Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Задания для обследования детей 4—5 лет



 

№ п/п Наименование задания
Поиграй (набор сюжетных игрушек)
Коробка форм
Разбери и сложи матрешку (пятисоставную)
Дом животного (адаптированный вариант методики В. Век-слера)
Сложи разрезную картинку (из четырех частей)
Угадай, чего нет (сравнение картинок)
Посчитай
Построй из палочек
Нарисуй человека (адаптированный вариант методики Гудинаф-Харрисона)
Расскажи (сюжетная картинка «Зимой»)

1. ПОИГРАЙ(набор сюжетных игрушек). Задание на­правлено на выявление уровня развития игры, умения ре­бенка действовать с игрушками, выполнять ряд логичес­ки связанных действий, объединяя их в единый сюжет.

Оборудование: кукла, мебель для куклы (стол, стул, кроватка с постельными принадлежностями, буфет с на­бором посуды), строительный набор, машинка, мячик.

Проведение обследования: взрослый предлагает ребенку поиграть. Если ребенок не начинает выполнять игровых действий, то взрослый сажает куклу за стол и накрывает его, расставляя посуду, просит ребенка о помощи, посте­пенно вовлекая его в совместную деятельность. В тех слу­чаях, когда ребенок отказывается от игры с куклой, взрос­лый предлагает поиграть с машинкой, нагружает в нее кубики и просит ребенка помочь ему перевезти кубики на ковер, там начинает с ним постройку забора вокруг домика и т. д.

Обучение: если ребенок не начинает участвовать в сю­жетной игре, то ему предлагают выполнить несколько предметно-игровых действий (покатать машинку): взрос­лый толкает машинку к ребенку и просит его покатить также машинку ему.

Оценка действий ребенка: интерес к сюжетным игруш-кпм, к сюжетной игре, характер действий (наличие не-пдокватных действий, предметно-игровых), умение выпол­нить ряд логически связанных игровых действий.

2. КОРОБКА ФОРМ.Задание направлено на проверку уровня развития ориентировки на форму — практическо­го примеривания.

Оборудование: деревянная коробка с пятью прорезями — полукруглой, треугольной, прямоугольной, квадратной, ше­стиугольной формы («почтовый ящик») и десятью объем­ными геометрическими фигурами, основание каждой из которых соответствует по форме одной из прорезей.

Проведение обследования: взрослый берет одну из фи­гур и бросает ее в соответствующую прорезь. Затем пред­лагает ребенку опустить остальные. Если ребенок не мо­жет найти нужную прорезь, а силой заталкивает фигуру, то следует провести обучение.

Обучение: психолог берет одну из форм и медленно по­казывает действия, прикладывая фигуру к разным отвер­стиям, пока не найдет нужное. Затем дает ребенку дру­гую фигуру и вместе с ним прикладывает ее к прорезям, отыскивая соответствующую. Остальные фигуры ребенок опускает самостоятельно.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание за­дания; способы выполнения; обучаемость; отношение к ре­зультату своей деятельности.

3. РАЗБЕРИ И СЛОЖИ МАТРЕШКУ(пятисоставную). За­дание направлено на проверку развития ориентировки нанеличину.

Оборудование: пятисоставная матрешка.

Проведение обследования: взрослый показывает ребен­ку матрешку и просит ее разобрать: «Посмотри, что у нее есть внутри». После рассмотрения всех матрешек ребенку предлагают: «Собери все матрешки, чтобы получилась од­на». В случае затруднений проводится обучение.

Обучение: взрослый показывает ребенку, как склады­вается сначала двусоставная, а затем и остальные мат­решки. Показ выполняется медленно, методом проб.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание за­дания; способы выполнения; обучаемость; отношение к ре­зультату своей деятельности.

4. ДОМ ЖИВОТНОГО(адаптированный вариант методи­ки В. Векслера). Задание направлено на проверку уме­ния действовать целенаправленно, ориентируясь на обра­зец, на проверку уровня восприятия цвета.

Оборудование: деревянная доска, в верхней части кото­рой имеются четыре углубления, где последовательно изо бражены животные: собака, курица, рыба, кошка. На остальной части доски расположены углубления в четы­ре ряда, по пять в каждом. Набор цветных фишек — домиков.

Проведение обследования: взрослый кладет перед ре­бенком доску и предлагает ему рассмотреть по очереди изображения животных в первом ряду, указывая при этом палочкой на каждое животное. Затем психолог по очере­ди последовательно вставляет фишки в углубления и объ­ясняет: «У собаки есть свой домик, он желтый, у кури­цы домик белый, у рыбы — голубой, у кошки вот какой — черный». Далее взрослый предлагает, указывая на образцы: «А теперь поставь каждому животному его домик. Смотри, как здесь». Взрослый помогает ребенку расставить первые две фишки, потом ребенок должен вы­полнить задание самостоятельно.

Обучение: если ребенок расставляет фишки не по по­рядку, то его начинают обучать. Взрослый указывает на каждое последующее углубление и просит ребенка поста­вить этому животному свой домик. Помощь оказывают в

рж-становке первого ряда. Затем предлагают выполнить ;шдание самостоятельно.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание за-длния; наличие целенаправленности в действиях; умение работать по образцу; уровень восприятия цвета; отноше­ние к результату своей деятельности.

