Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Личностной тревожности Спилбергера



Шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера (С. D. Spielberger, 1970, 1972) различает понятие тревоги как состоя-ния и тревожности как черты, свойства личности. Тревога харак-теризуется различной интенсивностью, изменчивостью во време-ни, наличием осознаваемых неприятных переживаний напряжен-ности, озабоченности, беспокойства, опасений, выраженной акти-вацией деятельности вегетативной нервной системы. Возникает тревога как реакция человека на различные стрессы, чаще психо-генного, социально-психологического характера. Личностную тревожность автор рассматривает как свойство индивида, она яв-ляется конституциональным признаком, относится к предраспо-ложенности. Личностная тревожность — это относительно посто-янное свойство человека видеть угрозу своему благополучию в са-мых различных ситуациях. Личностная тревожность является пре-диспозицией,


облегчающей возникновение реакций тревоги. Шкала тревоги Тейлор, в сущности, направлена на измерение личностной тре-вожности, а не состояний реактивной тревоги.

Шкала Ч. Д. Спилбергера учитывает дифференциацию факто-ров личностной тревожности и реактивной тревоги. Она пред-ставляет собой опросник, состоящий из двух подшкал.

Подшкала личностной тревожности включает в себя 20 утвер-ждений, которые обследуемый должен оценить по 4-балльной системе: «почти никогда», «иногда», «часто», «почти всегда». Примеры утверждений по этой подшкале: я слишком переживаю из-за пустяков; я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей.

Подшкала реактивной тревоги также состоит из 20 утвержде-ний. Из них 10 констатируют, а 10 отрицают наличие тревоги. Оценка утверждений: «нет, это совсем не так», «пожалуй, так», «верно», «совершенно верно». Примеры утверждений по подшка-ле реактивной тревоги: я не нахожу себе места; мне ничто не уг-рожает.

Шкала Ч. Д. Спилбергера крайне проста, она относится к экс-пресс-методикам, и применение ее требует очень мало времени. В СССР шкалу Ч. Д. Спилбергера модифицировал, адаптировал и стандартизировал Ю. Л. Ханин (1976, 1978). Им же получены ориентировочные нормативы: низкий уровень тревоги — 20—34 балла, средний уровень — 35—44 балла, высокий уровень — 46 баллов и выше. Суммарные оценки получаются путем подсчета результатов с помощью ключа, учитывающего инвертированные утверждения. Методика может представить интерес для обследо-вания лиц с широким спектром различных расстройств, особенно больных с депрессивными и тревожно-депрессивными состоя-ниями различного генеза.

В настоящее время разработаны многочисленные тесты тре-вожности, направленные на изучение различных аспектов со-стояний тревожности и тревоги. По-прежнему высокоактуальным остается исследование взаимосвязи черт и состояний тревожно-сти/озабоченности. Наиболее применяемыми являются следую-щие методики: Интегративный тест тревожности — ИТТ (Л. И. Вассерман и соавт., Россия), Тест тревожности для детей (TASC), Специфический кардиологический тест тревожности — SCAI


