Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Кому нужнее наша милостыня?



 

«Отверзая отверзи руце твои брату твоему и просящему на земли твоей» (Втор. 15; 11). Так заповедует Господь не о тех нищих, которые ходят и просят по домам и церквам: есть много нищих и убогих, которые стыдятся протянуть руку за помощью и считают за лучшее молча терпеть всякую нужду и нищету, чем быть попрошайками. Таковых ищи милостивым сердцем своим и помогай им.

Есть вдовы, которые по смерти мужей своих остались в нищете, в долгах, с малыми детьми. Дети просят хлеба, одежды; мальчикам нужна наука, девочкам рукоделье, а заимодавцы требуют уплаты долгов, берут последнее в залог, тянут в суды... Блажен, кто видит такую нужду бедных вдовиц и посещает их, и помогает им!..

Есть круглые сироты, которые, как осиротелые птенцы врановы, взывают о помощи: кто их накормит, кто приютит, кто попечется о них, кто их от обиды защитит? Не денег они просят, не имения, — им нужен хлеб насущный. И тем более они заслуживают милость, чем меньше понимают, по малолетству своему, великую нужду свою. Кто же призрит их? — Ты, Творец их милостивый! Тебе оставлен есть нищий, сиру Ты буди помощник! Ты и птенцов врановых, Тебя призывающих, питаешь. — Но через кого Господь Бог окажет им помощь? — Через того, кто носит в себе образ Божий, то есть, милость в своем сердце, чье сердце расположит Господь на сие великое служение, кто посещает домы таких сирот, ибо истинная беднота на улицу не показывается. Помилуй сирот, будь им вместо отца!..

Бывают странники и пришельцы, которых нужда загнала на чужую сторону, которых на пути обобрали злые люди, которых посетила какая-нибудь тяжкая болезнь и им негде голову приклонить: нет у них ни знакомых, ни родных, кто пожалел бы их... К кому прибегнут они, если мы откажем им в помощи и крове? Поистине, такие люди не меньше, чем вдовы и сироты, нуждаются в нашей помощи!

В ином доме хозяин много лет с одра болезни не встает, жена все, что было можно, прожила давно; а у иного и жена умерла, и он один остался с детьми, особенно с девочками, и сам больной лежит... Соседи не знают, или не хотят, или не могут помочь ему... Кто призрит его, кто поможет ему? Един Ты, милостивый Господи, призри и утешь через тех, которые носят в себе образ Твоего милосердия!..

А в ином доме и муж, и жена, и дети — все лежат больные; некому за ними походить, некому присмотреть за хозяйством их: все могут растащить люди недобрые: как не помочь таким, чем только можно?..

Иной один работник в семье: что заработает, то и проживет с женою и детьми; случилось ему заболеть или калекою сделаться: сегодня не вышел он на работу, а завтра ему уже есть нечего... Как не помочь такой семье? У крестьянина пала скотина — все богатство его, а между тем ему надо подати платить, налоги разные; работать надобно, а лошадки нет, нечем взяться ему, не к чему руки приложить: как не пожалеть такого? Как милости не оказать?.. Бывает, что пошел хозяин с семьею в поле на работу, вернулся домой — погорело все, остались одни уголья... А в городах нередко случается, что, если и вынесут что с пожарища, то лихой человек похитит с улицы... И ждет несчастных погорельцев и голод и холод, и негде им голову склонить! О, поистине таковые заслуживают нашего сострадания больше всякого нищего, что под окнами просит!

В ином доме живет вдова с двумя-тремя дочерьми уже взрослыми; нет у нее средств, чтобы одеть их прилично, пропитать их и замуж выдать. Немного бывает Гликерий и Сусанн, готовых умереть за чистоту и целомудрие: так часто бедность и голод к грязному пороку ведут! О святой Николае Чудотворче! Приди на помощь к таким, помоги им и душу и тело сохранить в чистоте и святости! Помогайте и вы в таковой нужде и деньгами, и приданным, и заботою об устройстве таких девиц сирот! За это будет награда от Господа гораздо большая, чем за подачу милостыни на улице. Вот и состоятельного человека обокрали начисто; он так огорчен, что готов на себя руки наложить — у него ровно ничего не осталось, а диавол уже и к веревке его тянет. Поспешите на помощь ему, чтобы не впал он в отчаяние, утешьте его, помогите ему хоть на первое время! Если он знает, что есть на свете люди добрые, которые не оставят его в горе и нужде, то он благодушно понесет крест свой тяжелый...

