Дидактическая игра «Приметы времени года».
Материал: набор картинок с изображением характерных особенностей сезона, одежды и деятельности детей в данное время года
Перед ребенком выкладывается набор картинок.
Задание: рассмотри картинки, покажи мне ту картинку, на которой изображена осень (зима, весна, лето).
Вопросы:
- Как ты определил, что это осень (зима, весна, лето)?
- Как одеты дети осенью (зимой, весной, летом)? Почему?
- Что делают дети осенью (зимой, весной, летом)?
3 балла - ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.
2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью педагога или со второй попытки.
1 балл - ребенок не справляется с заданием
Умение определять состояние погоды
Наблюдение за погодой, беседа о признаках погоды
Вопросы:
- Как узнать, какая сегодня погода? (Посмотреть на солнце, на небо: если ярко светит солнце, небо чистое, голубое - погода солнечная; если нет солнца, на небе облака, тучи — погода пасмурная, хмурая.)
- Как определить дует ли ветер? (По деревьям: если ветки качаются, значит, дует ветер, погода ветреная.) - Если на улице идет дождь, то погода какая? (Дождливая, ненастная.)
3 балла - ребенок самостоятельно и правильно отвечает на вопросы.
2 балла - ребенок отвечает на вопросы с помощью педагога или со второй попытки.
1 балл - ребенок отвечает на вопросы неправильно
Перед ребенком выкладываются картинки с изображением растений.
Задания: отбери картинки, на которых изображены деревья. Назови их. Покажи хвойные деревья. Покажи лиственные деревья. Почему они так называются? Покажи картинки, на которых изображены кустарники. Назови их. Объясни, чем отличаются деревья от кустарников?
Вопросы: - Какие из этих растений растут на клумбе?
- Где растут жарки, колокольчики, ландыши?
- Как одним словом назвать все, что изображено на картинках? (Растения.)
3 балла - ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.
2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью педагога или со второй попытки.
1 балл - ребенок не справляется с заданием
Продолжение табл.
Знания и представления детей о комнатных растениях
Рассматривание комнатных растений в группе
Дидактическая игра «Что где растет?».
Материал: предметные картинки: деревья, кустарники, цветы, комнатные растения
Вопросы:
- Как называются растения, которые растут дома, в группе? (Комнатные.)- Что надо делать, чтобы комнатные растения хорошо росли и цвели? (Ухаживать за ними: поливать, опрыскивать, рыхлить землю, протирать листья.)
Задание: назови и покажи комнатные растения, которые ты знаешь. (Герань, бальзамин, колеус, дружная семейка, аспарагус, фиалка.)
Назови и покажи части у комнатных растений. (Стебель, листья, цветок.) Инструкция. Рассмотри картинки. Назови растение и расскажи, где оно растет
3 балла - ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.
2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью педагога или со второй попытки.
1 балл - ребенок не справляется с заданием
Умение называть и различать овощи и фрукты, место их произрастания
(сад, огород)
Дидактическая игра «Овощи и фрукты».
Материал: набор предметных картинок с изображением овощей (морковь, помидор, огурец, свекла, редис, репа, перец, картофель, горох, кабачок, баклажан, капуста, лук, чеснок) и фруктов (яблоко, груша, апельсин, лимон, виноград, банан, слива, персик, вишня); корзинка, блюдо
На столе перед ребенком выложены картинки с изображением овощей и фруктов.
Задание: положи в корзинку все овощи. Назови и покажи овощи, которые ты положил в корзинку. Назови их одним словом. Расскажи, где растут овощи. Кто их выращивает? Назови и покажи, что осталось на столе. Как это назвать одним словом?
Положи все фрукты на блюдо. Что ты положил на блюдо? Расскажи, где растут фрукты. На чем зреют фрукты?
3 балла - ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.
2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью педагога или со второй попытки.
1 балл - ребенок не справляется с заданием
Умение называть и различать ягоды и грибы
Дидактическая игра «Ягоды и грибы».
Материал: картинки с изображением ягод и грибов
На столе перед ребенком выложены картинки с изображением ягод и грибов.
Задание: найди и назови ягоды, которые ты знаешь. Найди и назови грибы, которые ты знаешь. Все ли грибы можно есть?
3 балла - ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.
2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью педагога или со второй попытки.
1 балл - ребенок не справляется с заданием
Знания о жизни домашних птиц и их детенышах
Рассматривание картины «Птичий двор». Дидактическая игра «Чьи детки?».
Материал: картина «Птичий двор»
Задание: рассмотри картину. Покажи и назови домашних птиц, которых ты знаешь. Назови детенышей каждой птицы.
Вопросы:
- Где живут?
- Как человек о них заботится?
- Почему человек о них заботится?
3 балла - ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.
2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью педагога.
1 балл - ребенок не справляется с заданием
Продолжение табл.
Знания о жизни домашних животных и их детенышах
Дидактическая игра «Кто у кого?».
Беседа о домашних животных.
Материал: предметные картинки с изображением домашних животных и их детенышей
Задание: назови животных, которых ты знаешь. Назови домашних животных. Почему их называют домашними? (Живут рядом с человеком.) Назови диких животных. Почему их называют дикими? (Живут в лесу.)
Ребенок рассматривает изображения домашних животных.
Задание: продолжи предложения:
У кошки - ... (котята). У собаки - ... (щенята).
У коровы - ... (телята). У лошади - ... (жеребята). У козы - ... (козлята). У свиньи - ... (поросята). У овцы - ... (ягнята).
Расскажи о жизни домашних животных. Вопросы:
- Где живут? - Как человек о них заботится?
- Почему человек о них заботится?
3 балла - ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.
2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью педагога или со второй попытки.
1 балл - ребенок не справляется с заданием
Знания детей о жизни диких животных и их детенышах
Дидактическая игра «Кто у кого?».
Беседа о диких животных
Материал: предметные картинки с изображением диких животных и их детенышей.
Задание: продолжи предложения:
У медведицы - ... (медвежата). У зайчихи - ... (зайчата). У лисицы - ... (лисята). У волчицы - ... (волчата). У белки - ... (бельчата). У ежихи - ... (ежата).
Вопросы:
- Где живут эти животные? - Чем питаются?
- Как зимуют?
3 балла - ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.
2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью педагога или со второй попытки.
1 балл - ребенок не справляется с заданием
Умение называть и различать птиц
Дидактическая игра «Птицы». Материал: предметные картинки с изображением птиц
Перед ребенком набор картинок.
Задание: назови и покажи птиц, которых ты знаешь. Чем они отличаются? (Признаки внешнего вида: окрас, величина)
3 балла - ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.
2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью педагога или со второй попытки.
1 балл - ребенок не справляется с заданием
Умение называть и различать насекомых
Дидактическая игра «Насекомые».
Материалы: картинки с изображением насекомых
Перед ребенком набор картинок. Задание: назови и покажи насекомых, которых ты знаешь. Чем они отличаются? (Признаки внешнего вида: окрас, величина)
3 балла - ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.
2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью педагога или со второй попытки.
1 балл - ребенок не справляется с заданием
Высокий уровень - 30-33 балла; средний уровень - 20-22 балла; низкий уровень - 10-11 баллов.