Неисправности подвесок, ступиц, колес и шин имеют следующие признаки: шум и стук при движении, подтекание жидкости из амортизаторной стойки или амортизатора, повышенное раскачивание кузова автомобиля при движении по неровной дороге, крен кузова и увод автомобиля от прямолинейного движения, повышенный нагрев дисков колес, тряска автомобиля при движении, повышенное и неравномерное изнашивание шин.
Шум и стуки в подвеске при движении могут быть вызваны: ослаблением креплений деталей подвесок (амортизаторной стойки, амортизатора, стабилизатора поперечной устойчивости, растяжек, реактивных штанг, гаек крепления колес, изнашиванием или разрушением резинометаллических шарниров, резиновых подушек, втулок и буферов, повреждением подшипников ступиц колес, износом шаровых шарниров рычагов передних подвесок, неисправностью амортизаторной стойки или амортизатора, осадкой пружин, а также осадкой или поломкой рессор.
Ослабление креплений опор стоек, амортизаторов, креплений растяжек, стабилизатора поперечной устойчивости и других деталей подвесок проверяется и устраняется подтяжкой их креплений. Вышедшие из строя детали подвесок заменяют.
Подтекание жидкости из амортизаторных стоек или амортизаторов и повышенное раскачивание кузова автомобиля при движении свидетельствует о неисправности амортизаторных стоек или амортизаторов.
Крен кузова автомобиля возникает при неравномерной осадке пружин или рессор подвесок, а также при поломке листов рессор. Для устранения неисправности производится проверка осадки пружин и рессор в описанном ниже порядке и их замена. При этом для устранения крена кузова заменяют одновременно обе пружины передней подвески и (или) обе пружины или рессоры задней подвески.
Уводы автомобиля от прямолинейного движения могут вызвать нарушение углов установки колес, разрушение одной из верхних опор телескопических стоек, неодинаковая упругость пружин подвески, разное давление или разный износ шин. Устраняются данные неисправности регулировкой углов установки колес, заменой разрушенной опоры или потерявшей упругость пружины, обеспечением нормального давления в шинах, заменой изношенных шин.
Повышенный нагрев диска колеса может быть вызван перетяжкой или разрушением подшипников его ступицы, а также недостатком в ней смазки (при утечке через поврежденный сальник или несвоевременном обслуживании). При разрушении подшипников нагрев обычно сопровождается скребущими звуками. Для устранения неисправности необходимо добавить в ступицу смазку, заменить смазку в ступице, а также изношенный сальник (с частичной разборкой ступицы), отрегулировать затяжку подшипников либо заменить вышедшие из сроя подшипники (с полной разборкой ступицы). Следует иметь ввиду, что нагрев диска колеса может возникнуть также и при неисправности тормоза (при заклинивании тормозных цилиндров).
Тряска автомобиля при движении (вибрация при различной скорости) может быть вызвана деформацией дисков колес, деформацией шин, а также нарушением балансировки колес. Тряска кузова автомобиля из-за деформации колес и шин в результате ударов их о препятствия на дороге и появлении из-за этого погнутости дисков колес и разрывов нитей металлокорда шин обычно более заметна при движении на небольшой скорости (по вилянию передка или задка кузова) и при увеличении скорости переходит в менее заметную вибрацию. Нарушение балансировки колес проявляется при скорости более 70... 80 км/ч в виде вибраций кузова, которые при разбалансировке передних колес весьма ощутимы на рулевом колесе. Для устранения неисправности необходимо заменить деформированные диски колес и (или) шины и отбалансировать колеса на специальном стенде для динамической балансировки.
Повышенное и неравномерное изнашивание шин (рис. 259) может быть вызвано нарушением углов установки передних колес, большим износом шаровых и резинометаллических шарниров подвески, а также дисбалансом колес. Устранение данных неисправностей производится заменой изношенных деталей, регулировкой углов установки колес и их балансировкой.
Неисправности автомобильных колёс являются следствием неправильной эксплуатации. К ним относят разработку отверстий под шпильки или гайки крепления, трещины в дисках колёс, повреждения и погнутость закраин и ободьев, бортовых и замочных колец, биение колеса в результате неумелого монтажа шины на обод, дисбаланс колеса, коррозию и нарушение лакокрасочного покрытия обода колеса. Указанные неисправности обнаруживают при внешнем осмотре, а биение проверяют вращением вывешенного колеса.
Шины, имеющие незначительные повреждения покрышек или проколы камер, ремонтируют в условиях АТП. Для этой цели используют электровулканизаторы и заплаты из сырой резины. Покрышки с изношенным протектором, но годным каркасом, сдают для восстановления проектора на шиноремонтное предприятие.
Для равномерного износа протектора шин рекомендуется периодически через 6-8 тыс. км переставлять колёса с задней на переднюю ось согласно схеме перестановки, включая сюда и запасное колесо. При перестановке колёс следует учитывать рисунок протектора (если он направленного действия), что обозначается стрелкой на боковине покрышки. При правильной установке колеса стрелка и преимущественное направление вращения при движении вперёд должны совпадать.
Монтаж шины ведут только на исправный обод. Перед монтажом всегда проверяют состояние обода. Он должен иметь правильную круглую форму, закраины и посадочные полки также не должны иметь повреждений, забоин и погнутостей, нарушений лакокрасочного покрытия.
Демонтаж и монтаж шин легковых автомобилей выполняют на стационарном стенде Ш-501М. Он состоит из опорного диска (стола) с проводом от реверсивного электродвигателя, пневматического нажимного устройства, стойки демонтажного рычага и аппаратного шкафа. Рабочими органами стенда являются опорный стол, куда крепят колесо, два рычага, приводимые пневмоцилиндром и качающиеся в вертикальной плоскости на общей оси. Конец каждого рычага снабжён горизонтальным диском, служащим для отжима борта шины от обода. Рычаги перемещаются в вертикальной плоскости усилием пневматического цилиндра, подача воздуха в который осуществляется педалью, управляющей одновременно включением электродвигателя.
После сборки колеса легковых и грузовых автомобилей в обязательном порядке балансируют.
Балансировку колес проводят для устранения их неуравновешенности (дисбаланса), которая является следствием неравномерного распределения массы колеса относительно оси или вертикальной плоскости симметрии. Дисбаланс при вращении колеса вызывает его биения и неравномерный усиленный износ шин. Для уменьшения влияния дисбаланса колеса подвергают статической и динамической балансировке.