Иной сам был великий милостивец, ничего не жалел для храма Божия и для бедности людской; но вот пришло время, и он, Божиим попущением, для испытания своего терпения, как древний оный праведник Товит, одряхлел, ослеп, потерял слух, обнищал; жена попрекает его за прежние милостыни... Какой нищий заслуживает большего сострадания и посильной помощи?.. Часто бывает и еще великая нужда у людей бедных: не знают они, где и у кого бы им на время денег занять; а если и есть у кого, то заимодавец требует невозможных процентов за одолжение. Не у одних евреев много пропадает заложенных вещей; бывают и христиане, готовые ограбить совсем бедняка своего же брата. Велик и проклят этот грех лихоимства; и в Священном Писании он строго воспрещен, и даже у язычников считался бесчестным. А в наше время — увы — многие и из христиан его за грех не считают — лихоимством занимаются! Вот почему великая милость и то, чтобы бедным людям без росту взаймы давать, как и Господь заповедует в святом Евангелии.

Но возможно ли перечислить все беды и нужды человеческие? О, как много их — без числа много! Вот на такие-то нужды и согласились собирать святые Апостолы Петр и Павел, когда уходили из Иерусалима на проповедь евангельскую: они обещали не забывать таких убогих бедняков, коих немало было в Иерусалиме. И собирали они, и сами приносили в Иерусалим собранную милостыню для вдов и сирот, для пришельцев и недужных, для заключенных в темницах за имя Христово и лишенных имений за Христа. Будем и мы так же милостивы, будем помогать таким беднякам, кто чем может. (Сам ты не можешь ходить из дома в дом разыскивать истинную бедноту — есть теперь разные братства, общества, церковноприходские попечительства: они освободят тебя от этого труда, а ты не отказывай им только в посильной лепте своей). Зато сколько будет за тебя перед Господом Богом молитвенников! И сии молитвенники, когда будешь ты из мира сего отходить, примут тебя, по слову Христову, в горние дома свои — в вечные небесные скинии!..

 

Святой обычай

 

Да не увесть шуйца твоя, что творит десница твоя, глаголет Господь во Святом Евангелии. Глубоко запало это благодатное слово Христово в сердце нашего русского народа и трогательно видеть или слышать, как иногда выражается любовь русского человека именно в тайной милостыни... Вот что рассказывает один путешественник в "Нижегородских Епархиальных Ведомостях".

"Остановился я ночевать в одной маленькой, бедной деревеньке; избы были маленькие, душные, дворы почти раскрытые. Я предпочел остаться на ночь в той повозке, в которой ехал. Скоро наступил вечер — тихий, теплый, настоящий июльский. Сначала по улице проходило много людей, которые возвращались с полевых работ; потом мало-помалу все затихло, в домах погасили огни и смолк всякий говор. Усталые от дневных трудов жители, казалось, крепко заснули. Но вот, среди наступившей тишины, в одном дворе скрипнула калитка и из нее вышла женщина, которая что-то несла под полою своего кафтана. Она поспешно прошла по улице, подошла к тому дому, который был против моей повозки на другой стороне, сильно постучала в окно этого дома, что-то положила на завалинку под окном и поспешно ушла домой. На стук вышел мальчик лет десяти; заметно было, что он нимало не удивился несвоевременному стуку в окно и даже не полюбопытствовал взглянуть: кто стучал и куда пошел стучащий; подойдя к завалинке, мальчик взял то, что было там положено женщиной, и спокойно вернулся в дом. Не прошло пяти минут, как из другой избы показалась еще женщина, которая, как и первая, осторожно подошла к упомянутому домику, так же положила что-то на завалинку и, постучав в окно, быстро удалилась. Мальчик опять вышел, взял принесенное и ушел. Между тем к домику с другой стороны улицы еще подходил кто-то, тоже стукнул в окно, положил на самый подоконник что-то и ушел... Утомленный дорогой и обвеянный ночной прохладой, я скоро заснул и не знаю, продолжались ли таинственные странствования к упомянутому домику. А когда я проснулся, солнце стояло уже высоко, мой ямщик запрягал лошадей и мы скоро тронулись в путь. Тут я спросил ямщика: кто живет в том домике, к которому ночью подходили жители? И что значит это ночное к нему хождение? — И ямщик объяснил мне, что тут живет вдова-старуха с сиротами внуками, "только вот, слышно, захворала крепко; ей значит и подавали тайную милостыню: ситничек, например, или молочка, или говядинки, а иной и из одежи что принесет. Это у нас обычай такой, пояснил возница: сиротам, больным и беднякам стараются делать тайную милостыню, чтоб ни другие люди, ни сами бедняки, получающие милостыню, не знали, кто ее творит... Завтра ведь праздник Смоленской Божией Матери: вот и вспомнили добрые люди старушку Ивановну для праздничка; а то как ей, больной старухе, прокормиться с малыми сиротками без чужой помощи?.."

