Ребенку показывают картинки и обращаются с просьбой: «Назови предметы, изображенные на картинках».
Взрослый отмечает звуки, которые ребенок произносит неправильно.
Как ты думаешь, все ли звуки ты произносишь правильно?
3 балла - ребенок произносит все звуки.
2 балла - не произносит сложные звуки: сонорные или шипящие.
1 балл - не произносит и сонорные, и шипящие
3 балла - ребенок произносит правильно все звуки и осознает это.
2 балла - не произносит некоторые звуки, но осознает это.
1 балл - произносит звуки неправильно и не осознает это
Сила голоса, темп, дикция, интонация, выразительность речи
Ребенку предлагается произнести потешку (чистоговорку, скороговорку) быстро, медленно, громко, тихо:
Огуречик, огуречик,
Не ходи на тот конечик.
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызет
3 балла - ребенок произносит текст отчетливо.
2 балла - нечетко произносит фразы, недостаточно регулирует силу голоса.
1 балл - имеет серьезные недостатки в произношении текста
Уровень сформированности грамматического строя речи
Рассматривание картины по вопросам. Отгадывание загадок. Дидактическая игра «Закончи предложение».
Материал: картина «Собака со щенками», картинки с изображением детенышей лисы, медведя, волка
Ребенку предлагается рассмотреть картину «Собака со щенками».
Вопросы: - Ты видел собаку?
- Кто такая собака?
- Какая она?
- Как зовут детенышей собаки?
- Как их назвать ласково?
- Что может делать собака?
Задание: закончи предложения: Собака бегает быстро, а щенки... . Собака лает громко, а щенки... Если собака увидит кошку, она...
Сравни собаку и щенка, найди, чем они похожи и чем отличаются. Отгадай загадки: Большая и лохматая - это собака или щенок? Маленький и пушистый - это щенок или собака? Ребенку предлагается рассмотреть картинки с изображением лисят, медвежат, волчат. Инструкция. Назови, кого ты видишь на картинке
3 балла - ребенок обобщает: «Собака - это животное; собака лает, она пушистая».
2 балла - называет: «Это собака, она черная».
1 балл - повторяет за взрослым одно слово
3 балла - ребенок называет детеныша, заканчивает предложения.
2 балла - называет детеныша словом «собачонок».
1 балл - говорит одно слово
Продолжение табл.
Сравни собаку и щенка, найди, чем они похожи и чем отличаются.
Отгадай загадки:
Большая и лохматая – это собака или щенок?
Маленький и пушистый – это щенок или собака?
Ребенку предлагается рассмотреть картинки с изображением лисят, медвежат, волчат.
Инструкция: назови, кого ты видишь на картинке.
3 балла - ребенок выполняет все задания правильно.
2 балла - выполняет правильно только одно задание.
1 балл - выполняет не полностью одно задание
Развитие связной речи
Составление описательного рассказа про куклу.
Материалы: кукла
Задание: опиши куклу. Расскажи, какая она, что с ней можно делать, как с ней играют, чем она тебе нравится.
Ребенку предлагается придумать рассказ на любую из предложенных тем: «Как я играю», «Моя семья», «Мои друзья»
3балла - ребенок самостоятельно описывает игрушку.
2 балла - рассказывает по вопросам педагога.
1 балл - называет отдельные слова, не связывая их в предложения
3 балла - составляет рассказ самостоятельно.
2 балла - рассказывает с помощью взрослого.
1 балл - отвечает на вопросы односложно
Пересказ рассказа Е. Чарушина «Курочка»
Воспитатель читает ребенку текст рассказа Е.Чарушина «Курочка» и предлагает его пересказать
3 балла - ребенок пересказывает самостоятельно, передает интонацию педагога.
2 балла - пересказывает с помощью воспитателя.
1 балл - ребенок называет отдельные слова
из рассказа
Высокий уровень - 51-57 баллов; средний уровень - 36-38 баллов; низкий уровень - 17-18 баллов.