5. СЛОЖИ РАЗРЕЗНУЮ КАРТИНКУ(из четырех частей).
Задание направлено на выявление уровня развития цело­стного восприятия предметного изображения на картинке.

Оборудование: две одинаковые предметные картинки, одна из которых разрезана на четыре части (чашка).

Наглядный материал: набор № 1, рис. 26, 27.

Проведение обследования: взрослый показывает ребен­ку четыре части разрезной картинки и просит: «Сделай целую картинку».

Обучение: в тех случаях, когда ребенок не может пра­вильно соединить части картинки, взрослый^ показывает целую картинку и просит сложить из частей такую же. Коли и после этого ребенок не справляется с заданием, психолог накладывает часть разрезной картинки на целую и предлагает ребенку наложить другую, после чего опять просит ребенка выполнить задание самостоя­тельно.

Оценка действий ребенка: принятие задания; способы выполнения; обучаемость; отношение к результату; ре­зультат.

6. УГАДАЙ, ЧЕГО НЕТ(сравнение картинок). Задание направлено на выявление умения анализировать, сравни­вать изображения, находить сходство и различие, решать задачи в образном плане с опорой на наглядность.

Оборудование: две сюжетные картинки с изображением одинаковых полок и стоящих на них игрушек и одной и той же девочки. На первой картинке игрушки находятся на полках в одном порядке и девочка тянется рукой к игрушечной кошке, а на второй — игрушки нарисованы в другом порядке, а девочка уходит, унося в руках ка­кую-то игрушку. Что она взяла, не показано.

Наглядный материал: набор № 1, рис. 28, 29.

Проведение обследования: перед ребенком кладут две картинки. Психолог предлагает ребенку рассмотреть кар­тинки, а затем рассказывает: «Это девочка Катя,^ у нее много игрушек, она их переставила и унесла с собой толь­ко одну игрушку. Догадайся, какую игрушку унесла Катя».

Обучение: в тех случаях, когда ребенок начинает пере­числять все игрушки по очереди, психолог еще раз обращает внимание ребенка на то, что игрушки стоят на дру­гих местах, напоминая о том, что девочка Катя унесла только одну игрушку. Если после этого ребенок не решил задачу, то взрослый показывает способ решения: берет па­лочку и поочередно соотносит игрушки на первой и на второй картинках: «Эта кошка стояла здесь наверху, а Катя переставила ее вниз. Это Буратино. Катя его поста­вила наверх. Вот он где». Таким образом, взрослый, соот­нося игрушки, объясняет их местонахождение на полках обеих картинок. Затем отдает палочку ребенку и говорит: «Дальше проверяй ты, какой игрушки нет, значит, ее и унесла Катя».

Оценка действий ребенка: принятие и понимание за­дания; способы выполнения — самостоятельно решает за­дачу в умственном плане, сравнивая и анализируя обе картинки, решает задачу после объяснения взрослого («На­до назвать только одну игрушку»), решает задачу спосо­бом практического соотнесения, показанного взрослым; ре­зультат выполнения задания.

7. ПОСЧИТАЙ.Задание направлено на выявление уров­ня сформированности количественных представлений (де­тям до 4 лет 6 мес. предлагают задания в пределах трех, а после 4 лет 6 мес. до 5 лет — в пределах пяти).

Оборудование: десять плоских палочек, экран.

Проведение обследования: перед ребенком кладут 10 палочек и предлагают ему взять из них три, затем одну палочку, потом еще две палочки. При этом каждый раз его спрашивают: «Сколько ты взял палочек?» Если ребенок правильно выделяет из множества три (пять) па­лочки, то предлагают выполнить счетные операции в пре­делах трех (пяти). Взрослый раскладывает в ряд три (пять) палочки, предлагая ребенку запомнить их количество, и закрывает их экраном, за которым отнимает две штуки. Потом кладет эти палочки перед ребенком, спрашивает его: «Сколько там осталось?», указывая на экран. После этого экран открывают и сравнивают ответ ребенка с ос­татком. Затем экспериментатор снова раскладывает три (пять) палочки перед ребенком, закрывает их экраном, отнимает только одну штуку, показывая ее ребенку, спра­шивает: «Сколько там осталось?», указывая жестом на экран.

Обучение: в тех случаях, когда ребенок не может выде­лить определенное количество палочек по словесной инст­рукции, ему предлагают выполнить это по показу. Взрос­лый на глазах у ребенка берет три палочки, кладет их на свою ладонь и говорит: «Возьми, как я, три палоч­ки». Если ребенок не справляется, то его просят взять

одну палочку, а потом много палочек. Счетным операци­ям не обучают.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание за­дания; сформированность восприятия количества в преде­лах трех (пяти); умение выполнять счетные операции по представлению в пределах трех (пяти); обучаемость; отно­шение к результату.