Добрый, святой, прямо евангельский обычай! И дай Бог, чтоб таких обычаев было побольше на нашей святой Руси!..

(Из "Слова о милости", написанного двести лет назад)

 

Ангелы Божии

 

Когда мы, братие, видим красивое, умное дитя, мы говорим о нем: "Точно ангел". Когда видим человека, который очень ко всем добр, ласков, или по жизни чист, свят, мы говорим о нем: "Ангел, а не человек". Когда слышим поющих хорошо, мы говорим: "Точно ангелы поют". — Что же такое Ангелы? — Ангелы — это духи добрые, существа невидимые, дивные красотою, дивные светлым умом, святою волею, могучею силою, существа самые добрые, самые блаженные, непрестанно радующиеся и от радости непрестанно поющие.

По природе своей они то же, что наши души: имеют и разум, и волю, только они совершеннее и сильнее, чем мы, человеки. Ангелы выше нас по уму, крепче нас по силам, дальше нашего умными очами видят, лучше нашего все знают, больше нашего все могут. Человек немного ниже Ангелов, но все же ниже (Пс. 8; 6). Такими Ангелы были сотворены в начале.

Когда сотворены они, об этом в Святом Писании прямо нигде не говорится, только в книге Иова в одном месте говорится, что Ангелы восхваляли Бога велиим гласом, когда сотворены были звезды: «егда сотворены быша звезды, восхвалиша Мя гласом велиим вси Ангели Мои» (Иов. 38; 7). Значит, Ангелы сотворены до четвертого дня: в который же именно день? — Некоторые святые Отцы полагают, что Ангелы сотворены в первый день, когда сотворено небо, под которым они и разумеют невидимый мир, это невидимое жилище духов. Впрочем, нам довольно знать, что невидимое сотворено прежде видимого и Ангелы! прежде человека. — Все Ангелы сотворены добрыми и чистыми, но не все из них сохранили себя такими: некоторые из них возгордились,) возмечтали о себе, не стали повиноваться Богу, и таким образом] отпали от Бога. Гордость всегда всех губит, и людей и ангелов, и непослушание никогда и никого к добру не ведет. Те Ангелы, которые остались Богу покорны, послушны, стали еще добрее, еще святее, еще тверже в добре, так что при помощи Божией благодати уже не могут и сделаться худыми, злыми.

А те, которые отпали от Бога, стали теперь так злы, что им уже невозможно сделаться добрыми. Итак, есть Ангелы добрые, чистые; есть другие — злые, нечистые. — В слове Божием о них говорится, что из них целые легионы злых, нечистых, и тысячи тысяч и тьмы тем добрых, святых, поющих, вопиющих, взывающих и глаголющих: свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея. — Да, и земля, и небо полны славы Твоея, Господи!..

Ангелы Божии живут на небе, в раю; ангелы злые — в преисподней, во аде. — Где же то небо, тот рай, в котором добрые Ангелы? Обыкновенно представляют его там, вверху, над нами, за этим видимым миром и небом, куда вознесся Иисус Христос, куда вознесена пресвятая Дева Мария, куда взяты Илия и Енох, куда на время восхищен был Апостол Павел, словом: небо, рай — это там, в невидимом, духовном мире, где во всем великолепии открывается Божий свет, Божия слава, Божия радость, где благословенное царство Отца и Сына и Святого Духа. — О, помяни меня, Господи, помяни в том Своем царствии! — Почему светлые Ангелы названы Ангелами? — Слово Ангел значит вестник, значит и посланник. Ангелы добрые — это Божии посланники и Божии вестники, Божии по преимуществу. Они по преимуществу Бога возвещают, возвещают, как Бог благ, как премудр, всемогущ. Ни в ком из сотворенных существ не видно так много Божия всемогущества, Божией премудрости, Божией благости, как в них, в Ангелах.

Возвещая славу Божию, они возвещают и волю Божию. Никем так свято не исполняется воля Божия, Божий закон, как Ангелами; любя Бога самою пламенною любовью, они непрестанно предстоят Ему, выну видят, смотрят на Него, чтобы лететь по Его мановению, исполнять то, что Он повелит, или быть там, куда Он пошлет. — Свою радость о Боге, свою любовь к Нему Ангелы выражают немолчными песнопениями. Они непрестанно поют, радуясь: свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея! Так их поющих видели и слышали пророк Исаия, Иоанн Богослов, апостол Павел и другие святые Божии. — Благоговея перед Богом, Ангелы преисполнены любви друг к другу и к людям. Они выражают свою любовь друг к другу своими общими единогласными песнопениями. Их бесчисленное множество, тысячи тысяч, тьмы тем, и вообразить нельзя, как их много. По мнению некоторых святых Отцов, Ангелов больше, чем людей, в девяносто девять раз. По природе своей они все равны и все совершенны, но по силе, по достоинству, разнствуют: одни пониже, другие повыше, третьи еще выше и к Богу ближе; одни как бы начальствующие, другие как бы подчиненные. Их считается девять чинов, и эти чины разделяются на три лика: в первом лике — Серафимы, Херувимы, Престолы; во втором — Господства, Силы, Власти; в третьем — Начала, Архангелы и Ангелы. Так, много Ангелы разнствуют между собою и, несмотря на то, они всегда вместе, с любовью друг на друга взирая, друг другу кланяясь, как у нас священнослужители при служении, поют победную песнь, поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще: свят, свят, свят!..

