Кто внимателен к службе Божией, тот знает, что в начале великой вечерни, в начале утрени и литургии диакон или священник провозглашает целый ряд молитвенных прошений, на которые клирос отвечает пением: Господи, помилуй! Это и есть ектения великая. Слово "ектения" не русское, а греческое, оно значит по-русски "распространение". Кратка, но все содержит в себе молитва "Господи, помилуй". Чего же мы просим у Господа Бога этой краткой молитвой? Вот, великая ектения и служит как бы распространением и полным толкованием, что значит эта молитва — "Господи помилуй", и чего мы должны и можем просить у Господа Бога для нашей жизни, для нашего вечного спасения. Самое нужное, если мы хотим, чтобы Господь услышал нашу молитву, это то, чтобы мы сами были мирны со всеми: мир с Богом, мир со своей совестью, мир с нашими ближними — вот без чего не дойдет к Богу наша молитва! Но где найти этот желанный мир, как не в церкви Божией, и как обрести его, если не теплой, смиренной ко Господу Богу молитвой? Только в церкви Божией найдешь ты, мирской человек, ту тишину и спокойствие, где можно забыть о суете земной, где никто не помешает тебе всем сердцем беседовать с Богом. Тут видишь ты только святые иконы, лики святых Божиих, Пречистой Матери Божией и Самого Господа Иисуса Христа. Вот священнослужитель и приглашает тебя к такой молитве: "Миром Господу помолимся!".
Но и в храме Божием не обретет человек мира душевного, если совесть его будет обличать его в злобе и вражде против ближнего, в тяжких грехах против заповедей Божиих. Такому человеку стыдно взглянуть на икону Христову, на лики святых Божиих. Его душа нуждается в том мире, который свыше, от Бога ниспосылается душе кающейся, оплакивающей свои грехи. И святая Церковь просит нам у Господа этого мира свышняго в следующем прошении великой ектении: "О свышнем мире и спасении душ наших Господу помолимся!" Любовь христианская требует, чтобы мы не себе только желали и просили у Бога добра, но и всем ближним нашим, каждому человеку, даже врагу нашему, и вот слышится прошение: "О мире всего мира и благостоянии святых Божиих Церквей, и соединении всех, Господу помолимся!" — Помолимся, братие, Господу Богу, чтобы во всем Божием мире, во всем свете царил мир и тишина, чтобы цари и народы не воевали, чтобы людской крови не проливали. Помолимся, чтобы наша святая вера Православная крепко стояла, чтобы все Церкви Божии, по миру рассеянные, хранили единение духа в союзе мира, чтобы христиане не делились, не враждовали между собой, а те, которые не имеют с нами общения, которые уклонились в расколы и ереси, снова к Церкви Православной обратились бы, чтобы все мы вместе были единым стадом, как един у нас Пастырь Христов.
Нет ничего на земле для христианина дороже храма Божия: здесь он беседует с Богом в смиренной молитве, здесь освящается благодатию Таинств церковных, здесь преискренне приобщается Пречистого Тела и Крови своего Господа и Спасителя во оставление грехов и в жизнь вечную. Посему Святая Церковь прежде, чем молиться о каких-нибудь потребах земных, молится: "О святем храме сем, и с верою и благоговением и страхом Божиим входящих в онь Господу помолимся!" — Помолимся, чтобы Господь хранил наш родной приходский храм, и все храмы Божии, чтобы милостиво принимал в них молитвы и приношения от всех, кто с верой, с должным благоговением и страхом Божиим приходит в них помолиться. Внимай, христианин: Церковь молится только за тех богомольцев, которые приходят сюда, в храм Божий, с благоговением и страхом Божиим, а кто пришел сюда не для молитвы, кто здесь стоит, как на торжище, не молится, а только смотрит по сторонам, отвлекает других от молитвы, занимается разговорами, пересудами ближнего, — такой человек сам лишает себя молитвы церковной, сам исключает себя из числа тех, за кого молится Церковь Божия. Далее священнослужитель возглашает: "О Святейшем Правительствующем Синоде", о местном архипастыре — митрополите или епископе, о честнем пресвитерстве, во Христе диаконстве, о всем причте и людех Господу помолимся!" Помолимся о наших архипастырях и пастырях, чтобы Господь помог им и вразумил их право править слово истины, помолимся о служителях Церкви Божией, чтобы они с чистой совестью, усердно и благоговейно проходили свое служение к нашей духовной пользе и своему спасению.
