Сокровище вожделенно почиет во устех мудраго, — говорит премудрый Соломон. «К словесем мудрых прилагай твое ухо» (Прич. 21; 20.22; 18). «Премудрость поможет мудрому» (Еккл. 7; 20). Хорошо помнили наши предки благочестивые этот завет царственного мудреца Израилева, они любили изречения людей мудрых и святых, собирали их, записывали и из этих записей составляли разные сборники под именем "Цветников", "Изборников", "Пчел" и других книг, в которых помещали все, что считали назидательным и полезным для людей любознательных. Скажет умный человек слово мудрое, полюбится оно людям добрым, станут повторять его, а там и в книгу запишут. Если слово было близко к жизни народной, то оно становилось достоянием народной мудрости, пословицей, поговоркой: так народная речь обогащалась множеством мудрых пословиц, над собиранием которых много трудились любители слова народного. Есть, например, книга, составленная В. Далем, в которой собрано несколько тысяч пословиц на тысяче с лишним страниц. Образцы лучших пословиц, более назидательных и глубоко мудрых читатели "Троицких листков" могут найти в листках под №№ 479, 488, 525, 529.
А здесь мы предлагаем несколько мудрых изречений Варнавы Неподобного, собранных в старинном рукописном сборнике, писанном пятьсот лет назад. Кто был этот Варнава — неизвестно. Вероятно, какой-нибудь смиренный инок, любитель мудрых изречений. Он записал или из старых книг выбрал эти изречения, а себя, по монашескому смирению, назвал "неподобным", то есть грешным, в противоположение отцам "преподобным" — святым. Так и ученик преподобного Сергия, преподобный Епифаний, на одной своей рукописи подписался:
"Многогрешный раб Божий Епифан", — а другой ученик Сергиев на переписанной его рукою "Лествице" отметил, что она написана "грубым и худым, странным и последним во иноцех смиренным грешником Варлаамом", и в конце книги даже приписал себе в назидание: "О ленивый Варлааме, готовися к ранам: близь есть конец!" Что же записал этот "неподобный" инок Варнава? Вот его изречения, мы приводим их в переводе на современную речь.
Все новое прочно и хорошо, а вечный Бог лучше всего.
Кто не заботится о душе, а больше любит умирающую плоть, тот подобен человеку, который рабу кормит, а госпожу гонит прочь.
Кто ищет земного помимо вечного, тот похож на человека, который желает иметь пахаря, не на ниве работающего, а на стене изображенного.
Грешник несчастнее горбатого; этот носит свое уродство наружи, а тот — внутри.
Кто с большим трудом собирал свое богатство, тот и потерю его переносит с великой болью сердечной.
Многих губит меч, но еще больше гибнет от злого языка.
Слепец счастливее завистника: хотя он и не видит света Божия, зато видит истину умом, а завистник, и видя истину, не видит ее.
Кто величается саном и красотою телесной, а не украшается мужеством и жизнью добродетельной, тот подобен кожаному мешку, который не товаром наполнен, а воздухом надут.
Лучше плавать по морю в утлой ладье, чем сказывать тайны злоязычной жене: ладья только тело потопит, а злая жена всего и с душою погубит.
Кто поддался страстям плотским, тот стал рабом своих похотений. Дети бегают от безумца, а грешники — от трудов спасительных. Нечистый ум не рождает чистого слова.
Мудрый наставник утешает в земных скорбях, но не так, как утешает их смерть.
Пчела на звон летит, а мудрый спешит туда, где слышит полезное слово.
Отец и мать любят тех детей, которые крепко держатся их слова и подражают их добрым нравам, — а Бог любит того, кто исполняет его заповеди.
Трудно сердцу сохранить добро втайне, а проявление зла причиняет человеку погибель.
Уродует свой ум тот человек, который не любит нрава и бесед добрых людей.
Как без торной дороги нельзя ехать прямо и безопасно, так и тот кто живет лукаво, не избежит погибели.
Позднее наставление редко бывает успешно.
Вороны рады трупу, а лукавые люди — падению брата.
Жемчуг бывает в раковине, а Бог — в смиренной душе.
Что играть острым ножом, то и дружбу водить с распутным человеком: и в том, и другом опасность.
Пчела летит прочь от дыма, а Бог удаляется от гордой души.
Кто ленив к трудам, тот не знает и настоящего покоя.
Солнце разгоняет и уничтожает тьму, а тщеславие — добрые дела.
Ленивый хуже больного: больной, если уж не может делать и лежит то и не ест; а ленивый, хотя и лежит и ничего не делает, а все же ест.
Камень неподвижен ни на добро, ни на зло; так и глупый негоден ни на доброе, ни на худое.
Жернова меняют имя пшенице, которая после них уже называется мукой; а человеку меняет имя Святое Крещение.
Как солнце светит всем людям, так и мудрость светит всем их душам.
У того сильна душа, у кого немощна плоть.
Тогда суд убогим право правится, когда их судья не богатеет.
Не тогда город крепок, когда огражден каменными стенами, а тогда, когда граждане его крепки целомудрием и правдою.
У скупого дом — что темная ночь: от многих он скрывает солнечный свет (то есть счастие, которое скупец мог бы дать им).
Счастлив тот человек, у кого ум занят добрым: он стремится от земли на небо.
Молчаливый человек — что сосуд закупоренный, не узнаешь, что есть в нем.
Не прилепляйся к тем, кои не прилепляются к добрым делам. Кто часто вспоминает Бога, тот редко вспоминает грехи. Склоняй очи долу от неподобающего видения, чтобы твои душевные очи простирались к вечному.
Ни волк волка, ни змея змею не губит: а человек человека губит. Кто право судит сиротам и вдовицам, тот Вышнему сотрудник.
Ум мудрого то же, что море: он не только реки, но и ручьи принимает в себя (все принимает к сведению на пользу).
Рысь пестра снаружи, а лукавые люди — внутри.
Пьяный хуже бесноватого лунатика: тот только на новые месяцы беснуется, а пьяный — каждый день и притом добровольно.
Чурбан лучше пьяного: он вовсе не говорит, ни худого, ни хорошего, а пьяный только и говорит одно худое.
Пес лучше злого раба: он лает за господина, а тот на господина.
Лучше ездить на коне необъезженном, чем держать совет с человеком безумным.
Что ноготь на теле, то и глупец между людьми: оба ни на что не годны.
Клеветник злее волка: волк ищет только мяса, а клеветник — ищет совсем человека загубить.
Некрасно видеть бедняка на разукрашенном коне, но еще хуже того видеть глупый ум в красивом теле.
Красота лица без ума напоминает скомороха: как тот, хотя и некрасив собой, но личину надевает красивую, так и глупец, хотя и красив лицом, но умом скуден.
Начитанный, но недалекий умом человек похож на слепца: как слепой, идя по дороге, находит путь палкою, а если свести его с дороги, то уже не знает, куда идти, — так и книжный, но не умный человек при людях глупых охотно ведет речь, а при мудрых поневоле молчит.
Мудрый человек без книг, что щит без подпорок, — пока нет ветра, он стоит, а как только подул на него ветер, он падает, потому что у него нет опоры в умных книгах.
Ум да ученость — это два глаза на челе человека.
Кто попал в плен, тот поневоле готов на всякую беду; так и ум, если не устоит в своем чину, готов бывает на всякий грех.
Как мать, и не хотя, лечит больное дитя, — так и Бог, и не хотя, наказывает печалями человека грешного.
Союз духовной любви не расторгается разлукою телесной, но еще больше стремятся их души к общению любви.