8. ПОСТРОЙ ИЗ ПАЛОЧЕК.Задание направлено на выявление умения ребенком работать по образцу.

Оборудование: пятнадцать плоских палочек одного цвета.

Проведение обследования: взрослый за экраном соору­жает постройку из пяти палочек, открыв экран, предла­гает построить ребенку такую же. Если ребенок спра­вился с первым заданием, то ему предлагают выполнить вторую постройку. В случае затруднений проводится обу­чение.

Обучение: если ребенок не может выполнить задание но образцу, то взрослый показывает, как это надо сде­лать, а затем просит ребенка выполнить постройку само­стоятельно. В случае повторно возникших затруднений психолог использует способ действий по подражанию.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания; способы выполнения (по образцу, показу, под­ражанию); отношение к результату; результат выпол­нения.

9. НАРИСУЙ ЧЕЛОВЕКА(адаптированный вариант мето­дики Гудинаф-Харрисона). Задание направлено на выяв­ление уровня развития предметного рисунка.

Оборудование: лист бумаги, цветные карандаши (фло­мастеры).

Проведение обследования: перед ребенком кладут лист бумаги и цветные карандаши (фломастеры) и просят как можно лучше нарисовать человека (мужчину). Если ребе­нок выполняет рисунок не в полный рост, то ему предла­гают перерисовать. В завершение проводят дополнитель­ную беседу с ребенком, в которой уточняют непонятные детали и особенности изображения.

Обучение не проводится.

 

Оценка действий ребенка: принятие, понимание зада­ния и интерес к нему; соответствие рисунка словесной инструкции; уровень изображения предметного рисунка (черкание, предпосылки к предметному рисунку — «голо­воног», изображение человека — наличие в рисунке ос­новных частей тела и лица).

10. РАССКАЖИ (сюжетная картинка «Зимой»). Задание направлено на выявление уровня понимания, восприятия сюжетного изображения, развития связной речи.

Оборудование: картинка с изображением зимнего сю­жета (кругом белый снег; с горки бежит кошка, за ней гонится собака, впряженная в санки; двое смеющихся де­тей лежат недалеко от санок в снегу).

Наглядный материал: набор № 1, рис. 30.

Проведение обследования: взрослый предлагает ребенку рассмотреть картинку и рассказать о ней. Если ребенок не начинает рассказывать, то тогда экспериментатор по­следовательно задает ему уточняющие вопросы: «Какое время года здесь нарисовано? Что случилось с ребятами? Что они хотели? Почему им не удалось съехать с горки на санках? Почему так быстро побежала собака? Кого она увидела?»

Обучение: если ребенок не может ответить на эти во­просы, то взрослый организует рассматривание сюжетного изображения: «Давай посмотрим, кто тут лежит в снегу (указывая на детей). Почему дети оказались в сугробе? Что случилось с санками? А это кто бежит (указывая на собаку)? За кем побежала собака? Что хотели дети? По­чему им не удалось съехать с горки на санках?» Обследо­вание прекращается, если ребенок молчит или отвечает неадекватно.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание за­дания; способ выполнения (самостоятельно составляет рас­сказ); уровень восприятия и понимания изображенного сюжета — не отвечает на вопросы, дает ответы, не отра­жающие смысловую сторону изображенного сюжета (пере­числяет объекты), отвечает одним словом, отражающим содержание сюжетного изображения, отвечает на вопросы фразовой речью, отражающей смысловое содержание сю­жетного изображения.

Результаты проведенного обследования оцениваются в баллах.

ПОИГРАЙ.

1 балл — ребенок действует с игрушками неадекват­но (тянет в рот либо кидает их); при обучении не стре­мится к совместным действиям со взрослым либо вообще не реагирует на игрушки.

 

2 балла — ребенок проявляет эмоциональные реак­ции на некоторые игрушки, но сам не может выполнить ряд последовательных предметно-игровых действий; в про­цессе обучения отмечаются манипуляции и процессуаль­ные действия с игрушками.

3 балла — ребенок проявляет интерес к игрушкам; самостоятельно может выполнить ряд последовательных предметно-игровых действий, но не может организовать (сюжетную игру без помощи взрослого.

4 балла — ребенок проявляет интерес к игрушкам и может самостоятельно выполнить с ними ряд логически последовательных действий, объединяя их в единый сюжет.

КОРОБКА ФОРМ.

1 балл — ребенок не принимает и не понимает задание; в условиях обучения действует неадекватно (берет игрушки в рот, бросает их и т. д.).

2 балла — ребенок принимает задание, но, выполняя его, использует хаотичные действия, т. е. не соотносит фигуру с прорезью, а пытается силой затолкнуть ее в лю­бую прорезь; в условиях обучения действует адекватно, но после обучения не переходит к другому способу вы­полнения задания; отсутствует метод проб; к конечному результату безразличен.

3 балла — ребенок принимает и понимает задание; при выполнении пользуется методом перебора вариантов либо методом проб; заинтересован в конечном результате.

4 балла — ребенок принимает и понимает задание; выполняет его методом практического примеривания или зрительного соотнесения; заинтересован в конечном ре­зультате.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.