Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Благословение пастырей Церкви



 

«Извед же их вон до Вифании и воздвиг руце Свои, и благослови их» (Лк. 24; 50).

1.

Благословение было последним действием Спасителя в минуты Его вознесения. Есть предание, что для этого Он употребил знак креста, и крестообразным движением рук осенил всех, Его тогда окружавших (Толкование блаженного Иеронима на книгу пророка Исаии).

Это действие Его послужило началом, основанием, образцом того благословения, которое преподают всем чадам Церкви пастыри ее.

Чтобы лучше понять духовное значение благословения священнического, по внешнему виду очень известного, надобно уяснить себе силу благословения, которое получили апостолы от возносившегося Христа.

Он их любил, и с ними не разлучался. Но чтобы в видимой разлуке утвердить духовную, неразрывную с ними связь, чтобы выразить им Свое благоволение за их к Нему приверженность, чтобы предупредить печаль, какую могли чувствовать апостолы, расставаясь с Господом, Он оставляет им Свое Божественное благословение. Это было видимым залогом того обетования, которое дал им Господь несколько прежде: «и се, Аз с вами есмь во вся дни» (Мф. 28; 20).

Апостолы готовились на подвиг всемирного проповедничества; им нужна была сила свыше. Обетование этой силы, ее начало и зерно, заключалось в благословении, какое получили они от возносившегося Господа. Если бы Он не вознесся, Утешитель бы не снисшел. Если бы не благословил учеников, не осенил бы их и Дух Святый. Своим благословением Христос соединил, и им запечатлел Свое утешительное для них предсказание: «приимите силу, нашедшу Святому Духу на вы, и будете Ми свидетелие» (Деян. 1; 8).

Итак, в благословении Спасителя апостолы приняли не только свидетельство благоволения Его к ним, но и залог надежды, что их трудное служение будет сопровождаться успехом. Поэтому и возвратились они с горы, называемой Елеон, в Иерусалим не с печалью, а с радостию великою (Лк. 24; 52).

Примером благословения Христова объясняется значение благословения священнослужительского. Христос сказал апостолам: «якоже посла Мя Отец, и Аз посылаю вы» (Ин. 20; 21). От апостольских преемников перешло и к нам право, «еже служити Богу и священствовати, и благословляти людий Его именем» (Сир. 45; 19).

Благословляя, священник призывает имя Святой Троицы и употребляет знамение креста. Этим выражается, что с верующими всегда пребывает благодать Божия и сила крестная. Взойдя на небо, Господь не оставил земли; воздвигнув руки Свои на горе Елеонской, чтобы благословить первых Своих последователей, Он через руки Своих священнослужителей благословляет верующих и ныне, всех и всюду. Вознесся Он, "...никакоже отлучаяся, но пребывая неотступный, и вопия любящим (Его): «Аз есмь с вами, и никтоже на вы" (Кондак праздника).

На этом обещании утверждается сила благословения священнослужителей. Она, если приемлется с верой, приносит благословляемым духовную пользу и от напастей защиту. Спит младенец сном спокойным под осенением благословляющей матери: так душа верующих успокаивается в своем будущем, будучи ободряема благословением Церкви через служителя алтаря Господня. Их благословение святитель Иоанн Златоуст называет "оружием духовным, которое делает христианина безопасным со всех сторон и непобедимым" (Творения, т. III, с. 53). И действительно, не только в делах важных и в предприятиях, с опасностями сопряженных, благословение лиц духовных содействовало yспеху, но и в обыкновенных житейских занятиях являло иногда знаменательную силу. В монастыре святого Венедикта строили здание. Нужно; было поднять большой камень. Когда работавшие, несмотря на то, что! созвали многих, ничего не сделали, попросили прийти на место преподобного игумена. Как только он, сотворив молитву, дал благословение, камень был поднят, будто вовсе не имел тяжести (Григорий Двоеслов. Собеседование, книга II, глава 9).

