Рецензент: Е. В. Ларионова, кандидат педагогических наук,
зав. кафедрой педагогики и психологии ГОУ ВПО «Восточно-Сибирская государственная академия образования»
Авторы-составители С. С. Д реер, А. Н. Потыкан
Комплексная диагностика уровней освоения программы под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой : диагностический журнал. Средняя группа/ авт.-сост. С. С. Дреер, А. Н. Потыкан. - Волгоград: Учитель, 2011. - 35 с. ISBN 978-5-7057-2781-0
Педагогическая диагностика позволяет оптимизировать образовательный процесс, определить результаты обучения, руководствуясь выработанными критериями, свести к минимуму ошибки в оценке знаний детей.
Предлагаемый комплекс диагностических заданий и карт сформирован для оперативного диагностирования степени овладения программным содержанием отдельными детьми и группой в целом. Четкая инструкция к проведению и анализу заданий поможет наметить необходимые способы оказания помощи дошкольникам 4-5 лет и своевременного корректирования образовательного процесса.
Пособие предназначено для педагогов, работающих с детьми по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией
М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.
УДК 372.3/.4 ББК 74.102
ISBN 978-5-7057-2781-0
Дреер С. С, Потыкан А. Н.,
авторы-составители, 2010
Издательство «Учитель», ИП Гринин Л. Е., 2010 Оформление. Издательство «Учитель», 2011 Допечатная подготовка. Индивидуальный предприниматель Гринин Л. Е,, 2011
Издание 2011 г.
ВВЕДЕНИЕ
Проблема педагогической диагностики остается одной из актуальных задач теории и методики воспитания детей дошкольного возраста. Диагностика позволяет педагогу понять, в верном ли направлении он осуществляет свою деятельность. Она призвана, во-первых, оптимизировать процесс индивидуального обучения, во-вторых, обеспечить правильное определение результатов обучения, в третьих, руководствуясь выбранными критериями, свести к минимуму ошибки в оценке знаний детей.
Главная цель диагностирования- получить не столько качественно новые результаты, сколько оперативную информацию о реальном состоянии и тенденциях изменения объекта диагностирования для коррекции педагогического процесса.
- наличие целей педагогического оценивания состояния диагностируемого объекта;
- систематичность и повторяемость диагностирования как вида профессионально-педагогической деятельности, осуществляемой в типичных ситуациях на определенных этапах педагогического процесса (вводная диагностика, промежуточная диагностика, итоговая и т. д.);
- использование методик, специально разработанных и (или) адаптированных к данным конкретным ситуациям и условиям;
- доступность процедур для их проведения педагогами.
При проведении диагностического обследования необходимо руководствоваться следующими принципами:
• Принцип последовательности и преемственности диагностики проявляется в последовательном переходе от одних этапов, критериев, форм и методов диагностики к другим по мере развития, обучения и воспитания личности в воспитательно-образовательном процессе, в поэтапном усложнении и углублении процесса диагностики.
• Принцип доступности диагностических методик и процедур. Общепедагогические принципы наглядности и доступности обучения применительно к задачам диагностического изучения воспитанников означают необходимость такого подбора (построения) методик, вопросов, заданий, которые были бы рассчитаны на реальный уровень развития детей, их опыт. Зрительная наглядность заданий практического характера становится главным условием получения необходимой информации (тесты с картинками).
Доступность диагностики требует создания естественных условий диагностирования, что как раз и стимулирует естественность поведения.
Среди специфических принципов педагогической диагностики выделяют прогностичность диагностики.Она проявляется в ориентации диагностической деятельности на коррекционную работу в «зоне ближайшего развития» дошкольников.
Заметим, что понятие «зона ближайшего развития» введено Л. С. Выготским: «Существенным является не столько то, чему ребенок уже научился, сколько то, чему он способен научиться, а зона ближайшего развития и определяет, каковы возможности ребенка в плане овладения тем, чем он еще не владеет, но может овладеть с помощью, по указанию взрослых, в сотрудничестве».
Во время проведения диагностического обследования важно поддерживать доверительную, доброжелательную атмосферу: не высказывать своего недовольства неправильными действиями детей, не указывать на ошибки, не выносить оценочных суждений, чаще говорить слова: «Очень хорошо!», «Вы молодцы!», «Я вижу, у вас все замечательно получается». Продолжительность индивидуального обследования не должна превышать 15 минут.
Существует большое количество методов психологической диагностики. При разработке диагностической процедуры и отборе диагностических средств в предлагаемом опыте учитывались экономичность и надежность методик, их соответствие возрастным особенностям детей и возможность включения в воспитательно-образовательный процесс детского сада. В качестве основных методов, позволяющих выявить степень реализации программы и оценить уровень развития детей, предлагаются наблюдения за детьми, изучение продуктов их деятельности (рисунков, аппликаций), несложные эксперименты (в виде отдельных поручений ребёнку, проведения дидактических игр и пр.), беседы. Регулярные наблюдения позволяют достаточно объективно оценить присущие возрасту достижения ребёнка (освоение им определенных способов умственных действий, уровень овладения знаниями).
