Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ДЕЙСТВИЙ РЕБЕНКА 6-7 ЛЕТ



Обследование этой возрастной группы проводится с уче­том вышесформулированных принципов, при этом ребен­ку предлагают более сложные варианты заданий (см. табл. 10).

Таблица 10\ Задания для обследования детей 6—7 лет

 

№ п/п Наименование задания
Сложи (разрезная картинка «Клоун»)
Представления об окружающем (беседа)
Представления о временах года
Количественные представления и счет
Расскажи (серия сюжетных картинок «Зимой»)
Дорисуй
Расскажи (сюжетная картинка «В лесу»)
Звуковой анализ слова
Продолжи ряд (письмо)
Узнавание фигур (тест Бернштейна)

Прежде чем начинать беседу с ребенком, надо дать ему осмотреться в новой для него ситуации. Лучше, чтобы ро­дители находились рядом с ребенком, но были вне поля его зрения.

Разговаривать с ребенком надо доверительно, неофици­ально. В случае затруднений в выполнении задания и в ответе ребенка нужно подбодрить, не проявлять недоволь­ство ответом. Первое задание должно носить невербаль­ный характер.

1. СЛОЖИ(разрезная картинка «Клоун»). Задание на­правлено на выявление уровня развития интереса к познавательным задачам, установление сотрудничества с незнакомым взрослым в новой обстановке, выявление уровня развития целостного восприятия предметного изо­бражения.

Оборудование: две картинки с изображением клоуна, одна из них разрезана на пять частей.

Наглядный материал: набор № 1, рис. 69, 70.

Проведение обследования: взрослый показывает ребен­ку части разрезной картинки, просит их рассмотреть и говорит: «Сложи картинку». В случае затруднений прово­дится обучение.

Обучение: взрослый показывает ребенку целую картин­ку и просит сделать такую же. Если ребенок снова не справляется с заданием, то взрослый начинает наклады­вать на целую картинку части разрезной — голову, затем руки. Далее ребенку предлагают завершить складывание клоуна. Только после этого его просят самостоятельно вы­полнить задание, ориентируясь на образец.

Оценка действий ребенка: принятие задания; способы выполнения; обучаемость; отношение к результату своей деятельности.

2. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ(беседа). Зада­ние направлено на выявление уровня ориентировки в окружающем мире, запаса знаний о себе и своей семье.

Рекомендуемые вопросы и задания: «Как тебя зовут? Сколько тебе лет? Когда твой день рождения? Назови свой домашний адрес. Расскажи о своем доме. Сколько в нем этажей? На каком этаже ваша квартира? Расскажи о сво­ей семье. Как твоя фамилия? Как зовут твоих родителей? Кто еще с вами живет? Хочешь ли ты идти в школу? Как ты думаешь, что интересного будет в школе? В ка­кой класс ты сразу поступишь?»

При затруднении можно задавать уточняющие во­просы.

Оценка действий ребенка: умение отвечать на задан­ные вопросы; знания и представления о себе и своей семье; наличие представлений о школе; уровень сформиро­ванное™ положительного отношения к школе.

3. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ВРЕМЕНАХ ГОДА.Задание направ­лено на выявление уровня сформированности представле­ний о временах года, их последовательности.

Оборудование: четыре сюжетные картинки с изображе­нием специфических явлений природы для каждого вре­мени года.

Наглядный материал: набор № 1, рис. 59—62.

Проведение обследования: взрослый спрашивает ребен­ка: «Как ты думаешь, какое сейчас время года?» Затем раскладывает перед ним сразу четыре картинки с изобра­жением времен года и просит: «Найди картинку, где изо­бражена зима (весна, лето, осень). А после нее какое вре­мя года наступит? А какое время года потом наступит? Найди картинку. Сколько всего времен года? Какое вре­мя года наступает после осени? Какое время года будет после весны? В какое время года ты пойдешь в школу? Как называется первый осенний месяц?» В случае затруд­нений проводится обучение.

Обучение: взрослый помогает ребенку соотнести насто­ящее время года с изображением на картинке, а потом задает ему уточняющие вопросы: «Когда зима закончит­ся, какое время года наступит? В это время ярко светит солнце, снег тает, появляется зеленая трава, почки на де­ревьях. Найди это время года на картинке. А потом ка­кое время года наступит? Найди его на картинке. Сколь­ко всего времен года?»

