Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Древнерусское поучение в неделю сыропустную



 

Братие, послушайте моего слова, отверзши мысленные двери вашего ума. С радостью встретим Святой пост. О, каким легким путем ныне ведет нас Господь Бог наш в Свое бесконечное Царство! Он говорит: «Аще отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш Небесный; аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш отпустит вам согрешений ваших» (Мф. 6; 14, 15); в «нюже (в какую) меру сами мерите, возмерится и вам» (Мф. 7; 2). Апостол Христов Иоанн Богослов говорит: «Аще кто ренет, яко люблю Бога, а брата своего ненавидит, ложь есть; ибо нелюбяй брата своего его же виде, Бога, Егоже не виде, како может любити?» (1 Ин. 4; 20). Ясно, что такой человек и Бога не любит, потому что повеления Божия не соблюдает. Напрасно такой и в церковь ходит, напрасно и молится сими словами: "Отче наш, остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим". Такой человек вместо милости Божией навлекает гнев Божий на свою голову, без пользы он и постится, ибо так говорит Господь через Пророка: вот, вы поститесь для ссор и распрей; таков ли тот пост, который Я избрал? Отвергни от себя всякую неправду, и духом смиренным и сердцем сокрушенным воззови ко Мне, и Я услышу тебя, и дам тебе по прошению сердца твоего.

Итак, если мы будем истинно, нелицемерно каяться и воздерживаться не только от мяса, но и от клеветы и зависти, от гнева и ярости, от блуда и самохвальства, от злопамятства и всякого зла, — вот если мы отстанем от всего этого, то услышим Господа, глаголющего к нам: «Во время приятно послушах тебе, и в день спасения помогох ти». Се ныне настало время благоприятное, вот ныне пришли дни спасения (2 Кор. 6; 2), — этот святой Великий пост четыредесятидневный, вступая в который — очистим и душу, и тело свое от скверных помыслов и грешных дел и приближимся к Богу чистотою и постом, омывая свои прегрешения молитвами и слезами. Не людям будем показывать наше пощение, а Господу, Который ведает все тайны сердец наших, все наши дела и помыслы сердечные, за которые мы будем отвечать пред Ним в Страшный день Судный.

Итак, братие, постарайтесь исполнить все повеленное Богом. Ведь вовсе не так трудно, как кажется нам, например, подавить в себе гнев, совсем не тяжело накормить голодного, одеть нагого или принять и упокоить странника, а между тем, милуя и принимая к себе таких несчастных бедняков, мы принимаем Самого Христа, Который Сам ради нас сделался странником, сошел с Неба на землю, от славы — в нищету, чтобы нас, удалившихся от Него, возвратить в первобытное достоинство, которого мы лишились по зависти диавола. Вот для исцеления сей-то раны и положил Господь сей Святой пост. И в Ветхом Завете мы видим примеры Святого поста: Моисей постился 40 дней и беседовал с Самим Богом лицом к лицу, и просветилось лицо его, подобно солнцу, от славы Божией, так что никто не мог смотреть на него, и он закрывал лицо свое, как говорится в Библии; постился и Илия Пророк 40 дней и не видел смерти, но взят был на колеснице огненной яко вихрем на небо; постился Даниил Пророк и укротил львов. Постились также и другие праведники и сотворили много великих чудес, и память о них переходит из рода в род. Наконец, постился и Сам Господь Бог наш 40 дней, хотя и не имел нужды в пощении, а только желал дать нам пример победы над врагом, и тем очистить наши души и тела, многими грехами оскверненные.

