Чем дальше ученик на Пути к Посвящению, тем он чувствительнее. Отношения с ближними становятся все более трудными и натянутыми, ибо для них он живет теперь как бы в другом мире. Это состояние таит в себе большую опасность, ибо, постоянно изолируя себя от мира, ученик нередко утрачивает всякую связь с реальностью, и здоровые, жизненно важные контакты с обычным миром, миром, в котором протекает основная и наиболее существенная часть его жизни, — нарушаются. Ученик должен приложить все силы к тому, чтобы не допустить этого и выйти из этой изоляции.
Чтобы не утратить контакта с внешним миром, он должен поддерживать живительные отношения с другими людьми, ибо, когда живешь в мире людей, необходимо быть всегда открытым и готовым к общению с ними. На этом этапе самой серьезной проблемой оказывается проблема повышенной чувствительности, которая одолевает ученика все больше и больше, особенно в период междувременья, предшествующий очередному Посвящению, когда ежедневные тренировки достигают особого накала и интенсивности. В этот период физическое тело ученика часто подвергается критическим перегрузкам, поскольку в нем в это время происходят большие преобразования, в особенности затрагивающие нервную систему ученика.
В подобные моменты периоды изоляции или самоустранения от мира могут быть более длительными, чем обычно, поэтому следует позаботиться о том, чтобы эта изоляция не перерастала в абсолютное и полное отстранение от мира, ибо весь ход развития ученика, достигнутый им прогресс, его стабильность и качество должны все время проверяться и оцениваться исключительно путем взаимоотношений и связей с внешним миром, поскольку именно здесь ему предстоит сдавать свой выпускной экзамен на аттестат зрелости. Если же ученик этого не делает, то обучение расценивается как недостаточное или неквалифицированное, и ему не остается ничего другого, как вновь заняться своей собственной переподготовкой на позитивный лад, призвав для этого на помощь духовную волю, назначение которой — сжечь все его старые, рутинные методы и шаблоны, которые лишь мешают его становлению как духовной личности.
Если ученик слишком чувствителен, то нередко любая попытка соприкосновения с бурлящим внешним миром повергает его в давно забытое стрессовое состояние, и в этом случае при малейшей неудаче он рискует вновь поддаться раздражению и тем самым активизировать механизм производства империла, который в свою очередь приводит в действие все его старые защитные механизмы. По правде, ученику нужно только радоваться подобной возможности познания. Ведь он считает, что он уже столь недосягаем для бренных мелочей внешнего мира, что они его более не трогают, и вдруг какая-то незначительная помеха или неурядица будоражат и сотрясают всю его личность, и она молниеносно с головы до пят закутывается в пелену туманных иллюзий.
Если ученик хорошо разобрался в своих механизмах, то ему должно быть ясно, что коль скоро низшие вибрации внешнего мира столь интенсивно воздействуют на его стрессовый фактор, то последний, стало быть, еще не преодолен. Истинно духовный ученик всегда сохраняет внутренний покой, что бы вокруг него ни происходило.
Даже в тяжких битвах и сражениях, среди огня, дыма и грохота, он продолжает излучать внутреннюю гармонию, которая всегда является отличительным признаком настоящего ученика.
Пусть ученики неустанно помнят о том, что любое новое знание, любые духовные накопления должны всегда испытываться на прочность в горниле всевозможных жизненных обстоятельств. Именно здесь все ученики проходят закалку и сдают экзамен на аттестат зрелости. Именно здесь они должны показать, чему они научились и насколько прочны их знания. Если что-то не получается, следует вновь прибегнуть к методу длительной визуализации цели, после чего новый критерий или новая ориентация постепенно упрочиваются и обретают стабильность. И вновь испытываются на прочность в кузнице внешнего мира. Именно для этого мы сюда и рождаемся — чтобы сдать все свои экзамены и выдержать все проверки и испытания.
Глупец тот, кто думает, будто все, идущие Путем Посвящения, выше материального мира; такого быть не может, ибо материальный мир — это самый действенный наш пробный камень. И если мы в общении с окружающими по-прежнему проявляем раздражение, недовольство, досаду или выказываем хитрость, надменность, корыстолюбие или холодную ментальность, если нам по-прежнему недостает чувства сострадания и любви, зато эгоизма и нетерпимости хоть отбавляй, то диагноз здесь очень прост: вся беда лишь в нас самих; не мир виноват в этом, а только мы сами.
Долг каждого ученика — учиться наводить порядок в собственном доме. Большинство же учеников, и даже далеко продвинутых учеников, любят как раз обратное — распоряжаться и хозяйничать в чужом доме. Это понятно. Ведь куда приятнее критиковать других, чем себя, да и сваливать на других свои вину и ответственность тоже значительно легче и приятней, чем брать их на себя. Сидеть, предаваясь праведному самолюбивому негодованию, выставляя себя жертвой завистников и клеветников и сваливая все на неблагоприятное стечение обстоятельств, тоже во много раз легче и удобней, чем взять и вытравить из своего сознания все нежелательные чувства и мысли, лишающие нас душевного покоя.
