Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Задания для обследования детей 5—7 лет



№ п/п Наименование задания  
Включение в ряд (методика А. А. Венгер)  
Коробка форм  
Построй из палочек (лесенка)  
Сложи разрезную картинку (из четырех частей)  
Сгруппируй картинки (по цвету и форме)  
Количественные представления и счет  
Сравни (сюжетные картинки «Летом»)
Найди время года
Нарисуй целое
Расскажи (серия сюжетных картинок «Утро мальчика > о
         

1. ВКЛЮЧЕНИЕ В РЯД(методика А. А. Венгер).

Задание направлено на установление контакта ребенка со взрослым и выявление уровня развития зрительного восприятия, а именно — ориентировки на величину.

Оборудование: экран, шестисоставная матрешка.

Проведение обследования: взрослый берет шестисостав-ную матрешку и на глазах у ребенка, разбирая и соби­рая, выстраивает матрешки в ряд по росту, соблюдая меж­ду ними равные интервалы. Затем ребенку предлагается поиграть с матрешками. Взрослый за экраном убирает од­ну из матрешек и выравнивает интервал между оставши­мися. Ребенку дают эту матрешку и просят поставить ее на свое место, не обращая внимание на принцип построе­ния ряда. Когда матрешка окажется на своем месте, взрос­лый, продолжая игру, предлагает ребенку начать действо­вать самостоятельно. Ребенок должен поставить в ряд две-три матрешки (каждый раз по одной) и определить их место в ряду.

Обучение: в тех случаях, когда ребенок ставит матреш­ку без учета основного признака (величины), взрослый ис­правляет его ошибку, говоря и действуя: «Нет, неверно, эту матрешку надо поставить сюда». Затем еще раз он

предлагает поиграть и убирает за экраном другую мат­решку, но принцип выстраивания в ряд не объясняет.

Оценка действий ребенка: принятие задания; способы выполнения; обучаемость; интерес к результату.

2. КОРОБКА ФОРМ.Задание направлено на проверку уровня развития зрительной ориентировки на форму.

Оборудование: деревянная коробка с шестью прорезя­ми — круглой, полукруглой, треугольной, прямоугольной г вырезом, квадратной, шестиугольной формы («почтовый ящик») и двенадцатью объемными геометрическими фигу­рами, основание каждой из которых соответствует по фор­ме одной из прорезей

Проведение обследования: на стол перед ребенком ста­вят коробку с прорезями, около нее расставляют фигуры (одинаковые фигуры не должны находиться рядом). Далее взрослый помещает фигуру в соответствующую прорезь. Затем ребенку предлагают выполнить это самостоятельно.

Если ребенок не может найти нужную прорезь, силой пытается протолкнуть фигуру, то необходимо провести обучение.

Обучение: взрослый берет одну из фигур, медленно при­кладывает ее к разным отверстиям, пока не найдет нуж­ное. Затем выполняет аналогичные действия вместе с ре­бенком, используя практическую ориентировку — целе­направленные пробы. Остальные фигуры ребенок опускает самостоятельно.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание за­дания; способы выполнения; обучаемость; отношение к ре­зультату своей деятельности.

3. ПОСТРОЙ ИЗ ПАЛОЧЕК(лесенка). Задание направле­но на выявление уровня развития конструктивных спо­собностей, умения работать по памяти, по образцу.

Оборудование: двадцать плоских палочек одного цвета, экран.

Проведение обследования: ребенку показы­вают, как построить лесенку из десяти пало­чек, и просят запомнить. Затем взрослый за­крывает лесенку экраном и предлагает ребен­ку сделать такую же по памяти. Если у него отмечаются затруднения, то задание предлага­ют выполнить по образцу. В тех случаях, ког­да ребенок не справляется с заданием, прово­дится обучение.

Обучение: взрослый строит лесенку, обращая внимание ребенка на то, как он это делает, затем ребенок должен построить такую же лесенку самостоятельно.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание условий задания, способы выполнения — по памяти, по образцу, после обучения — по показу.

4. СЛОЖИ РАЗРЕЗНУЮ КАРТИНКУ(из четырех частей).Задание направлено на выявление уровня развития цело­стного восприятия сюжетного изображения на картинке.

