Мысли и советы людей опытных в жизни духовной — это чистое золото; каждая крупинка такого золота, каждое изречение, совет, наставление — дороже и поучительнее целой книги, написанной без опыта духовного... Вот почему все люди благочестивые дорожили изречениями и советами мужей богоугодных, записывали эти изречения себе в назидание и передавали друг другу как дорогое сокровище... Вот несколько наставлений отца Феофана, бывшего архимандрита Кириллова Новоезерского монастыря, — эти изречения записаны были монахинями Горнцкого монастыря.
Господь Бог знает, что вам надобно; взывайте к Нему: да будет воля Твоя! Он ко всем вопиет: «призови Мя в день скорби твоея, и изму тя» (Пс. 49; 15), — призови не сомневаясь, а с верою. Мы бегаем скорбей, а святые-то скорбели о том, что нет скорбей: "Можно ли, — говорили они, — спастись без скорбей?" Мы живем не во времена гонений; но нельзя сказать, чтобы и ныне не было гонений; есть гонения от врага, — то одно представит, то другое, чтобы привести в уныние, в печаль, в отчаяние, чтобы как-нибудь отторгнуть от Бога; представляет, чего совсем не было, увеличивает, из макового зерна делает гору. Терпеть надобно: Господь Бог не оставит. Надобно и скорби-то претерпевать с благодарением. Мы думаем, что скорби — так, просто приходят. Нет, Господь Бог посылает их, чтобы мы познали, что не достигли еще смирения и терпения. Поэтому и за скорби надобно благодарить Господа: ежели с благодарением будем терпеть, получим венец мученический. Немного в этой жизни и потерпеть-то нам. Одна минута, меньше самой минуты вся жизнь в сравнении с вечностью. Если вечность-то получим неблагоприятную, ведь ей конца не будет!
Будет такое время, что станем раскаиваться, зачем не так усердно служили Богу, не так любили, не так прославляли Его, как должно!
А мы живем так, как будто и умирать не будем! Однако ж смерть всегда перед глазами: видим и слышим постоянно: тот умер, другой умер, — один хорошо, другой худо... Страшно и подумать, что будет бесконечная жизнь, и по достоинству, кто как поживет здесь, так и прославится.
Сколько же жить там? Семьдесят ли, сто ли лет? миллион ли, сто ли миллионов? Нет, — во веки веков! И чем более будем жить там, тем более будем познавать величие Божие, и умножаться будет любовь наша.
Если бы от земли до неба гору песка насыпать и на каждый год по песчинке откладывать, все бы конец был; а там уже не будет конца.
Вот что хорошо иметь в мысли: я земля, мне дано только посмотреть на это премудрое создание, — посмотрю и опять обращусь в землю!..
Если Господь Бог на одну минуту оставит нас, куда мы годимся?..
Вы говорите в молитве: "Отче наш!" Если же Он Отец, то и печется о вас. "Скорее, — говорит Он, — матерь забудет исчадие, Аз же не забуду тебя". Создатель мой! Младенец к матери как бежит! А мы все от Тебя удаляемся!
Говорят: кто на море не бывал, тот усердно Богу не маливался; так и на море житейском: чем больше волнения, чем больше смущения, тем нужнее прибегать к Богу.
Христос, Сын Божий, послушлив был Отцу даже до смерти: вот какое послушание! А не то, что мы: "Сил не достает больше терпеть", — конечно не достанет, если не будешь просить у Бога.
"Ежели волю-то свою исполнять, то придется не исполнять воли Божией. Воля-то наша разлучает нас с Богом: как стена становится между Ним и нами", — говорит преподобный авва Дорофей.
Куда же придем мы с своей-то волей? — Не придем в Царство Небесное! Мы просим у Господа: не лиши меня небесных Твоих благ; Он говорит: готов, — научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, — будьте терпеливы, будьте послушны, и получите Царствие Небесное.
Хоть и побранят, — Господь Бог велел терпеть. Самого Христа, Сына Божия, били, плевали на Него, а Он не отвратил лица Своего от заплеваний.
Бога ради, живите между собой в согласии, в союзе, в любви. Погибнуть недолго, — спастись-то трудно!
Семьдесят крат седмерицею велит Господь отпущать нам грехи. До седмижды отпущу ли? — Нет, — говорит, — до седмидесяти крат седмерицею, то есть четыреста девяносто раз на день!
