Уровень усвоения количественного счета в пределах 5
Счет до пяти.
Материал: набор игрушек (5 шт.)
1. Ребенку предлагается посчитать до 5.
2. На столе в ряд выставлены игрушки. Ребенку предлагается сосчитать количество игрушек, отсчитать 3 (2, 1) игрушки
3 балла - ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.
2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого или со второй попытки.
1 балл - ребенок не справляется с заданием.
Уровень усвоения порядкового счета в пределах 5
Порядковый счет предметов в количестве 5 штук.
Материал: набор игрушек (5 шт.)
Вопросы: - На каком по счету месте стоит пирамидка? - Которая по счету машинка? - Найди пятую игрушку и скажи, о какой игрушке я говорю? - Которая по счету игрушка тебе больше нравится? Задание: возьми вторую игрушку и поставь ее на пятое место
3 балла - ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.
2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого или со второй попытки. 1 балл - ребенок не справляется с заданием.
Уровень усвоения понятий больше - меньше, поровну (одинаково), с использованием счета и метода наложения и приложения
Счет и сравнение количества предметов разными способами.
Материал: счетная линейка, коробка с набором геометрических фигур (5 кругов, 5 квадратов)
1. Ребенку предлагается на верхнюю полоску счетной линейки выложить все круги, а на нижнюю - все квадраты. Вопросы: - Сколько ты выложил кругов, а сколько квадратов? — Что можно сказать о количестве кругов и квадратов? (Поровну, одинаково.) — Убери один квадрат в коробку. Что теперь можно сказать о количестве кругов и квадратов? (Кругов больше, чем квадратов, или квадратов меньше, чем кругов.)Примечание. В начале года детям можно задавать наводящий вопрос: чего больше кругов или квадратов? Как сделать, чтобы кругов и квадратов стало поровну? (Добавить один квадрат или убрать один круг.) Достаточно, чтобы ребенок дал один вариант ответа. 2. Перед ребенком ставится коробка с фигурами. Вопросы: - Как определить, каких фигур в коробке больше, а каких меньше? (Сосчитать.) - А еще как можно проверить? (Наложить друг на друга, или поставить парами.)
Примечание. Задание считается выполненным, даже если ребенок не может рассказать, как это сделать, но сам выполняет процесс.
3 балла - ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.
2 балла — ребенок справляется с заданием с помощью взрослого или со второй попытки. 1 балл - ребенок не справляется с заданием.
Продолжение табл.
Умение устанавливать отношения по величине, выстраивать упорядоченный ряд предметов
Классификация полосок по длине и ширине.
Материал: 5 полосок разного цвета, сделанных по принципу дозированного увеличения или уменьшения по длине (ширине) каждой последующей
1. Ребенку дается набор полосок одинаковой ширины, но разной длины. Задание: разложи полоски от самой длинной до самой короткой. Вопросы: - Какая полоска самая длинная (короткая)? - Какие из полосок длиннее зеленой? - Какие из полосок короче красной?
2. Ребенку дается набор полосок одинаковой длины, но разной ширины. Задание: разложи полоски от самой широкой до самой узкой. Вопросы: - Какая полоска самая широкая (узкая)? - Какие из полосок шире синей? - Какие из полосок уже желтой?
3 балла — ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.
2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого или со второй попытки.
1 балл - ребенок не справляется с заданием
Умение устанавливать размерные отношения между 3-5 предметами разной высоты
Сравнение предметов по высоте. Материал: 5 разноцветных башенок (пирамидок) разной высоты
Перед ребенком ставится 5 разноцветных башенок разной высоты. Вопросы: - Какая башня самая высокая? - Какая башенка ниже красной? - Какая башенка выше зеленой?
3 балла - ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.
2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого или со второй попытки.
1 балл - ребенок не справляется с заданием
Знания детей о названиях геометрических фигур и признаках отличия одной фигуры от другой
Дидактическая игра «Геометрические фигуры». Материал: набор плоскостных фигур: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал (каждая фигура представлена в трех вариантах цвета и размера)
Ребенку предлагается рассмотреть набор плоскостных геометрических фигур. Задание: назови геометрические фигуры, которые ты знаешь. Вопросы: - На какой предмет похож круг? - На какую фигуру похожа книга? Задание: выбери все круги, квадраты, треугольники, овалы, прямоугольники. Вопросы: - Чем отличается круг от треугольника? (У треугольника есть углы, а у круга их нет, круг катится, а треугольник нет.) - Чем отличается треугольник от квадрата? (У квадрата 4 угла, а у треугольника - 3.) - Чем отличается квадрат от прямоугольника? (У квадрата все стороны одинаковые по длине, а у прямоугольника две стороны длинные и две стороны короткие.)
3 балла - ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.
2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого или со второй попытки.
1 балл - ребенок не справляется с заданием
Умение находить геометрические фигуры среди окружающих предметов похожей формы
Дидактическая игра «Посмотри вокруг».
Материалы: предметы треугольной, круглой, прямоугольной формы
Задание: посмотри вокруг. Назови предметы квадратной (треугольной, круглой, прямоугольной) формы. Примечание. Воспитатель предварительно размещает предметы в группе
3 балла - ребенок самостоятельно справляется с заданием.
2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого или со второй попытки. 1 балл - ребенок не справляется с заданием
Окончание табл.
Пространственные представления детей и уровень практических ориентировок в пространстве
Дидактическая игра «Где находится предмет?».
Материал: кукла, мячик, машина, пирамидка; картинка, на которой наклеены: в центре -медвежонок, справа от него -машина, слева - пирамидка, вверху - самолет, внизу - кораблик
Задание: покажи правую руку, левую. Возле ребенка расставляются игрушки. Вопросы: - Что находится слева от тебя? - Что перед тобой? - Где находится кукла? Ребенку предлагается рассмотреть картинку. Вопросы: - Кто находится в центре листа? - Что находится справа (слева, вверху, внизу) от медвежонка?
3 балла - ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.
2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого или со второй попытки.
1 балл - ребенок не справляется с заданием
Временные представления детей (последователь- ность частей суток)
Дидактические игры:
1. «Части суток».
2.«Закончи предложение». Материал: набор картинок с изображением частей суток
1.Ребенку предлагается рассмотреть набор картинок с изображением частей суток. Задание: покажи картинку, на которой изображено утро (день, вечер, ночь). Ребенку указывают на одну из картинок. Вопросы: - Какая часть суток изображена на картинке? - Объясни, почему ты так думаешь. Ребенку предлагается разложить все картинки по порядку. Вопросы: - Что сначала: утро или день? - Какая часть суток сменяет утро (день, вечер, ночь)? - Назови по порядку все части суток, начиная с утра. - А какая часть суток сейчас? - В какую игру мы играли вчера?
2. Ребенку предлагается закончить предложения: Мы обедаем днем, а ужинаем ... Мы делаем зарядку утром, а спим... Мы в детский сад идем утром, а возвращаемся домой... Ночью мы спим, а днем...
3 балла - ребенок самостоятельно справляется с заданиями, правильно отвечает на вопросы.
2 балла - ребенок справляется с заданиями с помощью взрослого или со второй попытки. 1 балл - ребенок не справляется с заданием
Высокий уровень - 24-27 баллов; средний уровень - 16-18 баллов; низкий уровень - 8-9 баллов.