Туманы начинают редеть, как только наше внимание концентрируется на подлинных проблемах. Днем счастья становится для нас тот день, когда мы доподлинно сознаем, что миражи самообольщений использовались нами лишь в качестве благовидного предлога, которым мы прикрывались, чтобы уйти от ответственности за коренные проблемы нашей жизни. Серьезно говорить о том, что мы вступили на истинный, духовный путь, можно лишь тогда, когда серьезным становится наше отношение к тем бесконечным оправданиям, к которым неустанно прибегает личность только ради того, чтобы поскорее уйти от этой пугающей ответственности.
Она пугает нас только потому, что эту норму или привычку мы тянем за собой с детских лет. Но, с другой стороны, коль скоро мы привержены ей столь долгий срок, то на это должна быть своя причина, и этой причиной является наш страх перед новым и неизведанным. Именно страх перед неизведанным внушает нам личность, и внушает с явным успехом, из жизни в жизнь, из одной инкарнации в другую. Таким образом, корни этой древней привычки следует искать даже не в нашем детстве, а гораздо раньше, в наших ранних, примитивных воплощениях, когда уход от ответственности считался делом естественным и даже достохвальным, поскольку добровольно взваливать на себя бремя ответственности выглядело бы в высшей степени глупо.
Для большинства из нас это просто древняя норма или установка, которой мы безукоризненно следовали на протяжении бесчисленных жизней с единственной целью выжить. Выжить мы выжили, однако за это время, привыкнув постоянно уклоняться от этой неприятной для нас обязанности, мы накопили огромный запас негативной кармы. И теперь близится час расчета. Поэтому ученик, стоящий у порога Второго Посвящения, должен уплатить часть своих кармических долгов и должен иметь мужество открыто, лицом к лицу встретиться со своими подлинными, а не мнимыми проблемами.
Для большинства учеников это невероятно трудная задача, трудная именно в силу того, что они давно уже сочли себя серьезными и ответственными людьми. Поэтому часто они очень долго и упорно отказываются признать, что их больная проблема — это именно проблема ответственности, точнее — неприятия оной. Поэтому многие откладывают страшный час очной ставки с этой проблемой из жизни в жизнь, из инкарнации в инкарнацию, пока однажды до них не доходит, что время назрело и тянуть больше нельзя. Если они хотят идти дальше по Пути Посвящения, они должны, они просто обязаны выдержать эту очную ставку.
Те экспериментальные ученические пары, с которыми Мы усиленно работаем, подводятся к данной кризисной фазе на очень раннем этапе, что, в общем-то, не случайно: этот кризис знаменует собой поворотный пункт в жизни каждого из учеников, а цель проводимых Нами экспериментов в том и состоит, чтобы по возможности ускорить групповую эзотерическую работу во всем мире через самую мельчайшую групповую единицу — (супружескую) пару, в которой оба партнера-ученика находятся в постоянном конфликте и конфронтации между собой.
Можно сказать, что вся их жизнь строится по линейному принципу: от кризиса к знанию, от знания к кризису, затем опять от кризиса к знанию и т.д. до бесконечности. Данный процесс неимоверно тяжел и изнурителен, но вместе с тем необычайно поучителен и эффективен, ибо он существенно ускоряет весь ход духовного развития учеников в такой паре.
Каждому из учеников рано или поздно придется выдержать эту неприятную очную ставку со своей опасной, инфантильной привычкой: "Я не желаю нести ответственность". Однако, чтобы добраться до этого надежно скрытого несуразного механизма, ученик должен миновать целую серию различных предохранительных механизмов и защитных бастионов, о которых уже говорилось выше. Более молодому из партнеров в экспериментальных ученических парах редко удается ускользнуть от этой неприятной процедуры, поскольку старший и более опытный партнер постоянно держит его под своим наблюдением, и, зная все его маневры и ухищрения, к которым тот может прибегнуть, чтобы уйти от этой мучительной обязанности, он то и дело обращает его внимание на то, что тот все еще не достиг полного понимания и осознания своей больной проблемы.
Если ученик одинок и не имеет подле себя подобного наперсника, способного указать ему на необходимость конфронтации с этой глубинной проблемой, то для него весь этот процесс окажется еще более трудным, поскольку те многочисленные маневры и ухищрения, к которым он прибегает с целью уклонения от этой неприятной обязанности, практически всегда срабатывают. Его личность торжествует одну победу за другой — всякий раз, как очная ставка откладывается на неопределенное время. Что же это за механизмы и что это за ухищрения, к которым столь часто (и почти неосознанно) прибегает ученик? Они упрятаны столь глубоко, что и сам ученик толком не знает, откуда берутся все эти миражи и наваждения, в которых он столь основательно увяз.