Скажут: такая сила принадлежит святым, а обыкновенное благословение священническое ничего подобного не показывает. Правда, мы, священнослужители, имеем бесконечно больше побуждений, нежели апостолы, говорить о себе людям мирского состояния то, что они заметили некогда жителям города Листры; и мы подобострастна есма вам человека (Деян. 14; 15). Поэтому каждый смиренный священнодействователь молится, чтобы Господь очистил его недостоинство. Но и сомневающимся в силе священнослужительского благословения не следует забывать, что знамения же веровавшым сия последуют (Мк. 16; 17). Какой могут ожидать себе пользы те, которые подходят к священнику под благословение из одного приличия, только потому, что так принято отдавать ему почтение при встрече, а не потому, что он есть орудие Господней благодати? Каков бы он ни был, но он совершает дело Божие, на которое свыше поставлен. "Велико имя Святыя Троицы", а рука бренная ничто. Правда, нужно и не по внешности только руке благословляющей быть чистой, чтобы избежать осуждения за недостойное служение святыне. Но разве не должна очищать себя и та душа, которая ищет принять дар духовный? Если чистую воду влить в грязный сосуд, она утратит свою сладость и прозрачность. Так вода благодати скрывает свою освящающую и живительную силу, если приемлется в нечистую душу.

Поэтому надлежит нам хранить веру Апостольскую, мысль благоговейную, незлобие сердечное, да благословение наследим (1 Пет. 3; 9), которое в Святой Своей Церкви оставил Иисус Христос, вознесшись на небо. Аминь.

(Из слов высокопреосвященнейшего Сергия, митрополита Московского)

2.

Получая благословение от Бога через священника, мы этим показываем свою веру в Иисуса Христа, нашего ходатая к Богу, нашего посредника, Искупителя, Примирителя, Которого звание священник собой представляет, Которого и имя самое сложением перстов руки своей изображает. Когда ты один молишься, осеняя себя крестным знамением, ты действуешь, пользуешься тем орудием, которым Иисус

Христос заслужил нам доступ, дерзновение к Богу и приобрел право на благословение Божие; но когда священник, осеняя тебя рукой крестообразно, преподает благословение Божие, это все равно, что Иисус Христос Сам рукой священника преподает тебе Свое благословение.

Иисус Христос Сам Духом Своим Святым, через Архиерейское рукоположение, дает священнику это преимущество, чтобы он представлял Его, чтобы говорил и действовал Его властью и силой. Таким образом, благословение священника, по данной ему власти и силе Иисус Христовой, не есть изъявление его собственного благожелания, но даяние Божией благодати или Божия разрешения, и потому свято и законно то, что благословлено священником, какими бы устами он ни благословлял и какой бы рукой ни преподавал благословение. Вот почему благословение священника особенно свято перед Богом, благоприятно Ему, и особенно благодатно, спасительно для нас: в благословениях, исходящих из уст священника, слышится Богу Отцу голос возлюбленного Его Сына, и благословляющей его рукой преподает благословение Божие Тот, о Ком благословляются вся племена земная...

(Из поучений протоиерея Родиона Путятина)

3.

Когда преподобный Сергий благословлял преподобного Исаакия на подвиг молчания, то Исаакий увидел, что из руки угодника Божия изошел как бы огонь, который и приосенил Исаакия.

В книге "Христианские мученики на Востоке" есть такой рассказ: однажды патриарх при богослужении благословлял народ. Тут же был и один турок, именем Ахмед. И вот этот турок с удивлением видит, что из благословляющей руки святителя исходят лучи, осеняющие головы благословляемых. Это так поразило турка, что он принял тайно крещение. Однажды в собрании магометан зашел спор о том, что выше и лучше всего на свете? Ахмет громко заявил, что выше всего вера христианская, и вслед за этим принял мученический венец.

Преподобный Антоний Великий, сам не имевший священного сана, при встрече просил благословения у каждого священника. Когда блаженный Феодорит, после своего рукоположения в сан священника, пришел к преподобному Симеону Столпнику, то Симеон, бывший архимандритом, приказал всем своим ученикам принять у нового иерея благословение. Так дорожили иерейским благословением Божииугодники!..

(Из житий святых)

 

Скоропостижная смерть

 

1.

«Или они осмьнадесятв, на нихже паде столп Силоамский и поби их, мните ли, яко тии должнейши бяху паче всех живущих во Иерусалиме?..» (Лк. 13; 4).