Оборудование: две одинаковые сюжетные картинки (мишка на лошадке), одна из которых разрезана на четы­ре части по диагонали.

Наглядный материал: набор № 1, рис. 31, 32.

Проведение обследования: взрослый дает ребенку четы­ре части разрезной картинки и просит: «Сделай целую картинку».

Обучение: в тех случаях, когда ребенок не может пра­вильно соединить части картинки, взрослый сначала по­казывает целую картинку, а затем просит сложить раз­резную. Если задание снова вызывает затруднения, то взрослый сам накладывает часть разрезной картинки на целую и предлагает ребенку наложить другие части. По­сле чего ребенку предлагают выполнить задание самостоя­тельно.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание ус­ловий задания; способы выполнения; обучаемость; отно­шение к результату; результат.

5. СГРУППИРУЙ КАРТИНКИ(по цвету и форме). Зада­ние направлено на проверку уровня развития восприятия и наглядно-образного мышления (ориентировка на цвет и форму, умения группировать картинки по образцу, пере­ключаться с одного принципа группировки на другой, объ­яснять принцип группировки).

Оборудование: карточки с геометрическими формами (круги, квадраты, треугольники, овалы, многоугольники и прямоугольники четырех цветов — красные, синие, зе­леные, желтые).

Наглядный материал: набор № 1, рис. 33—56.

Проведение обследования: ребенок сидит за столом напротив взрослого, выкладывающего перед ним карточ­ки-образцы: красный, синий, желтый, зеленый круги (объ­екты, одинаковые по форме, но разные по цвету). Взрослый просит ребенка положить каждую карточку в соответст­вии с цветом фигуры. Объясняя задание, он использует указательные жесты. Например: «Я буду давать карточ­ки, а ты клади сюда все такие (показывает жестом на красные круги), а сюда все такие (показывает на желтые круги)». И т. д. В стороне на столе лежат другие карточ­ки указанных цветов (квадраты, овалы, треугольники, прямоугольники, многоугольники — всего 24 штуки). Взрослый берет одну и, протягивая ее ребенку, просит по­ложить ее правильно. Если ребенок кладет карточку не­верно или же не решается выполнить задание, взрослый делает это молча сам, затем протягивает ему вторую и т. д. После того как все карточки будут разложены, взрослый проводит следующую беседу: «Расскажи, какие карточки ты положил в этот ряд, а какие — в тот» (ука­зывая жестом по очереди на все ряды).

Если ребенок выполнил группировку по цвету, ему предлагают выполнить вторую часть задания — группи­ровку по форме. Взрослый говорит: «Будь внимательным, теперь карточки надо раскладывать по-другому». Кладет перед ребенком четыре карточки-образца с изображением квадрата, круга, треугольника и прямоугольника одного цвета. Затем по одной в случайном порядке подает ребен­ку, тот раскладывает их. Затем взрослый уточняет, как ребенок понял принцип группировки и может ли объяс­нить его: «Расскажи, какие карточки ты положил в этот ряд, а какие — в тот».

Обучение проводится в том случае, если ребенок не справился с группировкой по цвету. Оказывается три ви­да помощи.

Первый вид помощи:взрослый сличает карточки по цвету и показывает, как он раскладывает их под каждым образцом, не называя цвет. Так выкладывают четыре кар­точки.

Второй вид помощи:если ребенок после первого вида помощи раскладывает карточки неверно, то взрослый мол­ча передвигает их в соответствии с образцами. Так вы­кладывают восемь штук.

Третий вид помощи:взрослый вычленяет принцип груп­пировки и предлагает словесную инструкцию: «Сюда надо положить все карточки красного цвета, сюда — все жел­тые». И т. д.

Обучение не проводится в тех случаях, когда ребенок не справился с принципом группировки по форме, т. е. не переключился с группировки по цвету на группировку по форме.

Оценка действий ребенка: принятие задания; понима­ние условий задания (принцип группировки по цвету); умение работать по образцу; умение переключаться с од­ного принципа группировки на другой; умение словесно объяснить принцип группировки.

6. КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И СЧЕТ.Задание направлено на выявление уровня развития количествен­ных представлений, умение ребенка выполнять счетные операции в умственном плане (развитие наглядно-образно­го и элементов логического мышления).