Помолимся и о всех людях, о всех православных христианах, в мире сущих, и, по заповеди апостольской, прежде (чем) творити молитвы, моления, прошения, благодарения, за вся человеки, — за Царя, и за всех, облеченных властью. Церковь приглашает к молитве "о благочестивейшем, самодержавнейшем, Великом Государе нашем Императоре, о супруге его, о благоверном государе наследнике цесаревиче, о всем царствующем доме, о всей палате и воинстве их Господу помолимся! — О еже пособити и покорити под нозе их всякаго врага и супостата Господу помолимся". Чтобы помог Царь царствующих царю нашему благочестивому и всем верным слугам царским смирить врагов веры Православной и царства нашего Русского, обуздать всех злых людей, чтобы они добрых и честных людей не обижали, чтобы всем жилось под властью нашего царя хорошо, тихо и спокойно — о царствующих градех, о граде или веси сей, где мы живем, "о всяком граде, стране и верою живущих в них Господу помолимся!" Помолимся, чтобы все люди, носящие святое имя христиан, жили по-христиански, чтобы каждый исполнял дело своего служения по совести, со всем усердием, трудясь не для себя, а как пред Богом, исполняя каждое дело как дело не свое, а Божие.
Попросим у Бога себе и всем людям всего, без чего нельзя жить на земле, с тех пор, как нашему Адаму сказано: проклята земля в делех твоих; терния и волчцы возрастит тебе, и снеси траву сельную (Быт. 3; 17, 18), — "о благорастворении воздухов, о изобилии плодов земных, и временех мирных Господу помолимся!" Помолимся, чтобы Господь послал на землю благорастворение воздуха, чтобы не было никакой заразы в нем, ни для людей, ни для скотов, чтобы земля родила нам изобилие плодов своих, чтобы дал нам Бог жить в мире, ни с кем не воевать, дабы спокойно пользоваться дарами благости Божией. Помолимся и о тех, которые не могут вместе с нами разделить молитву, но так же, как и все мы, нуждаются в помощи Божией — "о плавающих, путешествующих", — чтобы Господь даровал им мирный, безопасный путь, здравие и благополучие; "о недугующих", чтобы исцелил их недуги и болезни; "о страждущих" и скорбью томимых, чтобы облегчил Господь скорби их, послал им Свое небесное утешение, помог им нести тяжелый крест; "о плененных", которые на войне или иначе как попали в тяжкую неволю, чтобы Господь избавил их от этой неволи, вернул в родные дома, к родным семьям, "и о спасении их" — о спасении душ всех этих несчастных братий наших — "Господу помолимся!"
Что может быть трогательнее этой молитвы любящей Матери — Церкви, о чадах своих? От ее милосердых очей не укрылось ни одно бедствие человеческое, не забыт ни один несчастный; она всех помнит, за всех молит милосердаго Отца Небесного. Она предвидит возможность и таких бедствий, о которых мы не думаем, которых не ожидаем: мало ли бывает в жизни разных непредвиденных огорчений, лишений, которые могут нарушить наш мир, поколебать наше благосостояние, воспрепятствовать нашему спасению, ввести нас в искушение? И вот заботливая Матерь наша, Церковь, возглашает: "О избавится нам от всякие скорби", от всякого посещения "гнева Божия", и от всякия "нужды Господу помолимся!" Но как слабы и нечисты наши молитвы, как ничтожны наши заслуги пред Богом! Ничего не посмели бы мы просить у Господа Бога, если бы Сам Он не заповедал нам: просите и дастся вам! А потому, если и просим, то просим единственно в надежде на великую милость Божию, и потому последним прошением великой ектении Церковь за всех нас взывает к Божию милосердию: "Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию!" — И на каждое прошение клирос отзывается краткой, но трогательной молитвой, которая в сущности заключает в себе все прошения, все молитвы: "Господи, помилуй!" А чтобы еще более укрепить нашу веру и расположить наше сердце к смирению пред Богом, священнослужитель напоминает нам о том, что есть у нас пред Богом теплые ходатаи и молитвенники, что, поручая себя их небесному заступлению, мы должны предать себя совершенно во власть Божию: "Пресвятую, Пречистую, преблагословенную славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше, сами себе и друг друга — всех тех, о ком мы молились теперь, — и весь живот наш — всю нашу жизнь, всю судьбу — Христу Богу предадим!" И певцы на это отвечают: "Тебе, Господи!" В Твою святую волю, Господи, предаем себя, а священник возглашает славу Богу, в Троице славимому: "Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков". Клирос от лица всего народа отвечает на это возглашение заключительным: "Аминь" — да будет так!