(Румыния), «Картиночный» тест PETER — Pictorial Evaluation of Test Reactions (Израиль).
Метод Бекмана — Рихтера Разработан D. Beckmann и Н. Е. Richter (1972) для ис-следования личности и анализа социальных отношений, в особен-ности отношений в малых группах. Тест дает представление о том, какими обследуемые видят себя, какими бы они хотели ви-деть себя, какими они видят других, какими их видят окружаю-щие, каким, по их мнению, должен быть идеальный представи-тель той или иной группы. Тест стандартизован на лицах в возрасте 18 лет и включает 3 варианта 40 одних и тех же биполярных утверждений («Я», «Он», «Она»). В опроснике выделяются 6 основных шкал и 2 шкалы тенденций. I. Шкала социального резонанса (от негативного к позитивному). Отрицательный полюс характеризуется непривлекательно-стью, малым интересом к своей внешности, неуважением ок-ружающих, их нелюбовью. Соответственно на положительном полюсе располагаются лица привлекательные, умеющие по-стоять за себя, уважаемые и ценимые другими людьми. Итак, в первой шкале изучается вопрос о взаимоотношении с окруже-нием, определенный аспект социальной роли. Пример утверждений:
Считаю, что мне... 3 2 10 12 3 ...скорее легко завоевать
скорее трудно Симпатии и других людей.
II. Шкала доминантности (уступчивости). На одном полюсе — лица, легко вступающие в споры, своенравные, нетерпеливые, склонные к доминированию, на другом — уступчивые, редко вступающие в споры, терпеливые. Пример утверждений:
Считаю, что я скорее 3 2 1012 3 ... скорее предпочитаю
стремлюсь управлять следовать воле,
другими, чем... указаниям других.
III. Шкала контроля (недостаточно контролиру ющие себя — упорядоченные, с высоким уровнем самоконтроля). Для пер-вых характерны неупорядоченность, непостоянство,



 


Пример утверждений:
Мне кажется, что по 3 2 10 12 3 ,,скорее необщителен,
характеру я скорее замкнут
общителен...
Две дополнительные шкалы основаны на подсчете зачеркнутых
обследуемым нулей и зачеркнутых троек. В первом случае высокий
показатель рассматривается как проявление эмоционального без-
различия к выполняемому заданию, во втором — указывает, на-
пример, на возбужденное состояние, низкий самоконтроль. Эти
шкалы играют роль оценочных, они характеризуют установку лич-
ности на ситуацию исследования, в каждом отдельном случае по-
вышение количества такого рода ответов требует тщательного ана-лиза. Обследуемый по каждому утверждению отмечает свою лично-
стную позицию. Сумма этих «сырых» оценок переносится на бланк
протокола с помощью специального ключа. Сверху на бланке про-
токола обозначены соответствующие «сырым» оценкам стандарт-
ные единицы. При групповых исследованиях, когда нет необходимо-
сти вычерчивать индивидуальные профили, перевод оценок в стан-
дартные осуществляется с помощью таблицы.
Авторы подвергали результаты исследования психоана-
литической интерпретации, однако они указывают, что такая трак-
товка данных не обязательна, сам по себе диагностический про-
филь не требует каких-либо концептуальных трактовок, он пред-
ставляет просто цепь подтвержденных математическим анализом
связей между отдельными признаками.
При повторном использовании теста в ходе психотерапии
можно убедиться в изменении взаимоотношений между врачом и
больным. Так, при успешности лечения самооценка больного все
больше будет приближаться к оценке его врачом и, наоборот, бу-
дет все больше отличаться, если терапия не приносит больному
облегчения. Оценка врача больным содержит ожидания и уста-
новки, определяемые социальными и социально-
психологическими факторами. В ходе лечения эта оценка также может меняться. Эта возможность применения теста Бекмана — Рихтера была
убедительно показана X. Гоза Леоном (1982), проводившим исследо-
вание взаимоотношений между врачом и больным в клинике неко-
торых психосоматических заболеваний.

Он обследовал больных, страдающих, по М. Bleuler, истинными психосоматозами — язвенной болезнью желудка и двенад-цатиперстной кишки, ишемической болезнью сердца, бронхиальной астмой. В качестве основных методов исследования автор использо-вал тест Бекмана — Рихтера и применявшийся ранее В. А. Ташлыко-вым (1974) метод оценочного конструирования, в котором характе-ристика личности воссоздается путем оценки ее по стандартному на-бору личностных свойств. Исследования X. Гоза Леона показали вы-сокую степень корреляции между этими методиками. Анализ полу-ченных данных позволил автору выделить два образа лечащего врача — сопереживающий и эмоционально нейтральный. Из них первый является идеальным образом лечащего врача, а второй — нежела-тельным. Соответственно были выделены основные типы эмоцио-нального контакта между врачом и больным и формы ролевого по-ведения врача (руководство, партнерство, руководство — партнерст-во). Автор показал, что система взаимоотношений врача и больного в процессе лечения не является стабильной, она представляет крайне подвижный процесс, отражающий роль множества факторов и имеющий большое значение для эффективности лечения, особенно психотерапии. Аналогичные данные были получены В. А. Ташлыко-вым (1974, 1978), изучавшим взаимоотношения между психотера-певтом и больными неврозами.