Оборудование: пятнадцать плоских палочек одного цве­та, экран.

Проведение обследования.

Первый вариант:перед ребенком кладут пятнадцать палочек и предлагают ему взять только пять, просят пе­ресчитать и запомнить их количество, после чего закры­вают эти палочки экраном. За экраном взрослый отнима­ет три палочки и показывает их ребенку, спрашивая: «Сколько там осталось палочек?» Если ребенок отвечает правильно, то ему предлагают следующие задания. Взрос­лый показывает две палочки, кладет их за экран к пре­дыдущим двум. Не открывая экран, выясняет: «Сколько там стало палочек?»

Обучение: в случае затруднений взрослый уменьшает количество палочек сначала до четырех, затем до трех. При этом используется открытое предъявление задания (экран убирается совсем).

Второй вариант(устная задача): «В коробке лежало 4 карандаша. Из них 2 карандаша красных, а осталь­ные — синие. Сколько синих карандашей лежало в ко­робке?» При затруднениях проводится обучение.

Обучение: ребенку предлагают взять четыре палочки и с опорой на них решить задачу, предварительно повторив условие. Если ребенок задачу решил, то можно предло­жить аналогичную устную задачу: «У девочки было 4 воз­душных шарика. Когда несколько шариков лопнуло, у нее осталось 2 шарика. Сколько шариков лопнуло?»

Оценка действий ребенка: принятие задания; понима­ние условий задачи; способ пересчета (действенный или зрительный); умение выполнять счетные операции по пред­ставлению в пределах 3, 4, 5; умение решать устные задачи.

7. СРАВНИ(сюжетные картинки «Летом»). Задание на­правлено на выявление уровня развития наглядно-образ­ного мышления (восприятия целостной ситуации, изобра­женной на картинках), умения сравнивать и понимать динамическое изменение события, изображенного на кар­тинках.

Оборудование: две сюжетные картинки. На первой изо­бражено: яркое солнце (слева вверху), зеленые деревья, на дорожке напротив друг друга стоят две девочки, оде­тые в летние платьица, у каждой в руках мороженое на палочке, рядом с ними стоят сумки с продуктами, неда­леко находится киоск «Мороженое» с открытым окном. На второй картинке сюжет тот же, но произошли некото­рые изменения: заходящее солнце (нарисовано справа), окно киоска закрыто, эти же девочки стоят напротив друг друга и удивленно смотрят на палочки. Мороженое раста­яло, видны только его последние падающие капли: на земле лужа от мороженого.

Наглядный материал: набор № 1, рис. 57, 58.

Проведение обследования: перед ребенком кладут пер­вую картинку и просят внимательно ее рассмотреть, за­тем рядом кладут вторую. Предлагают сравнить их и рас­сказать о различиях.

Обучение: в том случае, если ребенок не отвечает или отвечает неверно, ему задают уточняющие вопросы, акти­визирующие восприятие и понимание целостной ситуа­ции, изображенной на картинках: «Какое время года здесь изображено? Как ты догадался, что это происходило ле­том? Что девочки держат в руках? Что случилось? Поче­му девочки не съели мороженое?»

Оценка действий ребенка: принятие и понимание за­дания; понимание ребенком ситуации и событий, изобра­женных на картинках; способность объяснить динамику сюжета, представленного на картинках.

8. НАЙДИ ВРЕМЯ ГОДА.Задание направлено на выяс­нение уровня сформированности представлений о време­нах года (развитие наглядно-образного мышления).

Оборудование: сюжетные картинки со специфическими признаками четырех времен года.

Наглядный материал: набор № 1, рис. 59—62.

Проведение обследования: перед ребенком раскладыва­ют четыре картинки, на которых изображены четыре вре­мени года. Ребенка просят: «Покажи, где зима (лето, осень, весна)». Затем спрашивают: «Как ты догадался, что это зима?» И т. д. В случаях затруднений проводится обу­чение.

Обучение: перед ребенком оставляют картинки с изоб­ражением только двух времен года — лета и зимы и за­дают ему уточняющие вопросы: «Что бывает зимой? Най­ди, где изображена зима. А что бывает летом? Найди, где изображено лето».

Оценка действий ребенка: принятие и понимание за­дания; уровень сформированности временных представле­ний; умение объяснить свой выбор.