Ежели кто оскорбит, надобно подумать, что это Господь хочет привести меня в чувство, напомнить, что я худой человек...
Авва Дорофей, когда видел одного брата, терпеливо сносившего оскорбления, хотел узнать, с каким разумом он переносит их, и спросил его: "Как ты это переносишь?" Тот отвечал: "Я почитаю это все равно, что собака лает". Тогда старец перекрестился и сказал: "Избави, Боже, такого наружного терпения!"
Бог от нас требует немного: любви да смирения. Ежели любви не будет, — и спасения не будет; ежели терпения не будет, — и спасения не будет.
Немного надобно: Господи, даждь ми смирение! Одно смирение восполнит все добродетели. Вся сила в смирении: сколько поклонов ни клади, а ежели будешь мечтать о себе, что жестокую жизнь ведешь, так в этих трудах никакой пользы нет.
Без смирения хотя бы власяницу носили, хоть вериги, хотя бы чрезмерный пост имели — все это не принесет никакой пользы, научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем. А Кто учитель-то?..
Бремя грехов и так велико, а мы прибавляем еще. Ведь оно с собой во ад увлечет нас!
Телесные болезни — и те беспокоят, а болезни-то душевные как должны быть тяжки! «Одержаша мя болезни смертныя и потоцы беззакония смятошам» (Пс. 17; 5).
Видите, как грешница-то припала с любовью к стопам Сына Божия и как Он милостиво и удобно простил! Вот и вы так же припадайте к Нему в покаянии.
Надобно просить: "Не вниди в суд с рабом Твоим", а не думать: "Меня Господь помилует".
С каким благоговением должны мы приступать к Телу и Крови Христа, Сына Божия! К какому Таинству приступаем! Огонь Божественный достойных освящает, недостойных попаляет. А недостоин тот, кто приступает без примирения.
Не в том только состоит приготовление, чтобы не опускать ни одной службы, да чтобы масло не попало в ложку; надобно внутреннее очищение, чтобы тщеславия не было, гордости, непокорности, чтобы худой мысли не удерживать ни на минуту.
Если пища вам не нравится, то осените себя крестным знамением Животворящего Креста Господня и скажите в себе: "И что ты, враг, меня смущаешь? У других и такой пищи нет. Сам Царь Небесный благословил меня вкушать ее; кто живет ради Бога, тому вкусной пиши не надобно".
Впрочем, если и сухое буду есть, да буду роптать, буду осуждать — сухоядение не на пользу мне. Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем — вот в чем спасение! Святитель Иоанн Милостивый укорял себя: "Ты избранные рыбы ешь, вино пьешь"... Нельзя сказать, чтобы он употреблял суровую пищу: он ведь был патриарх; но пища не повредила ему, когда он смирял себя.
О молитве просите Господа Бога так, как и святые апостолы просили: Господи, научи ны молитися! (Лк. 11; 1). Мы и сами не знаем, о чем молиться-то: Духом Твоим Святым настави нас!
От нас большой премудрости Бог не требует: сколь бы мы умны ни были, постигнуть Господа Бога никак не можем.
Пресвятую Богородицу с каждым своим дыханием призывайте; на каждый свой вздох, что вздохнули, то в уме и вообразите молитву к Ней.
Повторяйте Архангельскую молитву: "Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим". Выше всех Она Ангелов и Архангелов, Она — ходатаица за нас к Сыну Своему! Ее милосердием — сколько чудес! И от икон Ее святых — сколько благодати! Кто о Пресвятой Богородице беседует токмо, и за то великое воздаяние будет: Она всех слышит и о всех ходатайствует. Пресвятым Ее молитвам — все возможно!
Ложась в постель, мы читаем: "Владыко Человеколюбче, не ужели мне одр сей гроб будет?" Как во гроб ложимся. Когда уснем — это преддверие смерти. Припоминайте же тогда наставление Псалмопевца: на ложах ваших умилитеся (Пс. 4; 5), — на ложах-то поплачьте о грехах! Слезами моими постелю мою омочу (Пс. 6; 7), — вот святой Давид и царь был, однако же плакал, кольми паче мы, грешные!..
Вот, передаю вам то, что сам слышал от старцев простых и неученых, и говорит это вам неученый... Пришла нужда — явилось и слово...