Однако при наблюдении могут возникнуть сложности, одна из них - субъективизм наблюдателя. Поэтому, чтобы уменьшить количество ошибок, следует отказаться от преждевременных выводов, продолжать наблюдения длительное время (по возможности) и лишь потом приступать к анализу результатов.
Наблюдения за ребёнком должны происходить в естественной ситуации: в группе, на прогулке, во время прихода в детский сад и ухода из него.
Обязательным условием успешного проведения педагогической диагностики является переход педагога с позиции обучающего на позицию человека, проводящего диагностику. Это неизбежно влечет за собой изменение его деятельности. Если в процессе повседневной работы основная цель - дать знания, добиться правильного ответа в данный момент, воспитывать, то в процессе проведения диагностики - получить достоверные данные об уровне развития ребёнка, сформированности тех или иных умений.
В пособии представлены диагностические задания из опыта работы МДОУ № 35 г. Усть-Илимска по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Задания максимально учитывают особенности и возможности детей 4-5 лет, обеспечивают адекватное понимание ими содержания, опираются на имеющийся у дошкольников реальный опыт.
Результаты диагностического обследования каждого ребенка заносятся в диагностическую таблицу. Разработанная система комплексной диагностики позволит качественно и оперативно оценивать динамику подготовленности детей дошкольного возраста, а также эффективность образовательной работы детских образовательных учреждений по «конечному ценному продукту» -дошкольник-выпускник.
Предлагаемые диагностические карты ориентируют воспитателя на некоторую, очень приблизительную, среднюю норму развития ребёнка. Стандартных детей не существует, и диагностические карты могут быть только вехой на пути понимания особенностей ребёнка, его индивидуальности.
Результаты диагностики - это отправные точки индивидуальных образовательных маршрутов для каждого ребёнка.
УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ Диагностические задания
Что изучается
Дидактические игры, вопросы, упражнения
Содержание диагностического задания
Критерии оценки
Уровень познавательной активности
Наблюдение за поведением ребенка во время занятий и вне их
Педагог дает оценку в процессе наблюдений за поведением ребенка во время занятий, анализирует детские вопросы
3 балла - ребенок увлеченно слушает объяснения педагога на занятиях, с интересом выполняет задания, задает вопросы; проявляет познавательную активность вне занятий.
2 балла - познавательной активности не проявляет; на занятиях задания педагога может выполнять увлеченно, с интересом, но вне занятий интерес пропадает; вопросы задает редко.
1 балл - не проявляет заинтересованности и активности на занятиях; не выражает особого желания, предпочтения заниматься каким-либо видом деятельности; вопросы практически не задает.
Уровень развития произвольного слухового запоминания (объем кратковременной памяти)
Упражнение «Запомни и назови»
Инструкция. Я назову тебе слова, внимательно их послушай и запомни: дым, туча, юбка, стул, карандаш, дождь, соль. Назови слова, которые ты запомнил
3 балла - ребенок с первого раза запомнил 4 слова.
2 балла - ребенок с первого раза запомнил 3 слова.
1 балла - ребенок запомнил меньше трех слов.
Уровень произвольного внимания, работоспособности
Наблюдение за ребенком во время занятия
Педагог дает оценку в процессе наблюдений за деятельностью ребенка во время занятий
3 балла - ребенок в течение занятия сосредоточен, активен.
2 балла - ребенок не может длительно удерживать внимание, начинает отвлекаться во второй половине занятия.
1 балл - ребенок отвлекается в процессе всей деятельности
Уровень владения детьми обобщающими понятиями, умение выделять лишнее
Игры «Четвертый лишний», «Назови одним словом». Материалы: картинки с изображением фруктов, животных леса, куклы, кастрюли
Педагог выкладывает перед ребенком картинки: яблоко, банан, лимон, кукла; медведь, заяц, лиса, кастрюля и предлагает убрать лишние. Педагог выкладывает перед ребенком картинки с изображением животных, затем фруктов и предлагает назвать каждую группу картинок одним словом
3 балла - ребенок исключает лишнее, мотивирует свой выбор, называет обобщающие слова.
2 балла - ребенок исключает лишнее, может мотивировать свой выбор; перечисляет предметы на картинках, не называет их обобщающим словом, но показывает предметы, относящиеся к животным, фруктам.
1 балл - ребенок затрудняется найти лишнюю картинку; не знает обобщающих слов, не может показать фрукты, животных на картинках
Умение детей выполнять задание в соответствии с инструкцией взрослого
Наблюдения за деятельностью детей во время занятий
Педагог дает оценку в процессе наблюдений за деятельностью ребенка во время занятий
3 балла - ребенок «слышит» и принимает инструкцию, выполняет задание в соответствии с ней.
2 балла - ребенок «слышит» инструкцию, но затрудняется выполнить задание в соответствии с ней, необходимо уточнение, разъяснение.
1 балл - ребенок не принимает инструкцию к действию. Разъяснение, уточнение инструкции не приносит желаемого результата.
Высокий уровень - 12-15 баллов; средний уровень - 8-10 баллов; низкий уровень - 4-5 баллов