Чувства, которые испытывает ученик, впервые взявший на себя ответственность без долгих проволочек и колебаний и почувствовавший, сколь, в сущности, это легко и просто, во многом сродни райскому блаженству. Не в том суть, почему он сделал это: потому ли, что испытывал в этот момент внутренние равновесие и гармонию, или потому, что сказать "да" было наиболее легким выходом в данной ситуации, — суть, повторяю, не в этом, а в том, что он все-таки сказал это самое "да" и, поразмыслив, увидел, что это было наиболее правильное и разумное решение из всех возможных и что он, признав себя ответственным, поступил не только разумно, но и справедливо.
Ученику это кажется чем-то невероятным. Ему и в голову не приходило, что брать на себя ответственность, быстро и без проволочек, это так легко и, одновременно, так вдохновляюще-прекрасно. Здесь ему неожиданно предоставляется прекрасная возможность поразмыслить над тем, как разворачивалась бы ситуация, если бы он по привычке прибег к обычным уловкам: обману, лжи, самооправданию или перекладыванию своей ответственности на другого. Да, без случайностей здесь тоже не обошлось: разве не чистая случайность то, что он сразу, без промедления и проволочек, сказал "да" и тем самым признал себя ответственным? Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло.
Только теперь ему становится ясен и понятен тот фактор, который определяет суть его выбора: выберет ли он стезю ответственности или предпочтет вновь бездумно копировать свои старые привычки и шаблоны, предписывающие ему до конца отстаивать и защищать свои заповедные территории: мол, он ничего не сделал, он невиновен, и все тут. Теперь он понимает, что таким фактором, определяющим его конечный выбор, является его собственный чувственный настрой и что проблема приятия или неприятия ответственности зависит прежде всего от того, в каком он настроении: плохом или хорошем, т.е. настроен ли он на мрачный, негативный или на веселый, позитивный лад.
Ему кажется непостижимым, что на протяжении стольких жизней он неуклонно придерживался принципа безответственности, когда это так легко — настроить себя на позитивный лад и сказать: Да, я ответственен за это. И вершина горы сразу же озарится мощным сиянием любви. И ученик улыбнется, облегченно и радостно. Ну вот, поворотный пункт пройден. Наконец, без долгих проволочек и колебаний, он признал себя ответственным, и мир от этого не содрогнулся и не рассыпался в прах. Напротив, все обратилось в любовь и улыбку, а те негативные ощущения, которые готовы были нахлынуть на него, его не коснулись, ибо, как только он признал себя ответственным, они исчезли без остатка.
Ученик мысленно клянется, что никогда больше не будет убегать от ответственности. Да, возможно, что вскоре он опять окажется в ситуации, в точности повторяющей многие неприятные эпизоды его жизни и связанные с ними негативные переживания, и не исключено также, что он опять попадется в ловушку.
Что ж, такое вполне может случиться, однако он будет прилагать все силы к тому, чтобы неукоснительно придерживаться нового принципа жизни, и постарается быть внимательным настолько, чтобы этого все-таки избежать.
Любовь, ощущение легкости, свободы, радости и гармонии пронизывают все его существо, наполняя его таким чувством блаженства и счастья, которых, сколько он помнит, ему еще ни разу не доводилось испытывать в жизни. Неужели это и в самом деле была его больная проблема, которая ныне разрешилась так просто, мимоходом, чуть ли не случайно? Да, жизнь полна парадоксов. На Пути к Посвящению ученики так и норовят различными способами отделаться от тяжелой, утомительной работы, требующей собранности, серьезного, вдумчивого и ответственного отношения, и в результате любая идея, любой проект, любой замысел практически с самого начала обречены на провал и неудачу.
Всегда, любезные мои братья и сестры, всегда храните в сердце своем улыбку, веселье и радость! Величайшая ошибка — ошибка, совершаемая большинством учеников — относиться к себе слишком серьезно. Тем самым вы лишь концентрируете все свое внимание на собственной личности, а душе от этого управлять вдвойне тяжелее. Чем серьезнее личность, тем она тяжелей, а чем она тяжелей, тем больше и весомее ее власть, тем больше блокируется канал с душой. Когда же личность легка, весела, радостна и беззаботна, канал открывается — и душа сама просится в гости.
Если бы ученики научились быть веселыми, жизнерадостными и оптимистически настроенными людьми, они бы легко избежали всех этих бесконечных столкновений и конфликтов, которые они то и дело привлекают к себе своей тяжелой сущностью. Но это не самое худшее, что может случиться. Самое худшее — это отсутствие любви, ибо, когда все вокруг тяжело, муторно и мрачно, то здесь, как говорится, не до любви, которая в этот момент от нас за многие-многие мили. Любовь расцветает там, где царит радость и гармония. Среди веселья расцветает она. Среди легкости, улыбок и веселья. И не только любовь, но и интуиция.
Велика армия учеников, чьи физиономии постны, нахмурены и серьезны, — ибо они считают, что только серьезностью, важностью и степенностью могут купить себе билет в мир интуиции. Рано или поздно им придется признать, что в этот призрачно-волшебный мир невозможно войти подобным образом. Лишь игра, легкость и веселье могут открыть двери в эту обетованную землю всех живущих. Пусть каждый ученик зарубит себе это на носу, и тогда он увидит, что его развитие пойдет удесятеренными темпами, и радостными, бодрыми будут его сочувствие и понимание.
Се, говорю вам: будьте светлыми, легкими и жизнерадостными, как цветы и краски, и пусть такими же будут ваши чувства и мысли и тогда вы прямым путем вознесетесь в Царство Интуиции, Света и Любви!
Ученик, уже научившийся быть ответственным и открывший для себя, что это стало возможным потому, что он в тот момент был веселым, жизнерадостным или пребывал в гармонии с самим собой, со временем поймет, что эти же самые легкость и веселье приводят не только к осознанию своей ответственности, но и распахивают двери в мир интуиции, сострадания и любви. Единственное, что для этого требуется, это иметь при себе эти легкость и веселье.
Пусть для ученика это будет новой идеей, новым направлением или ориентацией: ответственность за то, чтобы поддерживать в себе легкость, жизнерадостность и веселье, лежит только на нем. Имеющий уши да услышит!
Поразмыслите над этим, вы, степенные, важные и серьезные эзотерики! Чем больше жизнь обращается в игру или шутку, красивую, задорную, веселую и радостную, тем ближе мы к горнему и высокому, ибо все высокое всегда содержит в себе добрый запас жизнерадостности, шутки и веселья. Тяжесть пригибает нас к земле и отдаляет от желанной цели. Легкость же дает нам крылья и увлекает к Царствам Духа. Воистину, все настолько легко и просто, что легче и проще быть не может!