Важность таких исследований заключается в том, что знание установок больного в отношении лечащего врача, своей болезни и ее лечения позволяет врачу управлять процессом установления оптимального эмоционального контакта, разрабатывать и осуще-ствлять реабилитационные мероприятия.

Метод Роршаха

Стимульный материал метода Роршаха (Х. Роршах, 1921) состоит из 10 таблиц с полихромными и одноцветными симмет-ричными изображениями, «пятнами» (рис. 18.). Каждое изобра-жение демонстрируется обследуемому последовательно, при этом ему предлагается ответить на вопросы: «Что это может быть? На что это похоже?». В процессе исследования обследуемый не по-лучает никакой дополнительной информации. Все интересующие экспериментатора вопросы могут быть заданы только после окон-чания исследования.



Полученные ответы-интерпретации дословно прото-колируются. Формализация интерпретаций проводится по сле-дующим пяти счетным категориям.

1. Локализационная особенность интерпретации. Здесь регист-рируется, был ли представленный ответ целостным, то есть охватывающим все изображение (W), или относился к какой-либо детали (D, Dd).

2. Детерминанты, или характеристика «качества» ответа. При создании образа обследуемый может отдавать предпочте-ние форме изображения (F) или выделять цвет, который может быть в различных сочетаниях с формой (FC, CF, С), полутона (с', с). Осматривать в созданном образе движение (М).

3. Знак формы. Форма оценивается положительным (+) или от-рицательным знаком (-), который показывает, насколько адек-ватно отражены форма пятна, его контуры в созданном образе. В качестве критерия служат интерпретации здоровыми соот-ветствующих изображений и их деталей.

4. Учет содержания интерпретации, которое может быть са-мым разнообразным. Например, изображение трактуется как человек (Н), животное (А), огонь (Fi) и т д.

5. Дополнительные факторы. Прежде всего здесь может быть отмечена оригинальность (Or) или популярность (Р) интерпре-тации, а затем уже и те факторы, которые не имеют особо раз-работанной системы обозначений, представляя собой важные качественные характеристики ответа (например, персеверации, описание вместо интерпретации и т. п.).

Показатель оригинальности ответов различается в зависимо-сти от четкости формы. При ответах по форме и цвету и чисто цветовых показатель оригинальности обозначается знаком () и свидетельствует не об оригинальности мышления или фантазии, а о патологической дезорганизации мышления. Учет дополнитель-ных факторов позволяет получить ценные данные, особенно при обследовании психически больных.

Таким образом, каждая интерпретация обследуемого получает определенный формализованный вид, например: табл. II — «два человека, пожимающих друг другу руки». Ответ приобретает вид: WM+H, то есть изображение интерпретировано


в целом (Ц), обследуемый видит человеческие существа в движе-нии (М), знак формы положительный, поскольку большинство обследуемых усматривают здесь двух людей, по содержанию — человек (Н).

В многочисленных исследованиях была выработана опреде-ленная психологическая характеристика показателей метода Рор-шаха. Рассмотрим психологическое значение некоторых показа-телей.

Прежде всего о том, что представляет различный подход об-следуемого к интерпретации изображений (выбор целого или де-талей). Значительное количество целостных интерпретаций с по-ложительным знаком свидетельствует о богатстве воображения, способности к синтезу, критичности ума. Если появляются цело-стные интерпретации с отрицательным знаком формы, это рас-сматривается как нарушение в синтезе, отсутствие критичности.

