, который сидит в сумке;

рисунок 5 — затемненная комната: вдали большая кровать, пе-ред ней — колыбелька, в которой находятся два медвежонка;

рисунок 6 — темная пещера с двумя неясно очерченными фигу-рами, на дальнем плане — медведь, на переднем плане — лежа-щий медвежонок;

рисунок 7 —- тигр с выпущенными когтями и клыками прыга-ет на обезьяну, которая в это время тоже прыгает и находится в воздухе;

рисунок 8 — две взрослые обезьяны сидят на диване и пьют чай из чашек. На переднем плане одна взрослая обезьяна сидит и разговаривает с маленькой;

рисунок 9 — через открытую дверь освещенной комнаты видна темная комната, в ней — детская кроватка, в которой сидит кро-лик и смотрит в открытую дверь;

рисунок 10 — щенок лежит между лапами большой собаки, обе фигуры изображены с минимальным числом внешне выраженных черт. Фигуры находятся в ванной комнате.



 


Рис. 20а. Образцы картин САТ(2).



 

 


Рис. 206, Образцы картин САТ(З).


Рис. 20в. Образцы картин САТ(8).

По мнению авторов методики, каждой из картин соот-ветствует определенная тема. Это:

1) проблема питания, удовлетворение или фрустрация;

2) проблема борьбы со страхом, сопровождающимся агрес-сией;

3) проблема взаимоотношений с отцом, власти, агрессия;

4) проблема взаимоотношений с матерью, детей между со-
бой, темы питания, кормления;

5) тема догадок, наблюдений, смущения, взаимодействия и взаимоисследования детьми друг друга;

6) проблема ревности, отношений между родителями;

7) тема страха агрессии и способов его предупреждения, возможность избежать агрессии;

8) проблема места ребенка в системе семейных отношений;

9) тема боязни темноты, страха остаться одному, ухода ро-
дителей, любопытства;

10) тема моральных отношений, умения следить за собой.


Техника проведения методики близка к технике проведения классического ТАТ. Необходимо перед началом исследования установить с ребенком хорошую эмоциональную связь. Однако это не всегда легко, особенно, если ребенок маленький или у него наблюдаются различные отклонения в развитии. Лучше, когда удается представить исследование в виде своего рода игры. В ин-струкции ребенку предлагается рассказать, что происходит на картинке, что делают животные в данный момент, что предшест-вовало данной ситуации и что случится позже. Целесообразно во время исследования поощрять ребенка. При проведении исследо-вания все картинки, не участвующие непосредственно в работе, должны быть вне поля зрения ребенка. Необходимо предъявлять картинки в строгой последовательности, в соответствии с их ну-мерацией.

Все рассказы ребенка записываются либо самим исследующим, либо с помощью скрытого микрофона на магнитофон.

В отличие от техники проведения ТАТ и родственных ему ме-тодик у взрослых, в случае проведения САГ ребенка можно пре-рвать, если, конечно, в этом возникает крайняя необходимость.

Интерпретация САГ имеет свои особенности. Это прежде все-го касается того, что на первом месте при интерпретации CAT вы-деляют актуализируемую ребенком тему — необходимо понять, почему он составляет именно такой, а не другой рассказ. Надо проследить, не повторяются ли сходные темы из рассказа в рас-сказ. Далее выделяют главного героя рассказа; отмечают случаи, когда испытуемые идентифицируют себя с героями другого пола, что может косвенно указывать на нарушения полоролевой ориен-тировки. Устанавливают главные потребности и побуждения ге-роя. Авторы методики предлагают также обращать внимание на отражение в рассказах ребенка самовоображения, под которым они понимают представление испытуемого о своем внешнем ви-де, своем теле и своей социальной роли. Следующими опорными пунктами при интерпретации рассказов является анализ представ-ления в них лиц, объектов, обстоятельств; пропущенных лиц, объ-ектов и установить, с кем идентифицирует себя ребенок, каким способом он реагирует на окружающих, какие важнейшие кон-фликты актуализирует он в своих рассказах. Выясняют природу беспокойства и тревоги и основные средства защиты, используе-мые ребенком.


Опыт применения CAT в течение длительного времени и спе-циально проведенные исследования показали, что первоначальная гипотеза о том, что ребенок лучше идентифицирует себя с живот-ными, а не с людьми, не получила подтверждения. Это послужило основанием для создания авторами методики в 1966 г. нового вари-анта CAT с изображениями людей (САТ-Н).

Детский тест апперцепции может быть использован в опреде-лении того, какие динамические факторы определяют поведение ребенка в различных ситуациях, в научных исследованиях, как игровая методика.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.