Пребывая на небеси, Ангелы по своей любви к людям и по Божию изволению, бывают и на земле. С нами они Бога славят, иногда слышно славят, поют; так, их поющих слышали пастыри Вифлеемские; особенно в церкви и преимущественно на литургии они всегда невидимо с нами: они входят со священнослужителями в алтарь славить Бога, сопровождать Царя всех, грядущего к нам, входящего заклатися и датися в снедь верным. — Да, брат возлюбленный: чины Ангельские невидимо провожают Иисуса Христа к тебе, когда ты причащаешься тела и крови Его. — Но как же Ангелы могут быть и на небе и на земле? — По своей сущности Ангелы то же, что наша человеческая душа, но ни тела человеческого, ничего видимого не имеют; они бесплотны, они чистые духи; только на время могут они принимать вид человека, чтобы тот, кому они, по изволению Божию, иногда являются, мог видеть, слышать их, невидимых; явятся, сделают, скажут, что нужно, и тотчас отходят, делаются невидимы.

Итак, не имея ничего телесного, Ангелы быстро, как на крыльях, подобно мысли нашей, могут нисходить на землю, и опять точно так же восходить на небо. Мыслию или желанием и мы можем бывать везде: и на небе, и на земле; но Ангелы могут быть везде всем существом своим: то есть, и умом, и волею, и могуществом своим; только в одно и то же время везде они быть не могут: они могут быть везде там, куда пошлет их Бог, един вездесущий. Устрояя спасение людей, Господь Бог посылает Ангелов возвещать людям Свою волю; так, например, послан был Ангел возвестить пресвятой Деве Марии, что Она родит Спасителя мира. — Желая всем спастися и в разум истины приити, Господь Бог посылает Ангелов служить спасающимся, хранить их от бед, от видимых и невидимых врагов, научать добру, истине, отводить от греха, от неправды. Да, Ангелы нам служат, нас вразумляют, наставляют нас, спасают, нам во всем добром помогают, помогают и молитвам нашим возноситься к Богу.

Вообще, где люди бывают, где людям что нужно от Бога или к Богу: там всегда с ними Ангелы, туда Господь всегда посылает их, Своих посланников. Эти Ангелы, посылаемые Богом людям, называются Ангелами хранителями, наставниками. И такие Ангелы есть у всякого села, у всякого города, у всякой области, у всякого государства, у всякого монастыря, у всякой церкви христианской. Такие Ангелы хранители есть и у всякого человека. Таким образом, на каждом шагу, на всех путях жизни, мы можем встречать Ангелов хранителей, наставников, руководителей. — Не оставляй же, брат мой, без внимания святых Ангелов, бесплотных обитателей мира невидимого, которые так добры к тебе, и которыми ты окружен, можно сказать, как воздухом.

Не оставляй без внимания особенно твоего Ангела хранителя, который добр и внимателен к тебе особенно, преимущественно. Никогда не забывай, что этот Ангел всегда и везде с тобою, во все твои дни и ночи, во все твои часы и минуты с тобою, при всех желаниях и мыслях с тобою, на всех твоих путях и дорогах с тобою, и о, как ты был бы счастлив и блажен, если бы в будущей жизни он был всегда с тобой и ты с ним! Аминь.

(Из поучений протоиерея Родиона Путятина)

 

782. Наши Ангелы хранители.