В две субботы — перед Неделей мясопустной и перед праздником Пятидесятницы — совершается поминовение усопших. Это установление так важно, что праздник трех святителей, если приходится на субботу перед Неделей мясопустной, переносится на другой день и только там празднуется в свое число, где он одновременно является и храмовым праздником. Особенность этого поминовения та, что положено святыми отцами творить память в эти две субботы и молиться о погибших в огне, в воде, под землей, и о всех нечаянной смертью скончавшихся (см. Синаксарь в субботу мясопустную).

Постоянно ныне обновляются известия то об убитых, то об утонувших, замерзших, сгоревших и иных несчастных, умирающих без христианского напутствия. Можно отсюда понять важность человеколюбивого установления Церкви, назначившей особый день для поминовения этих несчастных, которых иногда и помянуть некому. Но вместе с тем нельзя не прийти к недоумению: почему многих постигает такая страшная смерть, неестественная и насильственная?

Обыкновенно смерть скоропостижную называют "напрасной". Это выражение, если принимать его в современном значении, не совсем точно. У Бога ничего не бывает напрасно. Какие же могут быть причины ее? Не всегда грехи тех, которые так несчастно умирают. Упала некогда в Иерусалиме башня, и восемнадцать человек убила. Спаситель, указав на это несчастье, спросил окружавших Его иудеев: Или думаете ли, что те восемнадцать человек... виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? (Лк. 13; 4). Этим вопросом Он предупреждает и нас, чтобы мы не почитали как бы за отверженных Богом тех, которые умирают неестественной смертью: может она постигнуть человека, хотя и не безгрешного, но и не очень грешного, даже благочестивого. У родителей Василия Великого, кроме его, было четыре сына и пять дочерей. Он и два брата достигли архиерейского сана и причислены были, как и две их сестры (Макрина и Феозва), к лику святых. По этому одному можно судить о высоких достоинствах всего благочестивого семейства. Что же случилось? Брат Василия Навкратий, еще молодой юноша, отправился в пустыню, чтобы жить у отшельников и помогать им в необходимых потребностях. Однажды он и друг его Хрисафий, ловя для братии рыбу в реке, запутались в рыболовных сетях, и оба утонули. На подобные случаи неповинной смерти святитель Златоуст дает такое объяснение: "Если увидишь, что праведник терпит злую кончину, не упадай духом, ибо ему несчастья уготовляют светлый венец. Бог наказывает некоторых на земле, чтобы облегчить им тамошнее наказание, или совсем освободить их от оного". Здесь прилично вспомнить об одном пустыннике, которого лев растерзал. Другой, знавший его жизнь, пришел в недоумение: какая же это справедливость, если живший неукоризненно и свято подвергся такой лютой смерти? В следующую ночь является ему Ангел и говорит: "Этот, растерзанный зверем, имел один тайный грех, за который он просил себе наказания у Бога, и послал ему Господь такую кончину ради совершенного очищения души его". Так праведные пред лицем человеческим аще и муку приимут, упование их бессмертия исполнено (Прем. 3; 4).

Между тем всегда гибель скоропостижно умирающих направляется Промыслом к вразумлению живых. Не отрицал Господь, что грешны те, которые башней были убиты; но их несчастьем призывал живых к покаянию: «аще не покаетеся, вси такожде погибнете» (Лк. 13; 5). Поелику же иерусалимляне не вразумились этим уроком, не исправились, во Христа не уверовали, а во время суда над Ним кричали: «кровь Его на нас и на чадех наших» (Мф. 27; 25), то и сбылось над ними Его предсказание. Все упорные в неверии иерусалимляне погибли, когда Иерусалим, как город мятежный, взят и разрушен был Римлянами. И в наше время, если иные умирают внезапно и насильственно, мы не должны думать, что мы в безопасности, что будто мы правы; напротив, Бог попускает около нас быть несчастным случаям, чтобы мы позаботились о своем исправлении. "Что же, — спросишь ты, — ужели иной погибает для того, чтобы я сделался лучшим?" — "Нет, — отвечает святитель Златоуст, — не для этого он наказывается, а за свой грех".