Херувимы и Серафимы непрестанными гласы взывают: Свят, Свят, Свят Господь Бог Саваоф! Полны суть небеса и земля величества славы Твоея! Вот первая, известная нам песнь первых певцов первого хора в Божием мире — это песнь бесплотных Сил Небесных! Этот чудный хор ликовал от радости уже тогда, когда Господь еще только полагал основание земли (Иов. 38; 7). Немолчно славословит он Господа этой песнью и доныне. Его Трисвятую песнь слышал в Откровении Исаия пророк. Слышала пение этого небесного хора и грешная земля. Когда в смиренном граде Вифлееме родился от честнейшей Херувимов Девы Марии Господь наш Иисус Христос, хор Ангелов-певцов сошел на землю и в тишине ночной вифлеемские пастыри услышали чудную песнь: Слава в вышних Богу и на земли мир: «в человецех благоволение!» (Лк. 2; 14).
Прошло 440 лет и снова человек услышал ангельскую песнь над землей. В Царьграде, во время страшного землетрясения, совершался крестный ход; вдруг при тихой погоде поднимается сильный вихрь и на глазах всех уносит одного мальчика за облака. Все считают мальчика погибшим, но через несколько минут он невредимо опускается на землю и рассказывает всем о чудной, неслыханной дотоле песни Ангельской, которую он слышал на небе. Песнь эта "Святый Боже, святый Крепкий, святый Бессмертный!" Весь народ единодушно воскликнул тогда: "Помилуй нас!" И бедствие прекратилось. Вот две ангельские песни во славу Господа.
Самая древняя, известная нам, песнь человека Богу записана в самой старинной книге, какая только существует на свете, и ей мы славословим Господа почти три с половиной тысячи лет. Богодухновенный составитель и первый певец этой песни был великий пророк Божий Моисей. Он воспел ее по переходе народа Божия через Чермное море, а народ повторял ее, припевая за ним: Помощник и Покровитель бысть мне во спасение: сей мой Бог, и прославлю Его: «Бог Отца моего и вознесу Его» (Исх. 15; 2). Не смолкла еще эта торжественная песнь Моисеева, как выходит на средину народа Божия его сестра-пророчица Мариам и поет: «Поим Господеви, славно бо прославися: коня и всадника вверже в море» (Исх. 15; 1). И запели с нею все женщины и дети еврейские. Тот же пророк Моисей оставил нам молитву-псалом 89-й: Господи, прибежище был ecu нам в род и род. Прекрасную песнь воспела святая Анна, мать пророка Божия Самуила, когда Господь разрешил ее неплодство, и она привела своего первенца-младенца в храм на служение Господу (читай в 1 Книге Царств, глава 2). А сколько оставил нам дивных песнопений-псалмов славный царь и пророк Божий Давид! Всех Ангелов, всех людей, всякое творение Божие призывает он к прославлению Господа. Хвали, душе моя, Господа, — поет он, — «восхвалю Господа в животе моем, пою Богу моему, дондеже есмь» (Пс. 145; 1-2). Пойте Богу нашему, пойте, пойте Царю нашему, пойте (Пс. 46; 7). Хвалите имя Господне, хвалите, рабы Господа (Пс. 134; 1-2). Хвалите Господа с небес, «...Царие земстии и вси людие, князи и вси судии земстии, юноши и девы, старцы и отроки с юнотами» (Пс. 148; 1,11, 12). Всякое дыхание да хвалит Господа!
