Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

К ГЛАВЕ «РАБОТА С ХУДОЖНИКОМ»



 

Письмо художнику варшавского театра «Вспулчесны» (Совре­менный) К. Дашевскому, оформлявшему спектакль «На всякого мудреца довольно простоты»

 

Пьесу А. Н. Островского «На всякого мудреца довольно про­стоты» обычно ставят и играют как салонную бытовую коме­дию. Но карьеризм, приспособленчество — зло социальное, об­щественное, существующее и поныне. Поэтому качество юмора, мне кажется, здесь должно быть иным. Из всех оттенков коме­дийного сегодня при сценическом воплощении произведения Ос­тровского мы должны предпочесть сатиру. История возвышения Глумова должна быть не только смешной, но и страшной. Все характеры все эмоции надо предельно обострить и довести до степени фантасмагории.

Пьеса Островского относится к позднему периоду его твор­чества и содержит все, из чего выросла драматургия Салтыкова-Щедрина и Сухово-Кобылина. Поэтому мы имеем право развить содержащиеся в ней элементы гротеска.

В известной степени персонажи пьесы — маньяки и безумцы, одержимые каждый своей идефикс. Все вместе они образуют человеческий зверинец. Только в такой среде мог возникнуть и расцвести Глумов — гений хамелеонства. Секрет его успеха за­ключается не только в том, что он умеет распознать человече­ские слабости и использовать их в своих целях, но и в том, что он умеет стать для каждого человека его идеалом.

Глумов наделен подлинным талантом актерского перевопло­щения.

Вот почему я считаю, что артисту надо сыграть в этом спек­такле не один характер, а шесть. Какие же это характеры?

1. Глумов наедине с собой и с теми, кто его знает по прош­лой жизни,— мать, Курчаев, Голутвин.

Неудачник, одержимый бесом честолюбия. Он зол, желчен, расчетлив. Сделать карьеру — для него вопрос жизни и смерти.

 

 

Герои Бальзака и Стендаля хотят завоевать Париж. Глумов хочет завоевать Москву. Холерик.

2. Глумов с Мамаевым.

Восторженный, недалекий, даже глуповатый молодой чело­век. Скромный, застенчивый, влюбленный в дядюшку. Мелан­холик.

3. Глумов с Мамаевой.

Пылкий, сжигаемый пламенем страсти мужчина. Любовник вулканического темперамента. С неимоверным трудом сдержи­вает свои страсти, зная, что они могут испепелить все окружаю­щее. Это герой романов Поль де Кока, которыми зачитывается Мамаева. Сангвиник.

4. Глумов с Городулиным.

Нигилист и ниспровергатель псего на свете. Он знает, как плохо устроен мир, и ненавидит сто. Иго эскапады против обще­ства— злы до такой степени, что это фраппирует и эпатирует либерала Городулина. Этот Глумов настроен мрачно. Мизан­троп.

5. Глумов с Крутицким.

Ревностный хранитель строгих порядков, старых законов, Служебной иерархии и дисциплины. Личной жизни и иных инте­ресов, чем борьба с новыми веяниями, у этого Глумова нет. Фа­натически предан идее спасения общества от всего нового. За это способен отдать жизнь. Аскет.

6. Глумов с Турусиной.

Человек, отрешившийся от земного счастья. Весь в мыслях о служении богу. Почти святой. Он благостен и всепрощающ. Анахорет.

Каждому персонажу известна лишь одна маска Глумова.

В последней сцене Глумоп — иллюзионист, разоблачающий свой аттракцион.

Время, к которому относится действие пьесы,— 60-е годы XIX века.

Степень достоверности быта и эпохи должна быть примерно такой же, как у Домье.

Места действия:

 

Первый акт

 

Комната мансардного типа. Войти в нес можно только снизу. Темно и мрачно.

Здесь, в полумраке, где-то под крышей дома на окраине Москвы вынашивает Глумов чудовищные планы «покорения мира».

Спектакль начинается с того, что Глумов сжигает рукописи — сатиры и эпиграммы. Порывает с прошлым. Чем-то это должно напомнить сцену перед арестом.

Тени от пламени, блики огня на лице и руках Глумова должны создать ощущение инфернальности.

 

 

Второй акт

 

Гостиная в доме Мамаева. Та ее часть, которая превращена Мамаевой в уголок любви. Ковры, портьеры, интимный свет, отсветы огня в камине — все, как в лучших французских ро­манах.

Именно здесь в такой обстановке, при таком свете Мамаева мечтает отдаваться любовникам. Большой диван — главное в этом интимном приюте любви.