 

Как только человек родится и будет окрещен, тотчас дается от Бога ему особый Ангел в хранители, в наставники. И с этого времени Ангел хранитель остается навсегда с человеком; с ним человек живет, с ним и умирает, с ним на тот свет вступает, с ним и на Страшный Суд явится. — Как же Ангелы хранители могут помогать нам, наставлять, хранить нас? — Потому могут, что они выше нас по уму, крепче нас по силам; хотя они не всеведущи, не всемогущи, но своими духовными очами дальше нашего видят, больше нашего знают, и своим могуществом больше нашего могут. Как именно Ангелы нам помогают? — Невидимо, неслышимо. Видимо хранить, слышно наставлять Ангелы хранители могут только по особому Божию повелению, в случаях чрезвычайных, когда Божие поручение иначе исполниться не может, как слышно, видимо. Например, слышно Иосифу во сне Ангел говорил: "Встань, возьми, Младенца и Матерь Его, и беги во Египет". Видимо — женам-мироносицам, при воскресении Иисуса Христа, Ангелы являлись и слышно говорили: воста... Видимо являлся и слышно говорил Ангел пресвятой Деве Марии, что Она зачнет и родит Сына. Такие явления — явления чудесные, а чудеса творит один Бог. Итак, обыкновенно, всегда Ангелы своим невидимым с нами присутствием нам помогают. Да, Ангел Хранитель всегда со мною; со мною он, что когда я ни делаю; со мною он, когда я говорю, пою, читаю, пишу; со мною он, когда я служу, молюсь; со мною он, когда я учусь, узнаю, работаю, тружусь, пью, ем, и прочее когда что делаю во славу Божию, он всегда со мной; со мною он, когда храню себя от всего, от грехов, от бед, от всяких врагов, от всяких опасностей. Действуя таким образом все с Ангелом хранителем, я и вразумляюсь, освещаюсь его умом, высшим, светлейшим моего ума; я охраняюсь, укрепляюсь его могуществом, сильнейшим, могущественнейшим моих сил. Если бы не Ангел мой хранитель был со мною, я бы не знал, не понимал так ясно истины, и не желал, не делал так усердно добра, и не служил, не молился так пламенно Богу; если бы не Ангел мой хранитель был со мной, я бы так не сохранил себя от греха, от заблуждений, и так легко не избавился бы от беды, от напасти, от всего мне враждебного, вредного, безрассудного. Да, Ангел наш хранитель тем именно и помогает нам, что он, хотя и невидимо, но с нами всегда, везде, во всякое время, во всяком месте. — Как он бывает с нами, когда мы согрешаем в чем? Вдали он тогда бывает. Да, не бывает со мною моего Ангела хранителя, когда я худое делаю, замышляю, говорю, читаю, пишу; удаляется от меня мой Ангел хранитель, когда я скучаю, ропщу, досадую, сержусь, бранюсь, лгу, обманываю, обижаю, осуждаю, завидую, поношу, словом — далеко от меня добрый Ангел, мой хранитель, когда я недоброе, худое делаю. Да, если я себя не сохраню от греховного, вредного, враждебного мне, и Ангел хранитель не сохранит меня; без моего желания себе спасения, избавления, без моего о себе старания, усилия, действования, и Ангел хранитель ничего со мною для меня не делает, потому что он удаляется тогда от меня. Хранят Ангелы детей невинных без их участия, так сказать, без их ведома; и не детей, а и всех людей невинных хранят Ангелы, и тоже без ведома, без участия их хранят; но потому невинных и хранят, что они так безгрешны, невинны, что по своей ангельской невинности и не ведают, и не верят, чтобы им могла грозить когда беда какая. — Что же Ангел наш, нас грешных хранитель, что делает, когда мы согрешаем? — Добрые знают, что делать, когда сами лично кому помочь не могут, за отдаленностью: они Богу молятся. И мой хранитель, добрый Ангел, удаляясь от меня, молится обо мне, чтобы Господь меня вразумил, от греха удержал, остановил; чтобы я одумался, очувствовался; чтобы я скорее раскаялся, и, если хоть чуть начну я раскаиваться, он тотчас опять со мною, я заплачу, а он возрадуется. И, о, как Ангел хранитель наш радуется, когда мы плачем о грехах! И не он один, за ним все Ангелы святые на небе радуются, когда мы раскаиваемся, когда плачем! — Оттого-то так и сладки нам слезы наши о грехах: слезы о грехах радостию ангельскою отзываются. Итак, Ангелы хранители хранят, наставляют нас своим светом, своим могуществом, и своею молитвою о нас. — А что такое эти особые хранители областей, государств, городов, сел, монастырей, церквей и других обществ человеческих, когда у всякого человека есть свой Ангел хранитель? — То Ангелы высшие, светлейшие, могущественнейшие наших Ангелов хранителей, и тех светом люди в общих делах освещаются, вразумляются, их могуществом люди при общих бедах охраняются, укрепляются. Итак, вот что такое Ангелы добрые. — Брат Христианин! Ты радуешься ли на Божиих Ангелов? — Радуешься ли, слушая, что вот есть невидимые существа, обладающие самым светлым умом, самою могучею силою, существа самые добрые, любвеобильные, всегда готовые всем на помощь, существа самые блаженные, непрестанно радующиеся и от радости поющие, непрестанно, неумолчно поющие? — Радуешься ли, что есть такие существа?...