Не так ли, братья?
Казалось бы, что может быть легче, чем чувствовать себя свободным от какой-либо ответственности? Во всяком случае там, где это касается личности. Однако, несмотря на все свое усердие, с которым личность пытается себя оправдать, перекладывая вину на других, она никак не может обрести желанного покоя и на много часов погружается в некое лихорадочное и малоприятное для себя чувственно-негативное состояние, во время которого ее мысли постоянно вращаются вокруг происшедшего. А как только возникают миражи, взор тут же утрачивает свою ясность, и ученик опять совершенно забывает о своей духовной воле. Куда же она подевалась, коль скоро даже малейший пустяк может вновь извлечь из небытия и привести в действие все его стародавние, нелепые методы и привычки? Когда же наконец ученик пресытится всем этим? Когда же наконец он увидит, что только он, он один, и может что-то изменить в себе?
В этом состоянии помрачения он совершенно забывает о том, что как только в нем скапливается раздражение, склоняющее его к негативным чувствам, мыслям, словам и поступкам, то он, в этом случае, далеко уже не безобиден. Такому ученику следовало бы знать, что для него кармические последствия окажутся куда серьезнее, чем если бы речь шла о простом, обычном человеке. Мы ответственны за все, — я повторяю, за все! — что мы совершаем или причиняем нашими действиями, поэтому достаточно всего один раз выработать империл и пустить его в ход, как этот процесс уже не остановить, и он с быстротой пламени начнет передаваться от одного к другому. Именно поэтому он так опасен. Он способен распространяться со скоростью лесного пожара и в считанные секунды заразить десятки людей, которые, совершенно незаслуженно, тоже становятся носителями и разносчиками этой заразы, передавая ее все дальше и дальше по цепочке. Кто истинный виновник всего этого кошмара? Кто вызвал его к жизни? Кто выпустил джина из бутылки и, следовательно, должен нести ответственность за все непредсказуемые чудовищные последствия?
Многие ученики слишком легко относятся к проблеме принятия на себя ответственности, и относятся так только потому, что никак не могут до конца осознать, сколь тщательно и скрупулезно им предстоит платить по всем счетам.
Хотя они много читали, хотя они изучали универсальные законы и многое знают, однако ведут они себя так, словно их эти законы совершенно не касаются. Время от времени они горестно покачивают головой, как бы сожалея о том, что их слова расходятся с делом, однако ответственность по-прежнему остается за ними, и никто не освобождает их от этой ответственности. Если они не понимают этого сейчас, то поймут позже. Рано или поздно им придется платить по всем векселям. Ученикам давно пора серьезно призадуматься над этим, и тогда, возможно, они наконец поймут, что в своем спасительном эгоизме они до сих пор считают себя исключением из закона и своими действиями лишь причиняют ущерб другим — до тех пор, пока не оказывается слишком поздно и этот ущерб не принимает зримые размеры.
Когда ученики научатся брать на себя ответственность без промедлений и проволочек? На ошибках мы учимся, из ошибок делаем выводы и накапливаем знания и опыт, но если мы постоянно совершаем одни и те же ошибки и постоянно накапливаем одни и те же знании и опыт, то с нами явно что-то не в порядке. В этом случае мы уже не безобидные невежды, мы сознательно вредим и причиняем ущерб другим, а уж кому, как не нам, знать, чем это может обернуться? Какие-либо извинения здесь уже бесполезны. Первые раз или два мы еще можем извиниться и можем рассчитывать на прощение, несмотря на то, что совершили ошибку не по невежеству, а из-за небрежного отношения к знанию, однако гора векселей, которые мы выдаем, постоянно растет, счета разбухают, и проценты растут тоже, ибо тот ущерб, который мы нанесли нашими действиями другим людям, еще долго будет аукаться в их судьбе, а уж об этих-то других мы как раз заботились меньше всего, когда старались поскорее уйти от ответственности, переложив ее на их плечи.
Пока нет покоя внутри, не будет его и снаружи. Пока в сердце нашем нет ни теплоты, ни сострадания, ни понимания, мы не сможем излучать эти энергии вовне, ни надеяться на то, что будем получать их от окружающих. Пока в нашей собственной душе отсутствует прочный мир, мы не сможем построить его и вовне — ни локально, т.е. в узкой сфере наших взаимоотношений с ближними, ни глобально, т.е. в большом человеческом мире или на всей планете. Призадумайтесь над этим!