Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Опросник для исследования акцентуированных свойств личности



Опросник для исследования акцентуированных свойств лич-ности разработан Н. Schmieschek (1970) на основе концепции ак-центуированных личностей К. Leonhard, (1964, 1968). Согласно ей существуют черты личности (акцентуированные), которые сами по себе еще не являются патологическими, однако могут при оп-ределенных условиях развиваться в положительном и отри-цательном направлениях. Эти черты являются как бы заострением некоторых, присущих каждому человеку, неповторимых, индиви-дуальных свойств, крайним вариантом нормы. У психопатов эти черты достигают особенно большой выраженности. По наблюде-ниям К. Leonhard, неврозы, как правило, возникают у акцентуиро-ванных


личностей. Э. Я. Штернберг (1970) проводит аналогию между по-нятиями «акцентуированная личность» К. Леонгард и «шизоти-мия» Е. Кречмер. Выделение группы акцентуированных лично-стей может оказаться плодотворным для разработки вопросов клиники и этиопатогенеза в пограничной психиатрии, в том числе и при изучении соматопсихических коррелятов при некоторых соматических заболеваниях, в происхождении которых видную роль играют личностные особенности заболевшего. По мнению Э. Я. Штернберга, концепция акцентуированных личностей может оказаться полезной и для изучения свойств личности родственни-ков психически больных.

К. Леонгард выделял 10 основных типов акцентуации:

1. Гипертимныеличности, характеризующиеся склонностью к повышенному настроению.

2. «Застревающие» личности — со склонностью к задержке, «за-стреванию» аффекта и бредовым (паранойяльным) реакциям.

3. Эмотивные, аффективно-лабильные личности.

4. Педантичныеличности, с преобладанием черт ригидности, малой подвижности нервных процессов, педантизма.

5. Тревожныеличности, с преобладанием в характере черт тре-вожности.

6. Циклотимныеличности, со склонностью к фазным ко-лебаниям настроения.

7. Демонстративныеличности — с истерическими чертами ха-рактера.

8. Возбудимыеличности — со склонностью к повышенной, им-пульсивной реактивности в сфере влечений.

9. Дистимическиеличности — со склонностью к расстройствам настроения, субдепрессивные.

10. Экзальтированныеличности, склонные к аффективной эк-зальтации.

Все эти группы акцентуированных личностей объединяются К. Леонгард по принципу акцентуации свойств характера или темпе-рамента. К акцентуации свойств характера, "особенностей стрем-лений" относятся демонстративность (в патологии — психопатия истерического круга), педантичность (в патологии — ананкастиче-ская психопатия), склонность к «застреванию» (в патологии — паранойяльные


психопаты) и возбудимость (в патологии — эпилептоидные пси-хопаты). Остальные виды акцентуации К. Леонгард относит к осо-бенностям темперамента, они отражают темп и глубину аффек-тивных реакций.

Опросник Шмишека состоит из 88 вопросов. Приводим харак-терные вопросы:

Для выявления гипертимности:

• Предприимчивы ли вы? (Да).

• Можете ли вы развлекать общество, быть душой компании? (Да).

Для выявления склонности к «застреванию»:

• Отстаиваете ли вы энергично свои интересы, когда по отноше-нию к вам допускают несправедливость? (Да).

• Заступаетесь ли вы за людей, по отношению к которым допу-щена несправедливость? (Да).

• Упорствуете ли вы в достижении цели, если на пути встреча-ется много препятствий? (Да).

Для выявления педантичности:

• Не возникают ли у вас по окончании какой-нибудь работы со-мнения в качестве ее исполнения и не прибегаете ли вы к про-верке — правильно ли все было сделано? (Да).

• Раздражает ли вас, если занавес или скатерть висят неровно, стараетесь ли вы это поправить? (Да).

Для выявления тревожности:

• Не боялись ли вы в детские годы грозы, собак? (Да).

• Беспокоит ли вас необходимость спуститься в темный погреб, войти в пустую неосвещенную комнату? (Да).

Для выявления циклотимности:

• Бывают ли у вас переходы от веселого настроения к очень тоскливому? (Да).

• Случается ли с вами, что, ложась спать в отменном на-строении, утром вы встаете в плохом расположении духа, ко-торое длится несколько часов? (Да).

Для выявления демонстративности:

• Случалось ли вам рыдать, переживая тяжелое нервное потря-сение? (Да).

• Охотно ли вы в школе декламировали стихи? (Да).

• Не трудно ли вам выступать на сцене или с кафедры перед большой аудиторией? (Нет).


Для выявления возбудимости:

• Легко ли вы впадаете в гнев? (Да).

• Можете ли вы, сердясь на кого-нибудь, пустить в ход руки? (Да).

• Совершаете ли вы под влиянием алкоголя внезапные, импуль-сивные поступки? (Да).

Для выявления дистимичности:

• Способны ли вы быть шаловливо-веселым? (Нет).

• Нравится ли вам бывать в обществе? (Нет). Для выявления экзальтированности:

• Бывают ли у вас состояния, когда вы преисполнены счастья? (Да).

• Можете ли вы под влиянием разочарования впасть в отчаяние? (Да).

Ответы на вопросы заносятся в регистрационный лист, а затем с помощью специально подготовленных ключей подсчитывается показатель по каждому из видов личностной акцентуации. Ис-пользование соответствующих коэффициентов делает эти показа-тели сопоставимыми. Максимальный показатель по каждому виду акцентуации - 24 балла. Признаком акцентуации считается пока-затель, превосходящий 12 баллов. Результаты можно выразить графически в виде профиля личностной акцентуации. Можно подсчитать и средний показатель акцентуации, равный частному от деления суммы всех показателей по отдельным видам акцен-туации на 10. Методика Шмишека была адаптирована и для ис-следования детей и подростков с учетом их возрастных особенно-стей и интересов (И. В. Крук, 1975).

Одним из вариантов опросника Шмишека является опросник Литтманн — Шмишека (Е. Литман, К. Дж. Шмишек, 1982). Он включает в себя 9 шкал из опросника Шмишека (исключена шкала экзальтированности) с добавлением шкал экстра-интроверсии и искренности (лжи) по Н. J. Айзенк. Этот опросник был адаптирован и стандартизован нами (В. М. Блейхер, Н. Б. Фельдман, 1985). Оп-росник состоит из 114 вопросов. Оценка ответов производится с по-мощью специальных коэффициентов. Результаты по отдельным шкалам от 1 до 6 баллов рассматриваются как норма, в 7 баллов — как тенденция к акцентуации, в 8 баллов — как проявление явной личностной акцентуации.


Для определения надежности результатов, их достоверности в статистически значимой группе больных обследование проводи-лось по опроснику и с помощью эталонов — карт, содержащих перечень основных признаков видов акцентуации. Отбор этало-нов производился близкими больному людьми. При этом совпа-дение было обнаружено в 95 % случаев. Такой результат свиде-тельствует о достаточной точности опросника.

Общее число акцентуированных личностей среди здоровых обследуемых составляло 39 %. По К. Leonhard, акцентуация на-блюдается примерно у половины здоровых.

По данным исследования здоровых близнецовым методом (В. М. Блейхер, Н. Б. Фельдман, 1986) обнаружена значительная на-следуемость типов личностной акцентуации, их значительная ге-нетическая детерминированность.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.