 

Третий акт

 

Кабинет Крутицкого — это джунгли из шкафов. Шкафы, за­битые папками с рукописями Крутицкого, образуют лабиринт. Огромный зал — кладбище проектов и трактатов. Здесь полу­мрак. Тлеющие угли печки никогда не смогут согреть наглухо отгороженную от мира цитадель прошлого.

 

Четвертый акт

 

У Турусиной. Это скорее не зал жилого дома, а трапезная монастыря. Монастырская тишина. Иконы, лампадки, восковые свечи, тусклый свет золотых и серебряных окладов должны со­здать особую атмосферу отрешенности от всего мирского.

 

Пятый акт

 

Терраса загородного дома. Здесь, за столом, заседает кру­жок Мамаева. Сплетни и всякий вздор облекаются в форму об­суждения государственной важности дел. Все носит характер конспиративный, будто это масонская ложа, общество спи­ритов. И здесь таинственность придается чадящими свечами, призрачным светом сумеречного вечера.

 

Огонь в той или иной форме присутствует во всех картинах. Полумрак и некая таинственность объединяет все места дей­ствия. Во всех картинах композиционным центром становятся детали — горящая печь, диван, шкафы, иконы, стол. Все осталь­ное — размыто, неопределенно, сливается с темнотой.

Подчеркнутая зловещность интерьеров должна контрастиро­вать с ничтожностью, глупостью, бездарностью общества.

Некоторые пожелания относительно внешнего вида персо­нажей:

Мамаев — важный сановник. Тучен. Лет 60. Величие Ма­маева равно его глупости и страху перед женой. Одет богато.

Мамаева — стареющая, но молодящаяся женщина, явно не умещающаяся в своих платьях. Одета не по летам. Несмотря на всю светскость, она пошла и провинциальна.

Городулин — богатый господин средних лет, одетый изы­сканно, по самой последней парижской моде. В этом стремлении к западу — протест против российских порядков. Салонный бун-

 

 

тарь и трибун светских гостиных. Позер. Этакий гибрид «сти­ляги» и «битника» конца прошлого века.

Крутицкий — заплесневевший, неопрятный, обсыпанный пер­хотью сморчок. Это какое-то ископаемое. Скорее, орангутанг, чем человек. Генерал, но не военный, а гражданский. Сколько ему лет — неизвестно. Но не менее 100—120 по виду. По уму 5-б. По резвости — 25—30.

Турусина — состарившаяся кокотка. Ее скромное монаше­ское одеяние стоит огромных денег и очень похоже на бальное платье. Она кается только потому, что грешить уже не может.

Курчаев — молодой, здоровый самец. Бравый гусар, промо­тавший состояние. Он красив, но глуп, как пробка. Разодет, как индюк. Из всех возможных родов войск он выбрал тот, кото­рому присвоена самая пышная и яркая форма.

Голутвин — журналист-пропойца, опустившийся до мелкого шантажа. Интеллигент-подонок. Образованный бродяга. Фигура в духе Диккенса. Пожилой человек.

Машенька — юное, но абсолютно бесцветное существо. Вы­цветшие глаза, жидкие волосы, плоская грудь, куриные мозги. Без капли юмора, женственности, темперамента. За любовь она принимает нездоровое любопытство к сексуальным сторонам жизни.

Манефа — вариант Распутина в юбке. Мужеподобна до та­кой степени, что стоит подумать, не дать ли эту роль мужчине. Полупьяная, грязная баба. Солдат в юбке.

Мать Глумова — востренькая старуха с остатками былой интеллигентности. Животная любовь к сыну, следы хороших манер и врожденная страсть к интригам заменяют ей ум и та­лант. Одета очень бедно, но с претензиями на дворянство.

Приживалки — ловкие бабенки, разжиревшие на глупости Турусиной. Строгие, почти монашеские одеяния скрывают весьма плотоядные фигуры чревоугодниц. Они глупы и невежественны. Но чтобы поживиться турусинским добром и предаваться тай­ным грехам, у них хитрости достаточно.

Слуга Крутицкого — человек без мозгов вообще. Он сделан из огромного бревна одним топором. Выглядит человекообраз­ным псом фантастических размеров.

Характеристики персонажей и интерьеров объединены — для гротескных фигур нужна соответствующая среда. В свою оче­редь в гротескно решенных интерьерах могут жить только страшные уроды в духе Домье. Общее решение зрительного об­раза спектакля скорее должно быть графическим, чем живопис­ным. На сцене должно находиться лишь то, без чего невоз­можно действовать.

 

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.