Выбор детали изображения для построения образа является наиболее частым и свидетельствует (при наличии положительной формы) о конкретной интеллектуальной активности обследуемо-го. Мелкие дробные детали (Dd) с негативной формой появляются преимущественно у психически больных, для здоровых они неха-рактерны.

Как уже указывалось, детерминанты являются важнейшими категориями подсчета, основная информация о личности, по Н. Rorschach, может быть получена только при тщательном изуче-нии «качества» ответов.

Наиболее часто в протоколах исследования, по Н. Rorschach, появляется детерминанта формы. Перцептивная деятельность об-следуемого в процессе нахождения «сходства» связана с привле-чением данных из прошлого опыта. Необходима также и критич-ность подхода к актуализируемым образам, выбор наиболее отве-чающего форме изображения. В связи с этим процент положи-тельных форм выступает в качестве своеобразного показателя «четкости перцепции», который рассматривается как отражаю-щий некоторые интеллектуальные особенности личности.

Кинестетические интерпретации (М), по данным литературы, характеризуют степень внутренней активности, творческое вооб-ражение, свидетельствуют о глубоких и наиболее индивидуаль-ных тенденциях личности.

С этим можно вполне согласиться, ибо здесь, помимо уста-новления сходства, снятия неопределенности, что уже само по себе требует определенного уровня активности,


появляется качественно новый элемент — внутренняя активность, не обусловленная внешними факторами, поскольку движения как такового в изображении не содержится.

Интерпретации, в которых учитывается цвет изображения, от-носятся к оценке эмоциональной сферы, причем степень участия формы указывает на различные виды контроля со стороны интел-лекта.

Реже в протоколах появляются ответы с учетом различных от-тенков и густоты серого цвета (с', с). К этой разновидности отве-тов относятся определение поверхностей (шероховатая/гладкая и т.п.), учет светотени (рентгеновские снимки, дым и др.). Интер-претация этих показателей, пожалуй, наименее разработана. В целом можно сказать, что эти ответы рассматриваются как обо-значающие беспокойство, тревожность.

При оценке содержания интерпретации (Н, Аи др.) могут быть вскрыты персеверативные тенденции, предпочтительные темы и ряд других личностных особенностей.

Диагностическая ценность отдельных показателей метода, не-смотря на их важность, невелика. Существующие в настоящее время диагностические схемы предусматривают учет и анализ целостной картины, все показатели изучаются во взаимосвязи. Так, была показана необходимость комплексного рассмотрения ряда показателей (WF+M и Ог) для оценки интеллектуальных воз-можностей обследуемого (В. A. Wysocki, 1957).

Определяющим в диагностике, по Н. Rorschach, является уста-новление типа переживания личности. Здесь мы должны коснуть-ся представлений Н. Rorschach о структуре личности. Как уже от-мечалось (В. Н. Мясищев, И. Г. Беспалько, И. Н. Гильяшева, Б. Д. Карвасарский, Т. А. Немчин, 1969), общие психологические предположения, выдвинутые Н. Rorschach, настолько немного-численны и просты, что не противоречат тем или иным теориям личности. Н. Rorschach исходил из положения о том, что чело-веческая активность определяется как внутренними, так и внеш-ними побуждениями. В связи с таким пониманием активности, в которой выражается личность тем отчетливее, чем менее стерео-типны («структурированы») вызывающие ее стимулы, и были вве-дены автором понятия интроверсии и экстраверсии. Каждое из этих понятий соответствует


совокупности определенных черт личности, связанных с преоб-ладающим видом активности.

В эксперименте чувствительность к внутренним побуждениям представлена кинестетическими интерпретациями, к внешним — цветовыми. По их соотношению (М:С) и устанавливается «тип переживания».