Царь-певец составил хоры искусных певцов, которые пели его псалмы в храме Божием. Славили Господа псалмами и дома, и в пути. Вот отовсюду несметными толпами идут израильтяне в свой святой город Иерусалим на праздник Пасхи. И стар, и млад поет псалмы царя Давида. Вот они увидели вершины гор Иерусалимских. «Возведох очи мои в горы, — поют они, — отнюдуже приидет помощь моя... Не даждь во смятение ноги твоея» (Пс. 120; 1, 3). Вот выделяется из прочих гор славная гора Сион. Надеющиеся на Господа, — поют путники, — как гора Сион, не подвигнутся... А вот виден и храм Божий, — и забыты путниками усталость и трудность пути. Сеявшие со слезами, — поют они, — будут пожинать с радостью. Исполнилось, наконец, заветное желание путников: они уже в обширных притворах храма Соломонова, и из уст их раздается торжественно умилительная песнь: Се ныне благословите Господа все рабы Господни, стоящие в храме Господнем, стоящие в притворех дома Бога нашего! Не только днем, но и ночью простирайте молитвенно руки ваши к святилищу Божию, и благословляйте Господа! Так во времена ветхозаветные славили Господа во всякое время и на всяком месте. К прежним песнопениям пророки присоединяли и свои вдохновенные песни. Пел богоглаголивый Аввакум, пел дивный Исаия; пел Иона во чреве китове; пели в пещи отроки, Троице равночисленные, среди пещного пламени: Благословен Ты, Господи Боже отцев наших, препетый и превозносимый во веки! Воспел Господа и праведный Захария, отец Предтечев.
Занялась заря Нового Завета. Уже Архангел возвестил Преблагословенной Деве Марии зачатие от Нея Сына Божия, Спасителя мира. Вот спешит Она радостно к своей праведной родственнице, святой Елисавете, матери Предтечевой, и на ее Богодухновенный привет: Благословенна Ты в женах, и благословен Плод чрева Твоего, — по внушению Духа Божия отвечает прославлением Господа в этой дивной песни, которую и доселе повторяет Святая Церковь почти ежедневно на утрени: «Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух мой о Бозе Спасе Моем» (Лк. 1; 39-56). Наконец, пел псалмы Давидовы и Сам Господь наш Иисус Христос со Своими святыми апостолами, когда закончилась Тайная Вечеря, и пошел Он из горницы Сионской в Гефсиманию на Свои вольные страдания за нас, грешных. И святые апостолы заповедали христианам поучать и вразумлять друг друга псалмами и духовными песнопениями, во благодати воспевая в сердцах своих Господу (1 Кор. 3; 16).
Видите, братие, что церковное пение есть святая обязанность каждого христианина, а не одних только певчих и псаломщиков. Это дело Божие, Богу угодное. Поют на небе Ангелы Божии, пели пророки, пела Матерь Божия, пел Сам Господь наш Иисус Христос с Своими святыми апостолами. Вот почему за каждой службой и молится Церковь за поющих. Еще молимся, — взывает она, — о плодоносящих и добродеющих во святем и честнем храме сем, труждающихся, поющих и предстоящих людех, ожидающих от Тебе великия и богатыя милости! Есть даже особые молитвы за поющих, например: Твоя песнословцы, Богородице, живый и независтный (неоскудевающий) источниче, лик себе совокупльшия духовно, утверди в Божественней Твоей славе, венцев славы сподоби! Так Святая Церковь молит Богородицу, чтобы Она своих певцов сподобила в будущей жизни венца славы. А эта такая неоцененная награда от Господа, ради которой следует отдать и всю нашу земную жизнь со всеми ее радостями. Ведь участвовать в Божественной славе Богоматери, приукрашенной Божественной славой, получить в награду венец этой славы — есть полное совершенное Царство Небесное.