О, радуемся, Господи, радуемся на Твоих дивно прекрасных Ангелов, радуемся, потому что они Твои, потому чо Ты их такими создал, потому что о Тебе они так радуются, Тебе они так поют, Тебе, Богу нашему: свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея! И мы с ними Тебе поем, вопием, и, о, если бы во веки веков нам с ними так петь!.. Аминь.

(Из поучений протоиерея Родиона Путятина)

 

Из житий святых

Один прозорливый муж, Сирийский столпник, рассказывал блаженному Феодору, епископу Едесскому, что он узнает праведника и грешника по тому, что светлые Ангелы идут с праведником по обе стороны, а бесы идут издалека, не смея приблизиться к нему; а вокруг грешного человека он видит целое полчище торжествующих бесов, а Ангел хранитель идет за ним в отдалении плачущий... Но когда бесы хотят окончательно погубить этого человека, тогда Ангел является с огненным оружием и прогоняет их (Четья-Минея, июля 9).

К преподобному Паисию пришел один инок, чтобы побеседовать с ним о спасении души, но увидел его спящим, а перед ним стоял Ангел хранитель в образе прекрасного юноши. Инок не стал тревожить преподобного старца и удалился от него, сказав: "Поистине Бог хранит любящих Его через святых Своих Ангелов..."

Преподобный Паисий однажды был в отлучке; возвращаясь, он увидел, что вся пустыня была наполнена Ангелами. Тогда Ангел хранитель сказал ему: "Этим тебе показывает Бог, что и тогда, когда тебя нет здесь, Он через Ангелов Своих хранит твоих иноков".

Преподобный Онуфрий, на пути в пустыню, увидел светлый луч пред собою и в страхе хотел возвратиться, но услышал голос: "Не бойся, я — Ангел, ходящий с тобою от рождения твоего, я приставлен от Бога хранить тебя, и мне повелено ныне вести тебя в пустыню".

Преподобный Нифонт видел, как горько плакал один Ангел хранитель, когда человек, к которому он был приставлен, наложил на себя руки и стал самоубийцею; Бог повелел Ангелу идти в Рим, чтобы там охранять некоего новорожденного и уже окрещенного младенца.

В житии преподобного Георгия Святогорца, родом грузина, читаем, что когда он был еще десяти лет и жил при своей сестре-монахине Фекле, то вышел однажды за монастырскую ограду подышать чистым воздухом; время было летнее, погода прекрасная, соседние леса и луга распространяли аромат цветов. Подле обители протекала глубокая река Кция, за которою зеленел роскошный луг. Вдруг на другом берегу появился мальчик одного с Георгием возраста, в одежде пламенного цвета; он стал ласково приглашать к себе Георгия: "Иди сюда: река мелкая, здесь так хорошо, будем играть вместе". — Недолго думая, Георгий хотел было идти через реку, как вдруг около него стал другой юноша, одетый во все белое, и удержал его, говоря: "Не ходи туда, он обманывает тебя, здесь лучше; я тебя люблю больше, чем он". — Что же оказалось? Юноша на том берегу был злой дух, который хотел погубить Георгия в волнах бурной реки Кции, а светлый юноша был его Ангел хранитель... В другое время в монастыре, где жил юный Георгий, ночью сделался пожар. Все бежали, кто куда мог, а Георгий спокойно спал в своей келье. Одна минута — и он стал бы жертвою огня; но вдруг явился Ангел Господень в образе прекрасного юноши, который разбудил Георгия, восхитил его, как некогда апостола Филиппа (Деян. 8; 39), и перенес в безопасное место на расстоянии 115 шагов, и потом стал невидим. Так заповедует Господь Ангелам Своим хранить всех любящих Его на всех путях их, по слову Псалмопевца (Пс. 90; 11).

 

783. Плач в воспоминание Страстей Христовых.

 

«Отче, спаси Мя от часа сего!» (Ин. 12; 27)

