Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Методика диагностики межличностных



(интерперсональных) взаимоотношений Т. Лири

Усиление внимания к методикам исследования меж-личностных отношений в психодиагностике в первую очередь связано с утверждением в науке таких теорий личности, в кото-рых межличностным отношениям приписывается значение ее главных составляющих. Прежде всего это теории личности, соз-данные Н. S. Sullivan (1953) и В. Н. Мясищевым (1960).

Н. S. Sullivan указывает на то, что для индивида чрезвычайно важную роль играют оценки и мнения значимых для него окру-жающих; именно под влиянием этих оценок и мнений происходит персонификация индивида, формируется его личность. В процессе взаимодействия с окружением личность проявляет себя в стиле межличностных отношений, стремясь постоянно сообразовывать свое поведение с оценками значимых для нее других.

Эти положения явились основой для разработки Т. Лири (Т. Leary, 1956) методики диагностики межличностных отношений. Она представляет собой список из 128 относительно простых по формулировке характеристик, на которые испытуемый должен ответить, подходит ли к нему данная характеристика («да», «вер-но») или не подходит («нет», «неверно»). В классическом варианте методики исследуемому предлагают самооценить свое актуальное «Я» (свое реальное «Я», то есть представление о себе на момент


проведения исследования); методика позволяет также изучить идеальное «Я» испытуемого (то, каким он себя хочет видеть), а также самый широкий спектр актуальных (реальных) и идеальных представлений испытуемого об окружающих его людях (родст-венниках, сослуживцах, знакомых и т. д.).

Примеры характеристик-эпитетов опросника:

1. Умеет нравиться.

6.Независимый.

16. Часто разочаровывается.

24. Ищущий одобрения.

70. Надменный и самодовольный.

100. Деспотичный.

111. Упрямый и т.д.

В ходе выполнения методики испытуемый в специально пред-ложенном бланке для ответов зачеркивает, при согласии с ним, порядковый номер соответствующего утверждения; незачеркну-тыми остаются номера тех характеристик, которые отражают от-сутствующие у испытуемого свойства. По специальному ключу подсчитываются баллы по 8 выделенным Т. Лири вариантам (ок-тантам) межличностного взаимодействия. Возможно также на ос-новании полученных по 8 октантам цифровых значений подсчи-тать векторы доминирования (V) и доброжелательности (G), но эти недостаточно информативны.

Для проведения обследования обычно требуется не более 20 минут.

Оценка результатов исследования базируется на пред-ставлениях Т. Лири о том, что в межличностных отношениях име-ются две главные оси: доминирование — подчинение и дружелю-бие — агрессивность. Соответственно этим осям группируются восемь психологических тенденций (октантов), степень выра-женности которых отражает определенные личностные модально-сти — от положительных до отрицательных.

Октантыэти следующие:

I. Лидерство — властность — деспотичность.

При умеренно выраженных баллах выявляет уверенность в се-бе, умение быть хорошим советчиком, наставником, организато-ром, руководителем. При высоких показателях — нетерпимость к критике, переоценка собственных возможностей, вплоть до черт


деспотизма, императивной потребности командовать другими, дидактического стиля высказываний.

II. Уверенность в себе — самоуверенность — самовлюбленность.
При умеренных показателях — уверенность, независимость,

стремление к соперничеству, далее — самодовольство, самовлюб-ленность, выраженное чувство собственного превосходства над окружающими, тенденция иметь особое мнение, отличное от мнения большинства, занимать обособленную позицию в группе.

III. Требовательность — непримиримость — жестокость.

В зависимости от степени выраженности выявляет иск-ренность, непосредственность, прямолинейность, настойчивость в достижении цели, чрезмерное упорство, недружелюбие, несдер-жанность, вспыльчивость.

IV. Скептицизм — упрямство — негативизм.

Умеренные показатели — реалистичность суждений и по-ступков, скептицизм, неконформность, далее — крайняя обидчи-вость, недоверие к окружающим, выраженная склонность к кри-тицизму, недовольству окружающими и подозрительности.

