«Троицу единосущную песнословим — Отца и Сына со Святым Духом: тако бо проповедаша вси пророцы и апостоли с мучениками».
;Особенно умилительны Троичны в Постной Триоди и наиболее в Великом Каноне (преподобного Андрея Критского), который постоянно читается в утро четверга на пятой неделе Великого поста. Так как мы грешим на всякое время и на всякий час, то прочтем и ныне хоть немногие из них, располагающие нас к покаянию.
"Пресущественная (Вечная) Троице, во Единице покланяемая, возми бремя от мене тяжкое греховное, и яко благоутробна, даждь ми слезы умиления...
Безначальная, Несозданная Троице, Нераздельная Единице, кающася мя приими, согрешивша спаси: Твое есмь создание, не презри, но пощади и избави огненнаго мя осуждения...
Безначальне Отче, Сыне Собезначальне, Утешителю благий, Душе правый, Слова Божия Родителю, Отца Безначална Слове, Душе Живый и Зиждяй, Троице Единице, помилуй мя!..
Отца прославим, Сына превознесем, Божественному Духу верно поклонимся, Троице Нераздельней, Единице по существу, яко Свету и Светом, и Живому и Животом, животворящему и просвещающему концы (вселенной)...
Триипостасная Единице, Отче, Сыне и Душе Живый, едино Божество, едино Царство, Тебе хвалят незаходимаго Света Ангельская воинства, и мы сущии на земли поем, благословим и превозносим во вся веки...
Отца, и Сына, и Духа Святаго, вси единомудренно, вернии, славословите достойно помолимся, Единицу Божества, в триех сущую Ипостасех, неслиянну пребывающу, просту, нераздельну, и неприступну, Еюже избавихомся огненнаго мучения".
В святых обителях наших, кроме вечерни и утрени, совершаются еще полунощницы: вседневная, субботняя и недельная; в полунощницу недельную читается канон Пресвятей и Живоначальней Троице, собранный из канонов всего Октоиха. Тропари канона сопровождаются припевом: "Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе". Приведем из него несколько тропарей.
"Украсив, трисветлый Боже, чины небесные, устроил еси пета Тя трисвятыми гласы; с нимиже приими и нас, воспевающих Твою благость.
Отче безначальный Боже, и соприсносущный Сыне, и Душе Святый, утверди Единоначальная Троице, Твоя певцы, и от всякия напасти избави, и скорби...
Крепкую мне мысль устрой, трисветлая... Единице, еже храните и соблюдати Божественныя заповеди Твоя, и всегда пета Тебе верно: благословен еси, Боже отец наших...
Отче и Сыне, со Духом Святым, призри на ны верою Тебе покланяющыяся, и славящыя державу Твою, Благоутробне, со огненными (силами — Ангелами), бреннии, иного бо разве Тебе не вемы, и возопий поющым Тя: Аз есмь с вами, и никтоже на вы!..
Твоя сияния, Солнце незаходимое, Твоих рабов подаждь сердцам и просвети души, и избави от многих прегрешений, Едине Всемилостиве и Триипостасне, и нетленныя Твоея жизни нас сподоби...
Воспоим вси боголепно песньми божественными, Отца и Сына и Духа Божественнаго, Триипостасную державу,.едино царство и господство".
Канон недельной полунощницы заканчивается прекрасной покаянной молитвой Пресвятой Троице, творением Марка монаха.
* * *
Божественная литургия главным образом изображает земную жизнь Спасителя; сущность литургии состоит в совершении и принесении Богу безкровной жертвы за мир человеческий; но и она, во всем своем продолжении, совершается под осенением имени Пресвятой Троицы. И в то время, как другие Богослужения имеют разное начало, она всегда начинается возгласом в честь Пресвятой Троицы: "Благословено Царство Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков", то есть да будет благословенно ныне и всегда, во все веки и во всю вечность Царство Триипостасного Бога, Царя всего мира, который Им создан, Царя Церкви, которая Им основана на земле, Царя вечной жизни, в которой мы Им призваны, по бесконечной Его благости и милосердию! И на литургии, как и на всяком Богослужении, каждая ектения завершается возгласом, — да славится всюду и всеми "пречестное и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа", и все молитвы стремятся к одной цели: "Яко да под державою Твоею всегда храними, Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков".