Так воскликнул Ты, возлюбленный Сын Божий, предузрев Свой близкий исход... И Сам же Ты присовокупил тогда: но сего ради приидох на час сей; Сам Ты решил положить душу Свою за люди Своя, и посему никто уже не мог спасти Тебя! Напрасно один из уверовавших в Тебя князей защищал Тебя перед Верховным Советом. Напрасно ученики Твои советовали Тебе не ходить в Иудею к празднику последней Пасхи. Напрасно народ Иерусалимский сделал Тебе царскую встречу и приветствовал Тебя словом Спасения. Напрасно Петр ножом искал спасти Тебя. Напрасно Ироду представлялся случай избавить Тебя, как Галилеянина, из рук иудеев. Напрасно жена Пилата просит мужа не делать Тебе Праведнику зла. Напрасно сам Пилат хочет отпустить Тебя и троекратно всенародно исповедует, что не обретает в Тебе вины... Все, что, по-видимому, могло служить к сохранению Твоей жизни, оказалось напрасным!.. Да и вся жизнь Твоя преисполнена всяческих огорчений. Ты пришел к своим и свои Тебя не приняли. А в последние дни жизни Твоей огорчения Твои, страдания Твои возросли до последней степени. Ты предвидел их, и на последнем пути в Иерусалим Ты говорил Своим ученикам: Се восходим во Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет архиереем и книжником и языком, и поругаются Ему, и укорят Его, и уязвят Его, и оплюют Его, — осудят Его на смерть и, бивше, убиют Его... (Мф. Мк. Лк.). Какая глубина скорби заключается в каждом слове сих предречений Твоих, не говорю уже об исполнении их на деле! Но еще прежде предания Тебя в руки грешников, печаль за печалью поражала сердце Твое. Смерть друга вызвала у Тебя слезы. Будущая участь Иерусалима — также слезы. Бесчиние в дому Божием подвигло Тебя на гнев. Бесплодная смоковница — на слово клятвы; бесплодная синагога — на горькую речь обличения. А затем идут непрерывным рядом — предательство Иуды, сон и бегство учеников, отречение Петра, заушение от одного из слуг, издевательство всей прислуги первосвященника, надменность и легкомыслие Пилата, вопли неблагодарной черни, посмеяние от Ирода, поругание от воинов, сопоставление с разбойником, неправедное осуждение, несение креста, стыд обнажения, насилие распинания, злорадования врагов, хуление сораспятого злодея, горечь и преогорчение до последнего вздоха! И не бе утешаяй, и не бе соскорбяй!.. Правда, плакали сострадательные дщери Иерусалимские; правда, стояли при кресте Матерь Твоя и любимый ученик; но какое утешение могло доставить это беспомощное участие? Самого действительного и единственно потребного утешения от Отца Небесного не было! И Ты, возлюбленный Сын Божий, был оставлен без утешения, взывая к Отцу Своему. Боже Мой, Боже Мой! Векую Мя ecu оставил!.. А утешения Тебе не дано оттого, что Господь возложил на Тебя грехи всех нас! (Ис. 53; 6). Довольно сказать это, чтобы не ожидать ниоткуда и ни от кого утешения. Ты изъязвлен за грехи наши, Ты умучен за беззакония наши. Ты принял на Себя наказание для спасения нашего. Вот почему язвы Твои должны были длиться без облегчения до последней минуты жизни... Мы не можем ни уразуметь, ни оценить по достоянию Твоих страданий... Нам понятен ужас смерти для нас самих, но Тебе, возвращавшему других к жизни, Тебе, Самому виновнику жизни, быть обречену на смерть — это превосходит всякое наше понятие о страдании и муке!

Что же нам сказать Тебе, Господи и Владыко живота, в час мысленного стояния нашего при кресте Твоем? Каким выражением сочувствия почтим беспредельные страдания Твои, Слове Божий? Мы должны предстоять Тебе с такими же чувствами, с такими же слезами, какими выражали беспомощную скорбь свою при кресте Твоем любящие Тебя и возлюбленные Тобою. «Приидите сие, сынове человечестии восплачемся пред Господем» (Ис. 94; 6), все как одно осиротевшее семейство Его!..

Ты ли, Господи, на древе осуждения, Судяй концем земли Судяй в правду, Судяй в силе, и побеждаяй внегда судити Ти?Ты ли, Чаяние языков, податель оправдания человеческому роду, перед нами являешься поверженным, уничиженным, обезелавленным всемирно? Ты ли это, Солнце правды, воссиявшее миру, чтобы разогнать глубокую мглу заблуждений и всем явить правду Божию, а вместо того, Само заходишь во мрак клеветы с укором в богохульстве? Ты ли это, Отрок Божий возлюбленный, не пререкший, не возопивший, трости надломленной не преломивший и светильни потухающей не угасивший, вместе с разбойниками причтен к душегубцам и умираешь казнию злодеев? Твои ли это зиждительные руки благословлявшие, благотворившие, чудодействовавшие, растянуты и пригвождены к дереву казни? Твои ли это покланяемые стопы, вносившие во грады и веси мир, и отраду, и спасение вечное, истерзаны и прибиты к древу позора? Твой ли это, от века желанный и вовек незабвенный образ, в подобие которого созданы все мы, ныне страшно и жалостно зрится на древе проклятия, не имеющий ни вида, ни славы, ни доброты?..