V.Уступчивость — кротость — пассивная подчиняемость.
Отражает такие межличностные особенности, как

скромность; застенчивость, склонность брать на себя чужие обя-занности, далее — полную покорность, повышенное чувство ви-ны, самоуничижение.

VI. Доверчивость — послушность — зависимость.
Умеренные показатели — потребность в помощи и доверии со

стороны окружающих, в их признании. При высоких показателях — сверхконформность, полная зависимость от мнения окружаю-щих.

VII. Добросердечие — несамостоятельность — чрезмерный
конформизм
.

Диагностирует стиль межличностных взаимоотношений, свойст-венный лицам, стремящимся к тесному сотрудничеству с референт-ной группой, к дружелюбным отношениям с окружающими. При высоких баллах — компромиссное поведение, несдержанность в излияниях своего дружелюбия по отношению


к окружающим, стремление подчеркнуть свою причастность к ин-тересам большинства.

VIII. Отзывчивость — бескорыстие — жертвенность.

При умеренных баллах — выраженная готовность помогать окружающим, развитое чувство ответственности. Высокие баллы выявляют мягкосердечность, сверхобязательность, гиперсоциаль-ные установки, подчеркнутый альтруизм.

Характеристики, не выходящие за пределы 8 баллов, свойст-венны гармоническим личностям. Показатели, превышающие 8 баллов, и до 14 баллов — указание на заострение, акцентуацию свойств, выявляемых данным октантом. Показатели от 14 до 16 баллов — свидетельство выраженных затруднений социальной адаптации. Низкие показатели (от 0 до 4 баллов) по всем октантам могут быть свидетельством скрытности и неоткровенности испы-туемых.

Ретестовая надежность методики достаточно высокая и колеб-лется по отдельным показателям от 0,63 до 0,81.

Адаптация методики Т. Лири в СССР была проведена Л. Н. Собчик (1972, 1974, 1982, 1990), которой фактически создан но-вый вариант методики, названный автором методикой «Диагно-стики межличностных отношений» (ДМО). Методика ДМО ис-пользовалась для изучения стиля межличностных взаимодействий в спортивных командах, психотерапевтических группах, с целью диагностики динамики состояния у больных с пограничными рас-стройствами, для изучения взаимоотношений между пациентом и врачом, нарушенной системы отношений больных неврозами и неврозоподобными расстройствами и т. п. Показана высокая зна-чимость методики в разработке индивидуализированного психо-терапевтического подхода к пациенту, уточнении и выявлении причин конфликтов, лежащих в основе нарушений межличност-ных взаимодействий пациентов, нарушений адаптивности их по-ведения. Г. С. Васильченко и Ю. А. Решетняк (1972) с помощью методики ДМО исследовали особенности взаимных оценок суп-ружеских пар при обращении их за сексологической помощью; установлена ценность методики при диагностике и для построе-ния процесса терапии у пациентов с сексуально-партнерскими проблемами. Л. И. Вассерман с соавторами (1985) использовали методику ДМО для оценки особенностей и уровня самооценки в системе интерперсональных отношений у больных с невротиче-скими и неврозоподобными расстройствами различного генеза.


Методика изучения межличностных взаимоотношений может быть использована для решения самого широкого круга диагно-стических и лечебно-реабилитационных задач как у здоровых, так и у больных с различными соматическими заболеваниями и раз-личными формами психических расстройств.

С. Н. Боковым (1999) методика ДМО предложена в качестве одной из методик при создании психологических портретов раз-личных контингентов испытуемых (школьников старших классов, преступников и т д.).

Имеются многочисленные компьютерные версии данной ме-тодики (Психоневрологический институт им. B . М. Бехтере-ва, Санкт-Петербург; ВНИИМТ, Москва и др.).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.