Но и здесь, еще на земле, Господь не оставляет без награды поющих во славу Его святого имени. Так, один угодник Божий видел во время службы, как Ангел Господень возлагал на главы искренно молящихся по цветку дивной красоты, а на главы благоговейно поющих возлагал он по прекрасному венку из этих дивных цветов. Вспомните также умилительный рассказ об Иоанне Кукузеле, которому Сама Матерь Божия подарила златницу за его усердное пение во славу Ее (читайте листок № 290). Златница эта и поднесь находится в одном Афонском монастыре. Вот какое богоугодное дело — церковное пение! С каким же благоговением должны вы исполнять его, братие-певцы церковные! Сказано в Святом Писании: проклят всяк, творяй дело Божие с небрежением! Напечатлейте слово сие святое на сердцах своих. Помните, что вы исполняете в храме Божием послушание Ангельское. Пойте же Богу разумно, благоговейно, с сердечным вниманием к тому, что поете, с усердием, с любовию ко Господу Иисусу и Пречистой Его Матери и угодникам Божиим.
К несчастию, нельзя не сказать слова правды о тех певцах недостойных, которые только оскорбляют Церковь Божию своим самочинием, неприличием в пении и поведении. Забывают они, что церковь Божия — не театр, не место какого-либо зрелища, что это место — святое, дом Божий, где Ангелы Небесные со страхом предстоят Престолу Божию, благоговея пред совершаемым Таинством Тела и Крови Господней. В храме стояще славы Твоея, на небеси стояти мним, Богородице, — поет Церковь в своих молитвенных песнопениях. Значит, храм — небо земное, жилище Божие. И вот, в этом жилище Божием, в этом святилище нередко видишь, как певцы стоят задом к алтарю, пересмеиваются, как их регент машет руками; слышишь, как они выкрикивают недостойные храма Божия ноты, употребляют напевы, чуждые слуху православных русских людей, да еще потом требуют себе платы за такое пение! Не оскорбление ли это храма Божия? Уж пусть бы лучше пел один певец — какой-нибудь старый дьячок, чем эти "любители" пения: по крайней мере, мы слышали бы привычное церковное пение и не соблазнялись бы чуждыми сердцу нашему напевами. А еще лучше, если бы в наших храмах пели православные, общенародно, как это и повелось в некоторых церквах у нас на Руси. Как много говорит душе это общее, простое, иногда не совсем стройное, но такое задушевное, от сердца идущее пение! Слышатся тут и нежные детские голоса, и чистые, сильные голоса юношей и дев, и слабый, дрожащий, но так же, как и сильный, до Бога доходящий голос старца, преклонного летами. Душа слышится в этом общем церковном пении: не звуки тут слушаешь, а голос сердца, голос верующей, Бога призывающей, Бога славящей души. Чувствуется, что этих людей к пению наставляет Божия благодать, что они просят у Господа этой благодати, чтобы достойно воспевать Отца и Сына и Святаго Духа гласы преподобными, благоговейными, вышния Силы подражающе. О, если бы во всех церквах наших все верующие единым сердцем славили Господа, не было бы тогда нужды в этих разных певчих-любителях, не было бы надобности тратить церковные лепты, подаваемые добрыми прихожанами на свечку Богу, — на подачки этим "любителям"... Увы, называют себя "любителями пения", а за пение просят подачки: что же это за любители? Они не пение церковное любят, а вот эти подачки... И допускать таких любителей на клирос не подобало бы...
Братие-читатели мои! По милости батюшки царя теперь везде заводятся школы церковные, а в этих школах наравне с Законом Божиим обучают детей и церковному пению. Бог даст, пройдет немного лет и все, кто в этих школах обучается теперь, будут певцами в доме Божием, будут и других учить церковному пению. Учитесь же и вы пению церковному, пойте хвалу Богу в церкви Божией, пойте все совокупно, и стар, и млад, мужчины и женщины, и вы сами сердцем почувствуете, как это душе сладостно, и еще усерднее будете ходить в храм Божий, чтобы петь там во славу Божию!