Судие и Ведче! Приими скорбь мою по Тебе, мене ради осужденном... Не имел Ты где главу подклонити, и где ж, наконец, приклонил ее? На кресте! Греха не сотворил Ты, и вот предаешься смерти, как тягчайший грешник! И лесть не обретеся во устех Твоих, но вот целый Синедрион обзывает Тебя льстецом, который обманывал народ именем Христа Сына Божия! Тебя снедала ревность по доме Отца Твоего, и ревнуя о нем, Ты очищал его от сквернителей, но вот сии сквернители притворяются паче Тебя ревнителями церкви Божией и, покивая главами, говорят Тебе: Э! Разрушающий храм и в три дня созидающий! (Мк. 15; 29). Раждаешься Ты для воцарения в дому Иаковли во веки, на престоле Давида отца Твоего, и умираешь с поруганным именем притязателя на царство! При Твоем явлении на землю для Тебя светит новое светило небесное — является звезда; при Твоем отшествии с земли от Тебя скрываются и древле поставленные светила неба! В пещере подземной встретил Ты первую ночь бытия земного; в пещере возлежишь плотию и в ночь последнюю!

Агнче Божий, вземляй грехи мира и приемляй, яко человек, позор крайнего уничижения, вонми воплю скорби моей при виде нищеты Твоей вольной, и не дай мне хвалитися ни о чем ином, токмо о кресте Твоем!..

Не видно более лица Твоего пресветлого, блиставшего яко солнце в час Твоего преображения! Не слышно гласа Твоего, усмирявшего стихии и проницавшего в последние исходища жизни! Не ходишь Ты более по земле, Певаемый от Серафим! Не творишь и не учишь, из величайших Велий в Царствии Небесном! Не глашаешь Своих овец по имени, Сам закланный яко овча! Не зовешь более к Себе труждающихся и обремененных. Время, желанное пророками и царями, небывалое прежде и неповторимое после, миновало и сокрылось невозвратно! Кто теперь исцелит болящего, взором очистит прокаженного, брением уврачует слепого, словом воскресит умершего?.. Учителю благий! На кого оставляешь Ты нас, бедных и боязливых учеников Твоих, обуреваемых волнами не на озере и не на море в бурю ветрену велику, а среди мглы всяческих сомнений, воздвигаемых неверием века, которое выдает призраки за истину и принимает истину за призраки?..

Пастырю добрый! Кто упасет Твое сирое и беззащитное стадо, привыкшее ходить за Тобой и от Тебя ожидать всего? Ему предстоят непроходимые дебри опасностей, искушений, заблуждений; его окружает бесприютная пустыня мира, в которой свирепствуют лютые волки (Деян. 20; 29), хулениями раздирающие и терзающие Твое малое стадо, и сам противник его диавол ходит как рыкающий лее ища кого поглотить (1 Пет. 5; 8). С Тобою все это не страшно, без Тебя — ужасно!..

Врачу душ! К Тебе привергаюсь моею болезнующею душею, исцели ее, стенающую у подножия Твоего креста! Приклонися к моим воздыханиям сердечным, и мою каплю слезную, даже — капли часть некую, пролитую о разлучении с Тобою, приносимую Тебе, ничтоже хотящему от меня, приими, не яко дар, Тебя достойный, но яко плод скудный и убогий моей дерзновенной, хотя и несовершенной и слабой любви к Тебе! Но Господи мой и Спасителю! Уместны ли слезы скорби при виде Тебя пострадавшего и погребению давшегося? Не слышу ли я в священной песни слов Твоих: востану и прославлюся? Не помню ли я уверения Твоего Апостолам пред разлукою: лучше для вас, чтобы Я пошел? (Ин . 16; 7). Истинно так: лучше для нас Твоя смерть, нежели Твое пребывание вечное с нами. Для верующей любви больше утешения в видимом разлучении с Тобою, нежели в видимом соприсутствии Твоем. Ты говорил Своим ученикам: Если бы вы любили Меня, то возрадовались бы, что я сказал: иду ко Отцу (Ин. 14; 28). О, помоги мне неизменно быть Твоим учеником; даруй мне во веки любить Тебя верующим сердцем, и благослови у креста Твоего пролить иные слезы — слезы теплого благодарения, хваления и поклонения... Крестом и гробом Ты совершил искупление наше; крест и гроб явились нас ради человек и нашего ради спасения. Пусть же песнь богохваления не сходит со устен наших в роды родов и во веки веков! Со всею теплотою души и со слезами сердца — покланяемся отрастем Твоим, Христе! Покланяемся страстем Твоим, Христе! Покланяемся страстем Твоим, Христе! Покажи нам и славное Свое воскресение! Аминь.

(Сокращено из слова архимандрита Антонина)

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.