9. НАРИСУЙ ЦЕЛОЕ (методика А. А. Венгер). Задание направлено на выявление уровня развития наглядно-образ­ного мышления, сформированности предметного рисунка.

Оборудование: две картинки, на которых нарисована всем знакомая игрушка — неваляшка (одна картинка раз­резана), бумага и карандаши (фломастеры).

Наглядный материал: набор № 1, рис. 63, 64.

Проведение обследования: взрослый кладет перед ре­бенком части разрезной картинки с изображением нева­ляшки и просит его нарисовать целую. Картинку пред­варительно не складывают. Если ребенок не может выполнить задание, проводится обучение.

Обучение: ребенку дают разрезную картинку и предла­гают сложить ее, а затем нарисовать. Если ребенок за­трудняется, то взрослый помогает ему, затем снова пред­лагает выполнить рисунок.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание за­дания; умение нарисовать предмет по разрезной картин­ке; анализ рисунка; обучаемость, результат.

10. РАССКАЖИ (серия сюжетных картинок «Утро маль­чика»). Задание направлено на выявление умений опреде­лять временную последовательность событий, обобщать свой практический опыт (сформированность наглядно-об­разного мышления).

Оборудование: четыре картинки с изображением ситуа­ций, знакомых детям из каждодневного опыта. На пер­вой картинке — мальчик, проснувшись, сидит на посте­ли, недалеко от него лежит его одежда; на второй — он умывается; на третьей — сидит на стуле и одевается; на четвертой — одетый мальчик сидит за столом и завтра­кает.

Наглядный материал: набор № 1, рис. 65—68.

Проведение обследования: перед ребенком в случайной последовательности выкладывают четыре картинки и про­сят его рассмотреть и разложить их: «Разложи все кар­тинки по порядку: что мальчик делал сначала, что по­том, чем завершились его действия».

Обучение: если ребенок не раскладывает картинки или начинает выполнять задание неверно, то взрослый пока­лывает их и говорит: «Вот первая картинка. Утро. Маль­чик проснулся. А теперь разложи картинки так, чтобы было понятно, что мальчик делал потом». В случае за­труднений взрослый кладет верно и вторую картинку: «А теперь мальчик одевается. А что потом он будет делать?» Оценка действий ребенка: принятие и понимание за­дания; умения понять временную последовательность событий; объяснить сущность изображенного события.

Результаты проведенного обследования оцениваются в баллах.

ВКЛЮЧЕНИЕ В РЯД.

1 балл — ребенок не понимает цель; в условиях обу­чения действует неадекватно.

2 балла — ребенок принимает задание, но не пони­мает его условия; ставит матрешки в ряд без учета их размера; после показа правильного размещения матрешек самостоятельно не ориентируется на величину.

3 балла — ребенок «принимает и понимает условия задания; самостоятельно выполняет задание, пользуясь практическим примериванием.

4 балла — ребенок принимает и понимает условия задания, самостоятельно выполняет задание, пользуясь зрительной ориентировкой.

КОРОБКА ФОРМ.

1 балл — ребенок не понимает задание, не стремится его выполнить; после обучения действует неадекватно.

2 балла — ребенок принимает задание, пытается вы­полнить его, используя хаотичные действия или действия плои; после обучения пользуется методом перебора вариантов.

3 балла — ребенок принимает и понимает задание, выполняет его методом перебора вариантов, но после обучения пользуется методом целенаправленных проб.

4 балла — ребенок принимает и понимает задание, с интересом выполняет его либо методом практического при­меривания, либо методом зрительного соотнесения.

ПОСТРОЙ ИЗ ПАЛОЧЕК.

1 балл — ребенок не понимает цель; в условиях обучения действует неадекватно.

2 балла — ребенок принимает задание, но не пони­мает его условий; раскладывает палочки без учета образп,а; не может построить не только по памяти, но и по об­разцу; выполняет задание на основе показа или воспроизводит только элементы лесенки.

3 балла — ребенок принимает и понимает задание,по самостоятельно выполнить не может; после повторного показа самостоятельно выполняет задание по образцу.

 

4 балла — ребенок принимает и понимает задание; умеет воспроизвести конструкцию по памяти.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.