Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Кожеозерский чудотворец



 

Сказал некогда Господь праотцу Аврааму: «воззри на небо и изочти звезды, аще возможеши исчести я: тако будет семя твое» (Быт. 15; 5). Что сказано о потомстве Авраама, то еще более справедливо сказал о духовных потомках великих Божиих угодников, каковы были преподобные отцы наши Антоний и Феодосии Печерские, Сергий и Никон Радонежские и другие подвижники — основатели обителей иноческих. Как звезды небесные, рассеялись они по лицу Русской земли и светят нам с высоты духовного неба. И сколько таких благодатных звезд тихо светит нам светом Христовым, указуя безопасный путь к Небесному Отечеству! И звезда от звезды разнствует во славе, — говорит Апостол Христов (1 Кор. 15; 41). И святые Божии не все равно прославлены. Но и слава последнего из святых Божиих настолько превыше всякой славы земной, насколько небо превыше земли: «око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его» (1 Кор. 2; 9). Вот почему мы должны благоговейно чтить память всех угодников Божиих, хотя бы некоторые из них не были столь известны и прославлены, как великие избранники Божии. И малая звездочка на небе светит ярче всякого земного светильника, светит вечно, не угасая; так и малоизвестный угодник Божий светит для нас с неба духовного своим светом благодатным, указуя нам путь к Царству Небесному.

К числу таких угодников Божиих принадлежит преподобный Никодим, Кожеозерский чудотворец. Немного сохранилось сведений о его святой жизни, но и это немногое показывает, что он был избранник Божией благодати. Родился он в селе Ивановке, в пределах Ростова Великого, и в мире именовался Никитой. Еще в молодости, работая в поле с отцом своим, он услышал однажды голос: "Никодим, Никодим!" Испуганный зовом, юноша рассказал об этом родителям, и они сказали: "Верно, быть тебе иноком!" Умерли родители, Никита остался бедным сиротой. Чтобы иметь средства к пропитанию, он выучился кузнецкому мастерству в Ярославле и пришел на жительство в Москву. Здесь поселился он у одного кузнеца, у которого была злая жена. Желая отравить мужа, жена всыпала яд в пищу. Муж, ничего не подозревая, стал обедать вместе с Никитой. Хозяин ел досыта и после обеда умер. Никита был воздержен и остался жив: только жестокая боль в желудке давала знать, что он отравлен... Он обратился в своей скорби с молитвой к Богу, и встречает его на улице незнакомец и говорит: "Чем ты болен, Никита?" — Больной рассказал, что случилось с ним. "Ступай в собор, что на рву, — сказал незнакомец, вынеся ему воды в сосуде, — молитвы Пресвятой Богородицы помогут тебе, и ты будешь здоров". Целитель стал невидим, а Никита почувствовал, что вся болезнь его прошла, и он совершенно выздоровел. Ясно стало, что его целителем был никто иной, как святой Василий Блаженный, коего святые мощи почивают в сем соборе.

Раз проходил он местность, называемую Кулишки (где теперь церковь Всех Святых), и остановился у шалаша юродивого Илии, которого окружила толпа; увидев его, юродивый закричал: "Хузьюгский пустынник пришел!" Эти слова сильно поразили Никиту, он принял их за призвание к новому роду жизни. Он продал все, что имел, раздал деньги бедным и поступил в Чудов монастырь. Тогдашний архимандрит Пафнутий, муж святой жизни, принял его с любовью, научил грамоте и, испытав послушанием, постриг в Ангельский образ с именем Никодима. Так сбылось предсказание слышанного им в юности таинственного голоса. Семь лет провел Никодим в послушании в Чудове монастыре. В 1602 году архимандрит Пафнутий был произведен в митрополита Сарского и, переселившись на Крутицы, взял с собой смиренного Никодима.

Но душа смиренного инока рвалась в тихую обитель из шума городской суеты, и чрез год Никодим, с благословения владыки своего, отправился в новосозданную тогда Кожеозерскую обитель. Святитель благословил его в дальний путь Владимирской иконой Богоматери. Здесь Никодим жил полтора года, трудясь в просфорне, подобно своему Ангелу — преподобному Никодиму, просфорнику Печерскому. Наконец, исполнилось его заветное желание: с благословения великого старца-подвижника Серапиона, основателя Кожеозерской обители, и игумена оной, ученика Серапионова, Аврамия, Никодим поставил себе келлийку при речке Хузьюге, верстах в пяти от обители, и стал здесь подвизаться в глубоком безмолвии. 35 лет прожил тут Никодим безвыходно, подражая великому отшельнику древних времен, преподобному Павлу Фивейскому. Около хижины был у него огород, в котором сам он возделывал землю; в иное время любил он ловить удочкой рыбу, которую сам не употреблял, отдавая всю в обитель Кожеозерскую; воду носил себе из реки за версту, дорогой совершая молитву. Ночь обычно проводил на молитве, только сидя предаваясь дремоте. Дикие олени так привыкли к кроткому пустыннику, что свободно, без тревоги, ходили около него и кормились. Раз вода в Хузьюге во время половодья так поднялась, что затопила всю окрестность и залила келлию пустынника; тогда преподобный, взяв Владимирскую икону Богоматери, взошел на кровлю своей хижины и стоял тут на молитве дотоле, пока вода не упала.

За его святую подвижническую жизнь Господь прославил его еще при жизни. В 1635 году поморяне Иван Пешков и Кириак Козлов рассказали о себе в обители следующее. В весеннее время вышли они из реки Варгузы в море, поднялась буря и понесла их между льдов, положение их было отчаянное. Призывая на помощь святых Божиих, они упомянули и старца Никодима. Внезапно на корме явился старец. "Не бойтесь, чада, — сказал он, — уповайте на Бога и Пречистую Матерь Его". И ладья под управлением чудного кормчего невредимо прошла между раздвинувшимися льдинами к берегу, на расстоянии целых двух верст. Патриарх Иоасаф I, услышав о строгой жизни старца Никодима, прислал ему в подарок свою шубу. Но старец, поцеловав святительский дар, отослал шубу в обитель. "Для моей худости довольно и рубища", — сказал он. За семь дней до его смерти явились ему святой Алексий, митрополит Московский, и святой Дионисий, архимандрит Сергиевой Лавры, и возвестили о скорой кончине. Преподобный уже сильно изнемог от старости; игумен Иона уговорил его перейти в обитель. Здесь, причастившись Святых Таин, святой старец мирно предал дух свой Богу 3 июля 1640 года. Дивное благоухание наполнило святую обитель, как бы в знамение того, что святая душа подвижника Божия возлетела от земли к небесным обителям.

При гробе преподобного Никодима получали исцеление многие больные. Особенно же прославился он своей благодатной помощью бедствующим на море и в северных тундрах. Вот один пример его помощи. Пятидесятник из Архангельска ходил весной по Белому морю для ловли моржей. Отбившись от ватаги, он долго скитался по льдинам без запаса и, наконец, выбившись из сил, лег на льду, ожидая смерти. Было утро. Неожиданно видит он около себя старца, который говорит ему: "Обещайся помолиться на Коже-озере Всемилостивому Спасу, и Он спасет тебя от смерти". — "А ты кто такой?" — спросил его пятидесятник. "Я — Никодим", — отвечал явившийся и стал невидим. В это время сильным ветром оторвало льдину от других, и она понеслась среди громады льдов, не удерживаемая ничем, прямо к берегу. Несчастный был спасен.

В 1662 году преподобный Никодим был причтен к лику святых Русской Церковью. Его святые мощи почивают в Кожеозерской обители, что близ города Онеги в Архангельской губернии.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.