Оценка действий ребенка: уровень сформированности представлений о временах года; умение самостоятельно определять и объяснять последовательность времен года; обучаемость; соотнесение описаний времен года с их изо­бражением на картинках.

4. КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И СЧЕТ.Задание направлено на выявление уровня сформированности пред­ставлений о количестве, умения выполнять счетные опе­рации в уме (развитие наглядно-образного и элементов ло­гического мышления).

Оборудование: счетные палочки, экран.

Проведение обследования. Первый вариант:ребенку предлагают посчитать до десяти и обратно. Затем задают вопросы: «Какое число больше: 5 или 6? Какое число мень­ше: 6 или 7? Какое число стоит после пяти? Какое число стоит между тремя и пятью?» Если ребенок испытывает затруднения в этих заданиях, то обучение не проводится.

Второй вариант:ребенку говорят: «Сейчас поиграем. Ты возьмешь 6 палочек, а я буду к ним прибавлять или

от них отнимать. А ты скажешь, что я сделала: прибави­ла или отняла. А потом посчитаешь, сколько я прибави­ла или сколько отняла». Сначала предлагают взять шесть палочек из пятнадцати и, раскладывая их в ряд, просят ребенка пересчитать и запомнить их количество. Затем закрывают их экраном и отнимают две палочки. Затем открывают экран и спрашивают: «Что я сделала: приба­вила или отняла? Сколько отняла?» Далее палочки кла­дут на место и закрывают экраном, предварительно по­просив ребенка запомнить их количество. За экраном прибавляют две палочки, открывают его и спрашивают: «Что я сделала: прибавила или отняла? Сколько я приба­вила?» И т. д.

Обучение: если ребенок затрудняется в определении опе­рации и количества палочек, то ему предлагают решить такого же рода задачу в пределах пяти, при затрудне­нии — в пределах четырех. Если ребенок не решает зада­чи в пределах четырех, то ему предлагают выполнить счет­ные операции в пределах трех с открытым результатом.

Третий вариант(решение устных задач) предлагается, если ребенок отвечает верно в первых двух вариантах. Условия задач: «Во дворе гуляли 6 детей, из них 2 маль­чика, а остальные девочки. Сколько девочек гуляло во дворе?»; «На лужайке стоял пенек, а из-за пенька торча­ли 6 ушек зайчиков. Как ты думаешь, сколько зайчиков сидело за пеньком?». В случае затруднений проводится обучение.

Обучение: ребенку предлагают воспользоваться палоч­ками и решать задачи с опорой на них. Затем предлага­ют решить аналогичные задачи устно: «На лужайке сиде­ли б зайчиков, 2 зайчика убежали. Сколько зайчиков осталось?»; «За забором стояли гуси. Были видны только лапки. Я посчитала: всего 6 лапок. Сколько гусей за за­бором?».

Оценка действий ребенка: принятие задачи и понима­ние ее условий; умение выполнять счетные операции по представлению; умение решать устные задачи в пределах шести; обучаемость — умение переносить способы реше­ния задач на аналогичные; результат.

5. РАССКАЖИ(серия сюжетных картинок «Зимой»). Задание направлено на выявление умений определять вре­менную последовательность событий, объединять последо­вательные действия в единый сюжет.

Оборудование: четыре сюжетные картинки с изображе­нием знакомой детям жизненной ситуации. На первой картинке — идет снег, дети одеты в зимнюю одежду, ло­вят снежинки; на второй — дети катают снежный ком; на третьей — мальчик катает маленький ком для головы,

а двое ребят ставят один ком на другой; на четвертой — дети слепили снеговика, вместо шапки надевают на него ведро.

Наглядный материал: набор № 1, рис. 71 — 74.

Проведение обследования: ребенку предлагают рассмот­реть картинки и говорят: «Подумай, как составить рас­сказ по этим картинкам». Если ребенок затрудняется, то взрослый уточняет: «Разложи картинки так, чтобы полу­чился рассказ, в котором есть начало, продолжение и окончание».

После выполнения задания (независимо от того, соблю­дена ли правильная последовательность событий или нет) оценку действиям ребенка не дают, ему предлагают со­ставить рассказ по серии сюжетных картинок. В процессе рассказывания ребенок может менять картинки местами.

Оценка результатов: понимание единого сюжета в этой серии картинок; учет временной и логической последова­тельности; способность передавать сюжет и последователь­ность событий^ в своем рассказе.

6. ДОРИСУЙ.Задание направлено на выявление уровня развития продуктивного воображения и графических на­выков.

