Еще в юности своей познал праведный Авраам Бога истинного, на Небесах живущего, повсюду сущего и все содержащего, и возлюбил Его всем сердцем своим. У историка Георгия Кедрина записано предание, что учителем Авраама был Ангел Господень, и ученик был достоин своего учителя! Как сам он научился познанию единого истинного Бога и вере в Него, так и отца своего, и братий своих старался привести к такому же Богопознанию и вере истинной. Но труды его были напрасны: только любезная супруга его, Сарра, и племянник Лот молились вместе с ним Богу истинному. Предание говорит, что на шестидесятом году своей жизни Авраам разжегся такой ревностию Божественной, что однажды ночью тайно зажег храм идольский. Его братья бросились спасать своих идолов от огня, и старший брат Арран обжегся при этом и скоро умер. Идолопоклонники, отомщая Аврааму за погибель своих идолов, бросили его самого в огонь, но он силой Божией вышел из огня невредим. Видя это чудо, отец его, Фарра, начал познавать Бога истинного и потому, когда Бог повелел Аврааму покинуть родину и идти в землю Ханаанскую, пошел с ним и отец его, но на пути умер. И возлюбил Бог Авраама, угодника Своего, и дал ему великие обетования. Он сказал ему: "Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты благословен, благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну, и благословятся в тебе все племена земные". Как бы так говорил Господь: кто тебя, Аврааме, возлюбит, того и Я возлюблю, а кто тебя возненавидит, того возненавижу и Я, твой друг будет Моим другом, твой враг — Моим врагом; кто будет почитать тебя, тот почтит Меня; то похулит тебя, тот Меня похулит; кто тебе окажет благодеяние, тому Я воздам сторицею, а кто тебя обидит, тот обидит Меня, и Я отомщу ему; сделает ли тебе человек добро или зло, он Мне это сделает, и от Меня получит награду или наказание; и благословятся в семени твоем все народы земные. Объясняя последние слова обетования Божия, апостол Павел говорит: "Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как бы об одном: и семени твоему, которое есть Христос" (Гал. 3; 16).
Вот какие великие обетования изрек Господь Своему избраннику, изрек и исполнил их самим делом. Он покрывал его на всех путях его и избавлял его от всех бед. Так, случился голод в земле Ханаанской, где странствовал Авраам, и нужда заставила его идти в Египет, где было во всем изобилие. Зная беззаконные нравы страны той, угодник Божий велел прекрасной супруге своей, Сарре, не называть себя женой его, а сестрой (она и действительно была его недальняя родственница, что в Ветхом Завете допускалось), Авраам боялся, чтобы египтяне не убили его за жену. И действительно, целомудренная Сарра была взята в дом фараона, царя Египетского. Но рука Божия удержала фараона, чтобы он не дерзнул коснуться святой жены святого мужа, который в то время слезно молился Богу о супруге своей и поручал ее сильной защите Господа. И коснулась рука Господня не только фараона, но и всего дома его: тяжкие болезни вдруг поразили фараона и всех слуг его, и даже весь скот его. Никто не знал, за что обрушились на них такие беды; жрецы египетские стали умолять богов своих, чтобы открыли им причину бед. И вот, повелением Божиим, бесы, живущие в идолах, против своего желания сказали истину, что эта казнь на царя и дом его послана Богом Небесным за чужую жену, взятую в дом фараона. Тогда фараон, убоявшись Бога Небесного, возвратил Аврааму жену его чистой, и многими дарами почтил их. Подобное случилось с Авраамом в Герарах, куда он ушел после истребления Богом Содома и Гоморры. И здесь царь Герары Авимелех взял к себе в дом Сарру, так как Авраам опять назвал ее своей сестрой; и здесь Бог поразил Авимелеха и весь дом его болезнями тяжкими, а потом Сам явился ему во сне и грозил смертью, если не возвратит жены мужу. И Авимелех смиренно просил Авраама помолиться за него, возвратил ему Сарру, и по молитве Авраама Бог исцелил Авимелеха и всех болящих в доме его. Достойно замечания, что Авимелех взял Сарру с чистым намерением, чтобы