Самый излюбленный его метод — на ходу сочинить какую-нибудь правдоподобную историю, чтобы отвести от себя малейшие упреки и порицания. Некоторые настолько поднаторели в сочинении таких историй, что выпекают их прямо на ходу, и столь удачно, что многие им верят. Если же этот метод не сработал, ученик мгновенно отыскивает подходящего козла отпущения: либо партнера, либо кого-нибудь из членов семьи, на которого раньше не раз падало подозрение в совершении того или иного неблаговидного поступка. При некоторой сноровке или находчивости ученик без труда может отречься от чего угодно и тут же привести в собственное оправдание историю о том, что в происшедшем виноват не он, а тот, другой, потому как он, дескать... и т.д. и т.п.
Если и этот прием не удался, ученик незамедлительно прибегает к любимой военной хитрости — при условии, что он хранит ее про запас и не прибег к ней с самого начала, как это делают многие, дабы лишний раз перестраховаться. Эта военная хитрость весьма проста: как только виновный чует, что дело пахнет керосином и ему не избежать упреков и обвинений, он первый наносит удар, и это нападение всегда оказывается для противной стороны столь неожиданным и внезапным, что практически выбивает у нее из-под ног твердую почву, так что у нее не находится нужных контраргументов, чтобы защитить себя. Личность вновь ликует и радостно потирает руки, очная ставка вновь откладывается на неопределенное время, а старые, нецелесообразные механизмы, приемы и методы продолжают действовать прежним порядком, сея негативную карму.
Разумеется, душа изо всех сил подстрекает развитие ученика, но при отсутствии верного партнера, видящего насквозь все его уловки и предохраняющие механизмы, ему не удастся заглянуть вглубь себя и докопаться до сути непостижимой, хотя и несложной проблемы, элементарный смысл которой в том, что ученик не хочет быть ответственным. Эта "младенческая" проблема столь проста и незамысловата, что многие, преодолев ее и постигнув ее элементарную суть, потом лишь горько сетуют по поводу того, что разбазарили столько жизней из-за необъяснимого страха и своего нежелания конфронтировать с этой в высшей степени нелепой установкой, которую нетрудно перепрограммировать — разумеется, при условии, что ученик этого хочет. Ибо новая программа или установка приводится в действие с того момента, как ученик готов к этому и хочет этого, но не раньше.
Как и в случае со всеми другими проблемами, мы, прежде чем приступить к ее преодолению, должны суметь понять, что это — именно проблема. После этого она извлекается на свет божий, подвергается тщательному анализу и оценке, насколько именно она обременительна, нецелесообразна и неразумна, и только затем пускается в обработку или переделку путем ее перепрограммирования, самым подходящим названием для которого могло бы служить: Хочу быть ответственным.
Если ученик достиг этой стадии развития, то затем все идет быстро и гладко.
Поворотный пункт пройден, ученик взял ориентацию на новую установку, не уставая при этом удивляться тому, сколь ему свободно и радостно дышится и какое это облегчение чувствовать себя избавленным от необходимости лгать, изворачиваться и манипулировать своими ближними, дабы спасти свою шкуру; от необходимости мучить и терзать других, дабы самому уйти от ответственности, а главное — от необходимости жертвовать своей любовью, любимым или любимой, отдавая их на потребу этой чудовищно нелепой, пагубной привычке — желанию уйти от ответственности. Он не понимает, как можно было вести себя столь безрассудно и глупо на протяжении всей своей жизни, и даже не одной, а многих и многих жизней.
Та великая борьба, которую сегодня ведут многие ученики, борьба за то, чтобы уметь быть ответственными, — эта борьба во многих отношениях для них непостижима. Она непостижима сейчас и еще более непостижимой будет потом, когда ученик постигнет суть проблемы и воочию увидит, сколь, в сущности, простой могла бы быть его жизнь все это время. Честность — наилучшая политика, гласит старинная мудрость; это так, все с этим согласны, но, тем не менее, все изворачиваются, как умеют, и лгут, лгут до тех пор, пока знают, что это сойдет им с рук.
Подобная ложь обходится дорого, очень дорого: разводы, размолвки, сломанные судьбы, расторгнутые супружеские и семейные отношения, порванные дружеские связи, проблемы в коллективах, группах и т.д. и т.п. Конфликты возникают повсюду, где люди сталкиваются или приходят в соприкосновение друг с другом, и причина этого только одна: что один или несколько не хотят брать на себя ответственность. Почти все кризисы и проблемы в жизни проистекают из этой, такой простой и такой сложной, причины, суть которой в том, что мы не хотим быть ответственными.
Но ученик, который уже перешагнул этот барьер, знает, что быть ответственным вовсе нетрудно, в принципе, это очень даже легко и просто. И — самое правильное из всего, самое достойное и ценное, самое духовное и самое легкое. Подумайте над этим!