Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Древнерусское поучение на 1-ю неделю Великого поста



 

Видели ли, возлюбленные, на самом деле пользу поста? Кто узнал его на опыте в сию неделю, тот уразумеет, что пост более приблизил его к Богу, — и продолжит подвиг поста в следующие недели. А кто не постился, тот не знает пользы поста. Кто никогда не вкушал сахару или хлеба из лучшей пшеничной муки, как тому объяснить сладость их? Хотя бы я и много стал хвалить их, слушающий не поймет. Достоинство же поста сами вы видите: ниоткуда нет никакой ссоры, никаких оскорблений друг другу, везде молчание и тишина; пост и молитва пресекли злые наши обычаи. Итак, не отложим, братия, начатого поста. Первая неделя прошла; с тем большей бодростью будем проходить прочие, помня, что с ревностью должно стремиться ко всему доброму. Послушайте, что говорит блаженный Апостол: «...задняя забывая, в предняя же простираяся» (Флп. 3; 13), — и размыслите о том, возлюбленные.

Семь недель в Святом посте. И седьмая неделя досточтимее всех, она и Великой называется не потому, что в ней более часов, чем в прочих, но потому, что в ней совершились великие тайны, разумею Страсти Господни. Потому эта неделя и больше первой, как царь более князя, князь — воеводы, воевода — боярина, боярин — сотника сотник — пятидесятника, пятидесятник — слуги. Размыслите же, братия: если бы кто-нибудь имел дело до царя, то наперед обратился бы к низшим слугам его, а чрез них дошел бы и до великих, чтобы об нем доложили. Если же в чем виноват, то весьма бы стал заботиться, как бы оправдаться. Так и мы, братия, желая не только явиться Небесному Царю, но и принять Его в сердце своем, чрез Причащение Святых Таин, должны при помощи сих святых недель поста приблизиться к Богу.

При этом я хочу сказать вам некоторую притчу. В одной стране был царь, весьма добрый и щедроподательный; всех равно он любил, как своих детей, и всех равно принимал, и не только промышлял о телах их, но и о душе каждого заботился. И земля та кипела обилием благ, как сказано у Давида: «...от плода пшеницы, вина и елея своего умножишася» (Пс. 4; 8). Постоянным занятием царя было подавать нуждающимся; да и заповедь он положил, чтобы имеющие подавали неимущим. Как пишется в Деяниех Апостольских: «Народу же веровавшему бе душа едина, и даяшеся коемуждо, егоже аще кто требоваше» (Деян. 4; 32, 35). Так было и в стране той, и таков был царь тот. У этого доброго царя было семь дочерей, весьма красивых. И заповедал он всем своим поданным (желая испытать их), чтобы они пришли и почтили его дочерей дарами. Посадил он дочерей своих по рождению: меньшую подалее от себя, а старшую подле себя. И некоторые почтили всех равно и тем угодили царю. А другие худо поступили: меньшую хорошо почтили, а прочих только приветствовали и прошли мимо. Видев это, добрый царь переменил милосердие на гнев, и повелел слугам своим изгнать недостойных от лица своего.

Хотите ли знать, возлюбленные, кто сей царь? Скоро соображающие умом уже поняли, а прочим я скажу: Царь есть Благий всех Бог. Земля, кипящая всеми благами, есть Церковь. Все вы знаете, сколько в ней благ, в ней спасаются души всего мира. В ней закон, и Пророки, и Сам Господь, Который нас ради сошел с Небес и стал человеком, нам подобным, распят за нас, умер, потом послал Своих Апостолов, зовя нас чрез них в Свое Царство. Ибо всегда взывает к нам чрез святых Евангелистов: «Приидите ко Мне еси труждающиися и обремененнии..». (Мф. 11; 28), — и: «грядущаго ко Мне не изжену вон» (Ин. 6; 37). Что может быть более такой благости! А семь дочерей царских — семь недель Святого поста, которые повелел нам Господь пред всеми днями года чтить постом, молитвой и милостыней. Итак, если мы хорошо почтили первую неделю, т.е. (по притче) меньшую дочь царя, которая подалее других сидела от отца, как же можем пройти мимо всех прочих? Что скажем Господу в Страшный день Суда, какой дадим ответ в том, что не хотим соблюдать себя в чистоте и в прочие дни поста? — Умоляю вас: не мудрствуйте, не говорите так: "Не можем все дни проводить одинаково". Худое это извинение и полное вины! Если мы могли провести первую неделю в посте, после толикого объедения и пьянства, то тем более, привыкши к доброму, можем прочии недели провести в посте и тем угодить Богу, и спасти, и освятить свои души. Не принуждаю вас поститься и подвизаться сверх силы, но сколько кто может, по силе. Только отвергнем от себя житейские заботы, невоздержание, пьянство, зависть, клевету, памятозлобие, блуд и лихоимство. Богатые, преимущественно пред прочими днями творите милостыню, чтобы, с чистой совестью приступив к Христовым Таинам, причастившись Пречестнаго Тела Христова, получить жизнь вечную; воздайте благодарение убогим, которые непрестанно за всех молятся Богу. Требования сии не тяжки, если захотим их исполнить. — Только не обленимся, не придем в уныние. Не погубим труда, который понесли мы в первую неделю. Богу нашему слава, всегда, ныне и присно.

(Из рукописного "Сборника " XIV в. Библиотека Троице-Сергиевой Лавры)

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.