Когда наступает время перенесения приготовленных честных даров с жертвенника на престол, отверзаются Царские врата, и Церковь поет Херувимскую песнь, которой приготовляет нас ко входу Царя славы. Мы тогда таинственно изображаем собой Херувимов и так же, как они, поем песнь Животворящей Троице: пусть же ничто не развлекает нашей мысли в ожидании Царя, сопровождаемого Ангелами в полном вооружении (копьеносцами). Потом, когда священнодействующий преподает мир предстоящим, он возглашает: "Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы"... Кого исповемы? Лик отвечает за всех: "Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу единосущную и нераздельную". И вслед затем в Символе веры изрекаются животворные истины о каждом Лице Святой Троицы. Затем, готовясь принести "Милость мира, Жертву хваления", жертву примирения с Богом и жертву хвалы Богу, священнодействующий преподает верующим апостольское благожелание и благословение: "Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца, и причастие Святаго Духа буди со всеми вами!" Потом слышим призвание: "Благодарим Господа" и отвечаем: "Достойно и праведно есть покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице единосущней и нераздельней!" Достойно и праведно (объясняет молитва иерея), ибо Ты, Неизреченный, Недоведомый, Невидимый, Непостижимый, всегда Сущий, Неизменно Сущий, Ты и Единородный Сын.Твой и Дух Твой Святый; Ты от небытия привел нас в бытие, и отпадших снова возставил, и не преставал все делать для нас, пока не возвел нас на небо и не даровал нам будущаго Царства Твоего. За все это благодарим Тебя и Единороднаго Сына Твоего и Святаго Твоего Духа, за все, что знаем и чего не знаем, за явные и сокрытые благодеяния Твои нам. И поэтому мы соединяем свое славословие со славословием Сил Небесных, воспевая: "Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф". Наше пение священнодействующий дополняет в своей молитве: "Свят еси и пресвят Ты, Владыко Человеколюбие, и Единородный Твой Сын, и Дух Твой Святый, Свят еси и пресвят, и великолепна слава Твоя". И когда потом безмерная любовь Божия совершит дивную жертву для человека — сотворит хлеб и вино честным Телом и честною Кровью Христовой, когда совершится это самое высокое священнодействие, к которому с благоговейным страхом приникают и Небесные Силы, когда наконец верующие удостоятся приобщения Святых Таин, — Церковь радостно восклицает: "Обретохом веру истинную, Нераздельней Троице покланяемся: Та бо нас спасла есть!" Готовясь с миром изыйти из храма, священник, стоя среди народа, от лица всех возсылает славу, благодарение и поклонение Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда, и в вечные веки, и затем благословляет исходящих из храма. Заметим при этом, что благословение Господне означает собой благословение от имени всей Пресвятой Троицы. И кроме Богослужения священник благословляет верующих всегда во имя Святой Троицы. С действием благословения, то есть с изображением креста на тех, которых благословляет, священник возлагает на благословляемого имя Пресвятыя Троицы: "Во имя Отца и Сына и Святаго Духа". — "Аминь", — должен сказать с полной верой получающий благословение.
После обедни иногда совершаются торжественные благодарственные молебны: в конце их поется или Великое Славословие, или же "Тебе Бога хвалим", ликующая песнь Пресвятой Троице, написанная святителем Амвросием Медиоланским. Святитель написал ее в великой духовной радости после совершенной победы Православия над еретиками-арианами. Многие места этой величественной песни заимствованы из слова святителя Григория Богослова. Вся она дышит такой восторженной радостью, что на Западе ее пели при коронации государей.
И домашние молитвы свои, по уству Святой Церкви, мы всегда начинаем так: "Во имя (то есть в честь и славу) Отца, и Сына, и Святаго Духа". Затем следуют — Трисвятое и Троичные тропари, сопровождаемые Ангельской песнью: "Свят, Свят, Свят еси Боже, Богородицею помилуй нас", и молитва ко Пресвятой Троице: "От сна востав, благодарю Тя, Святая Троице..." И почти всякая молитва утра, дня и вечера заключается Троичным славословием. В вечерней молитве читаем: "Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый: Троице Святая, слава Тебе!" Молитва эта составлена преподобным Иоанникием Великим (память его 4 ноября); он употреблял ее при чтении псалмов Давидовых и прилагал к каждому стиху псалмов. "И та словеса (говорит его жизнеописатель) якоже сладость некую на языце нося, веселящеся, имже послежде мнози от нею навыкше, всегда имут во устех своих".
Заключим настоящее чтение смиренной молитвой, которую Святая Церковь возглашает и в полунощнице вседневой, и на часе третьем, и в Великом Повечерии:
Мысль этой молитвы напоминает краткую молитву преподобного Макария Великого, который любил молиться и других учил молиться так: "Господи, помилуй меня; как знаешь и хочешь — помилуй меня!"