Типология Роршаха представляет собой качественно новый этап в понимании интроверсии и экстраверсии. В противовес С. Jung с его пониманием интроверсии как состояния Н. Rorschach представляет интроверсию и как процесс, и как гибкую возмож-ность ухода в себя в зависимости от обстоятельств, условий сре-ды. Лишь ригидное преобладание интроверсивных тенденций по-зволяет говорить нам об интроверсии как о патологическом со-стоянии, что Н. Rorschach неоднократно подчеркивает.

Далее Н. Rorschach отмечает, что понятию интроверсии в обычном смысле противостоит понятие экстраверсии, однако со-гласно автору использование такой терминологии создает то не-удобство, что может быть сделан вывод о реальной противопо-ложности экстраверсии и интроверсии. В силу этих обстоятельств и вводится понятие «экстратенсия».

Амбиэквальный тип переживания, по Н. Rorschach, ха-рактеризуется возможностью обнаружения у одного и того же ли-ца чередования интроверсивных и экстратенсивных тенденций. Периоды сосредоточенности на собственных переживаниях у та-ких людей чередуются с периодами обращения к активности во внешнем мире.

Коартивный тип характеризуется отсутствием или ма-лочисленностью как кинестетических, так и цветовых ответов. Н. Rorschach различал коартированный (ОМ и ОС) и коартативный (IM и 1С, IM и ОС, ОМ и 1С) типы переживания в зависимости от количества ответов по цвету и кинестетических, однако большого практического значения это разделение не имеет, и оба эти типа переживания объединяются в понятие «коартивный тип» (Л. Ф. Бурлачук, 1979).

Таким образом, мы должны сделать вывод о том, что подход Н. Rorschach к исследованию личности характеризуется дина-мичностью. Смысл выделения типов, по Н. Rorschach, заключает-ся не столько в академической классификации людей, сколько в его клиническом значении


(В. Н. Мясищев, И. Г. Беспалько, И. Н. Гильяшева, 1969).

В настоящее время в отечественной патопсихологии наблюда-ется все более частое использование метода Роршаха для решения некоторых теоретических и практических задач. Это связано с преодолением ряда трудностей. Так, И. Г. Беспалько (1978) к сла-бым сторонам метода относит сравнительно большой субъекти-визм в обобщающей интерпретации экспериментальных данных. Е. Т. Соколова (1980) указывает на эмпиричность соотнесения от-дельных показателей с определенными параметрами личности. Она же считает дискуссионным вопрос о том, что выявляет тест Роршаха — структуру личности или частные индивидуальные осо-бенности.

Более широкому использованию метода Роршаха у нас должно предшествовать серьезное его изучение в аспекте практического использования при обязательном сопоставлении с данными, по-лучаемыми с помощью других методов, и теоретическая разра-ботка его методологических основ.

В связи с этим можно указать на работы, авторы которых со-общили результаты, полученные с помощью метода Роршаха при исследовании реактивных состояний (Н. Н. Станишевская, 1970, 1971), эпилепсии (В. М. Блейхер, Л. Ф. Бурлачук, 1971; Л. Ф. Бур-лачук, 1972; И. И. Белая, 1978; И. И. Белая, В. А. Торба, 1978), при патологии лимбико-ретикулярного комплекса (А. М. Вейн, П. И. Власова, О. А. Колосова, 1971).

Значительным вкладом в разработку теоретических и практи-ческих основ метода Роршаха, способствующим его практическо-му применению, являются монография Л.Ф. Бурлачука (1979) и методическое пособие И. И. Белой (1978).

Анализ проблемы дает основания думать, что метод Роршаха в патопсихологии окажется полезным главным образом в плане диаг-ностики индивидуальных свойств личности, особенно в психоте-рапевтической и реабилитационной работе. Использование его в целях нозологической диагностики представляется нам менее пер-спективным, однако и здесь данные, получаемые с помощью метода Роршаха в комплексе с другими экспериментально-психологическими методами и методиками, существенно дополня-ют картину патопсихологического синдрома.


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.