жениться на ней, как сам он и оправдывался пред Богом в сонном видении: "В простоте сердца моего и чистоте рук моих сделал я это, потому что Авраам сам сказал мне: она сестра моя, и она то же сказала: он брат мне". Поэтому Авимелех был чист от греха прелюбодеяния, но он был наказан уже за то одно, что взял Сарру к себе против воли ее и тем обидел ее. А Господь не терпит, когда рабов Его обижают, и творит скорое за них отмщение. Если земной господин не терпит обиды своим слугам и мстит за них, тем паче Господь Небесный не потерпит сего. Рабы и служители Господа — Его други искренние; так Сам Господь говорит им в Евангелии: «вы друзи Мои есте, други любимые, Аз возлюбил вас. Они — други, которым Он открывает тайны Свои: Не ктому вас глаголю рабы (Я уже не называю вас рабами), яко раб не весть, что творит господь его: вас же рекол други, яко вся, яже слышал от Отца Моего, сказал вам» (Ин. 15; 14,15). Такими друзьями Божиими и в Ветхом Завете были святые праотцы и пророки, которым Бог открывал Свои тайны, как говорит о себе, например, Давид: «безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми ecи» (Пс. 50; 8). ,
Теперь рассудим, — если у земного царя есть любезный друг, верный хранитель его тайн, и кто-нибудь оскорбит или обесчестит этого верного царского друга, то разве царь не прогневается на обидчика? разве не защитит своего друга? Тем паче гневается Царь Небесный на тех, кто обижает Его друзей, верных хранителей Его Божественных Таин. Рабы Господа — Его возлюбленные чада, как говорит Он им в Евангелии: «Чадца, еще с вами мало есмъ» (Ин. 13; 33). Не мстит ли отец за своих детей, когда их обижают? Тем паче Отец Небесный строго накажет тех, кто обижает чад Его. Рабы Господни столь любезны Христу Богу нашему, что Он говорит о них: «Иже бо аще сотворит волю Отца Моего, иже есть на небесе, той брат мой, и сестра и мати Ми» (Мф. 12; 49). Кто может равнодушно стерпеть обиду матери, брата или сестры, чтобы не отомстить обидчику их? Как же строго накажет Христос Господь наш тех, которые преследуют рабов Его, бесчестят их, наносят им тяжкие оскорбления и насилия!
Господь и Владыка наш любит рабов Своих, как зеницу ока. Слышите, что говорит Моисей о возлюбленном Богу Израиле: Удовли его в пустыни, в жажди зноя в безводне: «обыде его и наказа его, и сохрани его яко зеницу ока» (Втор. 32; 10)? Поэтому и Давид молится: солрани мя, Господи, яко зеницу ока (Пс. 16; 8). Каждый человек хранит зеницы очей своих со всяким опасением, как бы чем-нибудь не повредить им, чтобы не лишиться зрения, и нет ничего человеку милее его очей: в них свет для жизни человеческой. Вот так же и Господу Богу любезны рабы Его; они дороже для него всего видимого — и дольнего, и горнего создания; ради них Он оставил горняя и сошел на землю, и хранит их, как зеницу ока Своего. И если кто обидит их как-нибудь, такому Он не потерпит. Мы слышим, что говорит Он рабам Своим в книге пророка Захарии: «касаяйся вас касается в зеницу ока Моего» (Зах. 2; 8). Потерпит ли кто, чтобы ему выкололи глаз? Так и Господь Бог не потерпит, чтобы кто-нибудь сделал насилие или обиду служителям Его. Сам Христос засвидетельствовал эту истину, когда изрек Пречистыми устами Своими: Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и нощь, хотя и медлит защитить их, сказываю вам, что подаст им защиту вскоре (Лк. 18; 7, 8). Какое же это будет отмщение? Это видно из слов царя Давида, который в молитве своей к Богу говорит: «погубиши вся стужающыя души моей, яко аз раб Твой есмь» (Пс. 142; 12). Так все стужающие рабам Господним, все оскорбяющие их, погибнут с шумом, казнимые праведным гневом Божиим.
(Из "Летописи " святителя Димитрия, митрополита Ростовского)
«Мир мног любящым закон Твой» (Пс. 118; 165).
«Возвеселятся вcu уповающии на Тя, во век возрадуются, и вселишися в них, и похвалятся о Тебе любящии имя Твое» (Пс. 5; 12).
«Возрадуются и возвеселятся о Тебе вcu ищущии Тебе, Боже!» (Пс. 69; 5).
«Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небесного водворится» (Пс. 90; 1).