Сийский подвижник
На пути в славную обитель Соловецкую, верстах в ста шестидесяти от Архангельска, стоит смиренная обитель преподобного Антония Сийского. Ее окружают озера и вытекающая из этих озер речка Сия, от которой и самая обитель получила наименование Сийской. Основателем ее был один из тех смиренных иноков, подвижников, которые ради Бога бежали из мира и искали пустыни, чтобы жить там наедине с Богом и спасать свою душу, а между тем Промыслом Божиим являлись молитвенниками за мир и руководителями ко спасению для всех, кто искал такого руководства. Андрей (так звали его в миру) был старшим сыном благочестивых родителей, земледельцев Двинской области, вышедших из Новгорода; даровитый и красивый собой юноша скоро выучился грамоте и иконописанию; не лежала его душа к занятию земледелием; он любил ходить в храм Божий, а дома занимался иконописанием. По смерти родителей он пошел в Новгород и там пять лет служил у одного боярина. Добрый боярин полюбил скромного, трудолюбивого Андрея и женил его на своей дочери; но недолго судил Господь пожить его молодой супруге: прошел год после брака и она скончалась. Скоро умер и тесть Андрея. Потеря близких сердцу людей послужила для осиротевшего Андрея знаком воли Божией, чтобы и он покинул суету мирскую и пошел служить единому Господу. Возвратясь в дом родительский, он роздал свою долю наследства бедным и в одной одежде отправился в Пахомиеву пустынь, на реку Кену. Не доходя верст пять до обители, он, застигнутый ночью, лег отдохнуть и увидел во сне благолепного старца с крестом в руке. Старец сказал ему: "Возьми крест свой и не бойся козней диавольских" и, ограждая его крестом, прибавил: "Сим побеждай лукавых духов". Андрей проснулся и весь остаток ночи провел в молитве.
Блаженный Пахомий с любовью принял Андрея в обитель и скоро постриг его в монашество с именем Антония. Антоний стал жить в келье Пахомия и подвизаться под его руководством. Первым являлся он в храм Божий на молитву, усердно трудился на поварне, нося воду и заготовляя дрова; пищу принимал через день и то не досыта. За послушание он принял сан иеромонашеский и служил ежедневно, — другого иеромонаха в обители не было, — но вместе с тем ходил и на работы вместе с прочими братиями, прислуживал болящим, омывал их, мыл для них одежду, сопровождая свои услуги словом любви и утешения. Прошло около пяти лет в этих трудах. Его душа стала просить большего подвига в пустынном уединении. Пахомий благословил его с двумя братьями Александром и Иоакимом идти на реку Шелексну; здесь нашли они место для пустынной жизни, поставили небольшой храм во имя святителя Николая и несколько келий; это было в 1513 году. К ним присоединились еще четыре инока и преподобный прожил тут семь лет. Но соседние жители, опасаясь, как бы у них не отняли земли для новой обители, стали теснить пустынников, и они должны были уйти еще дальше на север. Много мест обошли они, по мхам, болотам и лесам искали удобного для себя места.
Однажды стояли они все на молитве среди леса, совершая свое иноческое правило; преподобный Антоний стоял с воздетыми руками. В это время вышел из леса зверолов; пораженный видом молящихся неведомых иноков, он долго не решался подойти к ним. Наконец подошел, принял благословение у преподобного Антония, и на его просьбу указать место, удобное для обители, охотно повел их к Михайловскому озеру, на реку Сию. Место было совершенно дикое — тундра и лес, озера и чащи непролазные; оленей, лисиц, медведей и волков множество, но человек еще никогда не обитал в этой глуши и только звероловы изредка сюда заходили. Антоний поставил тут часовню и хижину для жилья. Это было в 1520 году, на сорок втором году его жизни. Три года провели иноки здесь в тяжком труде: очищали лес, копали канавы, чтобы сколько-нибудь осушить почву. Часто приходилось терпеть голод и всякую нужду в самом необходимом и братия иногда роптала; но однажды, совсем неожиданно, неизвестный благотворитель доставил им хлеб, муку, масло и, сверх того, деньги на построение обители. Обитель стала устраиваться, но явилось искушение: сборщик доходов Новгородского архиепископа, в уверенности, что у Антония много денег, подговорил недобрых людей ограбить иноков; но после этого сам же с раскаянием говорил Антонию, что хищникам представилось, будто обитель окружена большой стражей и они не решились напасть на нее. С того времени стали посещать обитель богомольцы и обитель стала процветать. Число братий в ней скоро умножилось. Великий князь Василий Иоаннович дал позволение занять место и прислал грамоту. Построили большой деревянный храм во имя Живоначальной Троицы. Сам преподобный написал для этого храма и икону Святой Троицы. Но скоро Бог посетил скорбью юную обитель: новый храм сгорел от свечи, которую пономарь забыл погасить перед иконой. Вся братия была на полевых работах и когда прибежали в обитель, то нашли только груду развалин от храма... К счастью, прочие постройки остались целы, к тому же Господь видимо утешил Своего избранника: образ Святой Троицы, им написанный, остался невредимым, и Господь прославил эту икону еще при жизни преподобного Антония чудотворениями. Построили новый храм во имя Живоначальной Троицы, а потом и еще два храма: Благовещения Пресвятой Богородицы с приделом во имя преподобного Сергия Радонежского, и храм во имя апостола Андрея Первозванного. По общей просьбе братии преподобный Антоний принял сан игумена, но и в этом сане продолжал трудиться по-прежнему и на службе Божией, и в лесу, и на пашне, и в своей келье за иконной работой.