Святитель Василий уподобляет Господа врачу, который, когда видит, что рана гниет и заражает, отнимает всю больную часть тела. Так Господь "останавливает неправду прежде, нежели она разлилась до безмерности. Поэтому бедствия, если с кем случаются, пресекают возрастание греха, и всенародные пороки уцеломудривает Он всенародными казнями. Отсюда землетрясения, кораблекрушения и истребление людей от воды, огня и других причин. Все это имеет началом чрезмерность греха". Точно так же на вопрос: "От чего землетрясения и другие губительные явления?" святитель Григорий Богослов отвечает: "То, что создано в удовольствие людям, обращается в наказание нечестивым, чтобы они познали силу Божию в злостраданиях, когда не хотели знать ее в благодетельных действиях. Бедственный конец злых людей останавливает стремление порока. Гнев Божий соразмеряется с грехами". Пойдут, — говорит премудрый Соломон, — праволучныя стрелы молниины, и яко от благокругла лука облаков на намерение полетят (Прем. 5; 21), то есть как из лука стрела летит в цель, куда направляет ее стрелок; так губительные молнии упадают из тучи на те места, какие указывает им мановение Господне. Однако же не все порочные скоропостижно умирают; иные, и злодействуя, долго живут. «Когда видишь, — отвечает Златоуст, — что некоторые или при кораблекрушении погибли, или задавлены домом, или потонули в реке, или другим насильственным образом окончили жизнь, между тем как иные или подобно им, или еще хуже грешат, однако остаются невредимы, — не смущайся и не говори: "Отчего это согрешающие одинаково не пострадали одинаково?" Бог одному попускает быть убитым, облегчая тамошнее наказание ему, или пресекая греховность его, чтобы, продолжая жизнь нечестивую, не собирал большее на себя осуждение. А другому не попускает такой смерти, чтобы, наученный казнью первого, он сделался благонравнее. Если же вразумляемые не исправляются, виновен не Бог, а беспечность их».

Хотя словом Божиим и учением отцов несколько разъясняются общие причины насильственной смерти; но почему жребий этот падает на кого-либо конкретно, определить весьма затруднительно, и сколько на свете совершено убийств, тайна которых погребена в могиле убитых!

Из этой таинственности судеб человеческих вытекают два внушения: первое, — что будет суд всемирный, когда раскроется все, здесь неразгаданное, и последует полное всем воздаяние; в этой, конечно, уверенности Церковь ныне молится о скоропостижно умерших; второе, — что не наше дело судить, кто из отшедших больше грешен, и для кого молитва нужнее; а наша обязанность сливать наши воздыхания сердечные с гласом Святой Церкви, которая ныне взывала:

"Яже покры вода, брань пожат, трус объят, убийцы убиша, огнь попали, снедь зверем бывшия, мразом измершия, имже попустил еси, Господи, внезапными падежми умрети, избави муки вечныя, и неосужденно предстати Тебе, Слове, в пришествии Твоем сподоби!"

(Из слов высокопреосвященнейшего Сергия, митрополита Московского)

2.

Преданный Богу человек не живет для себя, но для служения Богу и ближним, а потому и жизнь и смерть свою отдает в волю Божию. Он помышляет, что несправедливо укорять должнику своего кредитора (заимодавца) за взыскание данного им на определенный срок. Для нас, грешных, всегда будут малы дни жизни нашей, если станем считать их. Поэтому будь каждый доволен тем пределом жизни, который назначен тебе Богом, и поспеши воспользоваться им для добрых дел. Отдавая себя во всем воле Божией, молись так: "Благий Иисусе! Ты лучше меня знаешь, что мне полезнее: жить или умереть, сотвори же со мною, как Тебе угодно. Только, Господи мой, желал бы я умолить Тебя, чтобы Ты, по милосердию Своему, избавил меня от внезапныя смерти; ибо грехи мои страшат меня. Помяни мя, Господи, когда придешь судить живых и умерших. Но и в этом прошении моем все предоставляю Твоему преблагому решению и не противлюсь святой Твоей воле. Непостижимы для нас суды Твои и неизследимы, а потому что хочешь, то и твори со мною, Господи. Никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя, а живем ли — для Тебя живем, умираем ли — для Тебя умираем, итак, живем ли, или умираем — мы всегда Твои, Господи! Буди же на нас воля Твоя святая!.."

(Из книги "Илиотропион " Иоанна, митрополита Тобольского)

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.