Оборудование: лист бумаги с изображением шести по­лукругов, фломастеры (цветные карандаши).

Проведение обследования: ребенку предлагают рассмот­реть полукруги и дорисовать их так, чтобы получилось шесть разных предметов.

Обучение не проводится.

Оценка действий ребенка: принятие задачи и понима­ние ее условий; умение самостоятельно выполнить зада­ние; анализ рисунков.

7. РАССКАЖИ(сюжетная картинка «В лесу»). Задание направлено на выявление уровня развития элементов ло­гического мышления, умений воспринять целостную ситу­ацию, изображенную на картинке, устанавливать причин­но-следственные связи между изображенными объектами и явлениями.

Оборудование: сюжетная картинка.

Наглядный материал: набор № 1, рис. 75.

Проведение обследования: ребенку предлагают рассмот­реть сюжетную картинку, а затем составить по ней рас­сказ. В случае затруднений ему предлагают ответить на ряд последовательных вопросов: «Какое время года изображено на картинке? Куда пришли дети? Зачем дети пришли в лес? Кто пришел в лес с детьми? Что здесь произошло?» Уточняющие вопросы позволяют ребенку рас­смотреть объекты и ситуацию, понять причинно-следст­венную зависимость.

Оценка результатов: принятие и понимание задания; умение самостоятельно понять сюжет и составить рассказ; способность устанавливать причинно-следственные зависи­мости; умение использовать помощь взрослого, результат.

8. ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА.Задание направлено на
выявление умения анализировать звуковой состав слова,
определение уровня развития предпосылок к обучению
грамоте.

Оборудование: счетные палочки.

Проведение обследования: взрослый говорит: «Я сейчас назову слово, а ты должен определить, сколько в нем зву­ков». Далее называет слово дом, выясняет у ребенка количество звуков и просит: «Назови первый звук, третий, кторой». Таким же образом предлагают проанализировать следующие слова: кот, стол, мост, хвост и т. д.

Обучение: если ребенок не может проанализировать сле­по дом, взрослый сам называет звуки по очереди и вы­кладывает соответствующее количество палочек. Затем имеете с ребенком проводится анализ слова кот. В тех случаях, когда ребенок понял, как анализируется слово, ему можно предложить анализ других слов.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание за­дания; способы выполнения — самостоятельно или после обучения; наличие интереса к заданию.

9. ПРОДОЛЖИ РЯД(письмо). Задание направлено на проверку уровня развития готовности ребенка к письму, уме­ния принять задание, связанное с учебной деятельностью, способности анализировать образец и работать по нему.

Оборудование: ручка, лист бумаги, на котором представлены три образца письменных заданий: на первой строчке палочки, на второй — палочки и крючочки, а на третьей — треугольники.

 

Проведение обследования: ребенка просят: «Продолжи строчку, как здесь».

Оценка действий: принятие и понимание задания; ана­лиз образца; умение писать по образцу, соблюдая строчку и принцип чередования элементов букв; результат.

10. УЗНАВАНИЕ ФИГУР (тест Бернштейна). Задание на­правлено на проверку уровня развития памяти.

Оборудование: 2 таблицы с геометрическими фигурами.

Наглядный материал: набор № 1, рис. 76, 77.

Проведение обследования: ребенку предлагают таблицу с геометрическими фигурами, время показа 10 секунд. Ему говорят: «Запомни эти фигуры». После показа пер­вой таблицы ребенку предъявляют другую, на которой фигуры-эталоны разбросаны среди множества разных фи­гур. Его просят найти среди них те геометрические фигу­ры, которые он видел в первой таблице.

Оценка действий ребенка: очень высокий результат — девять фигур узнаны верно, норма — семь-восемь фигур, низкий результат — шесть фигур, очень низкий — мень­ше шести фигур.

Результаты проведенного обследования оцениваются в баллах.

СЛОЖИ.

1 балл — ребенок не понимает цель; в условиях обу­чения действует неадекватно.

2 балла — ребенок принимает задание, но складыва­ет картинку, не ориентируясь на целостность изображе­ния даже после показа образца.

3 балла — ребенок принимает и понимает условия задания; выполняет задание с помощью; ориентируется
на образец — целую картинку; после обучения задание выполняет, пользуясь практическим примериванием.

4 балла — ребенок принимает и понимает условия задания; самостоятельно выполняет задание, пользуясь различными типами ориентировки.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.