Слава о его подвигах привлекала к нему многих посетителей, но она же и смущала его смирение: бегая этой славы, он наконец решился передать игуменство ученику своему Феоктисту и ушел в одно мало кому доступное место у озера Падунь. Два года провел он там в безмолвии; ночи проводил в молитве, или молол зерновой хлеб для обители, днем, обнажив тело до пояса, в зной летний стоял по целым часам на молитве, в то время когда мошки терзали его, или ловил рыбу в озере, которую также относил в обитель. Через два года Феоктист отказался от управления обителью, и братия объявили Антонию, что если он не вернется в обитель для управления ею, то они все разойдутся. И Антоний опять принужден был игуменствовать. Перед своей кончиной он написал для братии духовное завещание. Вот что, между прочим, писал святой старец: "Братие и отцы! Видите, постигла меня, грешного, старость, болезни мои говорят мне об одном — о смерти и о Страшном Суде. Сердце мое смущено от грозного исхода и страх смерти напал на меня. Ваша любовь понуждает меня, грешного, написать, как вам жить после меня. Господь Бог видит мои беззакония и в ваших глазах мои грехи. Вы видели: не был я примером ни одной добродетели... Неразумием своим я, грешный, разорял ваше богоугодное житие. Но не отчаиваюсь я в своем спасении, а надесь на милость Божию и на ваши молитвы... Много бы нужно писать вам из Святого Писания; но вы знаете, что я умею грамоте лишь отчасти, да и боюсь Владыки моего Христа, Который сказал, что прежде надобно самому делать, а потом учить. Поручаю монастырь свой и вас Богу и Пречистой Матери Его и преподобному Сергию... Прежде всего имейте страх Божий в душе, живите общей жизнью и в пище, и в одежде, по заповедям святых отцов. Не держите хмельного в монастыре, и не принимайте от христолюбцев. Поите и кормите бедных досыта, подавайте милостыню, чтобы не обеднело это святое место. Здоровые из братии для своего спасения не должны оставаться без работ... Да будет с вами милость Божия и Пречистой Богородицы и молитвы преподобного Сергия, ныне и присно, и во веки веков, аминь".
Преподобный Антоний мирно почил 7 декабря 1556 года, на семьдесят девятом году своей труженической жизни. Он, как видно и из завещания его, особенно чтил великого отца иноков, преподобного Сергия, Радонежского чудотворца, имени которого и один храм посвятил, и которому старался подражать в своих подвигах, яко пустыннолюбец и ревнитель общежития иноческого. Господь прославил его чудесами, которые совершались и при мощах его, и на море, и при одре болящих. Любил он при жизни писать святые иконы, и во многих местах Архангельского края еще целы иконы его искусного письма; и по кончине своей он показал, что украшать храмы Божии святыми иконами есть дело святое. В его обители жил на покое игумен Питирим, тоже искусный иконописец; он тяжко заболел, и вот, в тонком сне видит он, что от гробницы преподобного идет в его келью седой, согбенный летами благолепный старец. "Хочешь ли быть здоровым и окончить начатое?" — опрашивает его сей старец. "Хочу, но не могу", — отвечает Питирим. "Святая Троица исцеляет тебя, — сказал явившийся, — не ослабевай в своем труде; я, настоятель Антоний, пришел посетить тебя в болезни..." И Питирим стал здрав...
Поминай и нас, чтущих святую память твою, богомудре Антоние, наставниче пустынный!..