Посему будем поститься и мы, возлюбленные, будем подражать оным святым. Пост очищает душу и просвещает тело, и возводит нас на Небо, и уподобляет Ангелам, и приближает к Богу, и вводит в святой Рай. Послушам, братие, Самого Господа, Который поучает нас во Святом Евангелии и говорит: «...егда поститеся, не будите якоже лицемеры сетующее» (Мф. 6; 16), показывающие вид печальный, чтобы их прославляли люди, но будьте лицом светлы и сердцем добры, подавая милостыню убогим. Поревнуем же, братие, тем святым праведникам, будем творить дела, какие они творили, ведь и они были такие же люди, как и мы, но они победили всякую страсть, умертвили гнев и ярость, и похоть плотскую, презрели сию суетную жизнь и возлюбили вечную. Вот Господь ими и осудит нас, скажет нам: почему же сии так хорошо жили и добро делали, а вы, вот, развратились? — Не дай Бог, братие, услышать нам сие! Дай Бог нам потрудиться теперь в сии святые дни постные и услышать святый оный глас, глаголющий: «Приидите, благословеннии Отца Моего», прийдите, сыны света, алкавшие и жаждавшие, «и пришлите уготованное вам Царствие от сложения мира!» Сие буди всем нам получити о Христе Иисусе Господе нашем, Ему же слава во веки!

(Из Рукописного "Сборника " XVI в. Библиотека Троице-Сергиевой Лавры)

 

Прощенное воскресенье

 

В последнее воскресенье пред Великим постом читаются на литургии во Святом Евангелии слова Господа: «Аще отпущаете человеком согрешения их, отпустит и Вам Отец ваш Небесный; аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш Небесный отпустит вам согрешений ваших». Оттого и называется этот день "прощенным воскресеньем". И, действительно, в этот день все добрые христиане просят друг у друга прощения: дети просят прощения у родителей, братья, сестры, все семейные и соседи — друг у друга, младшие — у старших, и все — у своего отца духовного; в этот день добрые хозяева прощаются со своею прислугой, купцы — с приказчиками, подчиненные — с начальниками; в христианских православных домах везде слышится достолюбезное слово: «простите Христа ради». Вот — истинно святой, истинно христианский обычай! Подите в этот день в какую-нибудь святую обитель, войдите после вечерни в монастырский храм или в братскую трапезу, и вы увидите здесь поистине трогательный обряд: вся братия, от самого настоятеля до последнего послушника, монашествующие в мантиях, при тихом умилительном пении тропарей: "Покаяния отверзи ми двери..." или ирмосов: "Помощник и покровитель" — кланяются друг другу в ноги, просят взаимного прощения и со словами: "Христос посреди нас — и есть и будет", — целуют друг друга в плечи...

И вспоминается при этом другая картина всеобщего торжества братской любви — на Святую Пасху, с той лишь разницей, что тогда от избытка радости обнимая друг друга, христиане восклицают "Христос воскресе — воистину воскресе!", — а теперь слышится только смиренное слово "прости". Вот отчего, может быть, и произошел в некоторых обителях обычай петь после вечерни в Прощенное воскресенье канон Пасхи с торжественными стихирами: "Пасха священная нам днесь показася...". Всеобщее примирение друг с другом, действительно, приводит на память пасхальное приглашение Церкви: «...И ненавидящим нас простим вся воскресением!..»

Брат-христианин! И мы с тобой — не Ангелы. И у каждого из нас есть если не враги, то все же такие люди, которые имеют нечто против нас. Пойдем же к ним сегодня, поклонимся смиренно каждому из них и скажем: прости, брат, меня грешного ради Господа, ради святых дней покаяния! Завтра — Великий пост, дни примирения грешников с Богом, но прежде, брат, надо нам примириться друг с другом, чтобы с мирным сердцем, с мирною душою просить у Бога прощения. Завтра — Чистый Понедельник, очистим же себя прежде всего от всякого чувства небратского, чтобы с чистою совестью сказать Отцу Небесному: "Отче наш!... остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим!" Довольно грешить! Не все же оскорблять нам Бога и тешить врага враждою и злопомнением! Что, если застанет нас смерть во взаимной вражде? Ведь для таких нет входа в Царствие Божие! Таких свяжут и бросят во тьму кромешнюю... И как прибегнуть к Богу с покаянием, когда совесть осквернена неудовольствием на ближнего и самооправданием?

 

358. Покаемся!

 

«Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы» (Мф. 11; 28)

Для согрешивших по святом Крещении едина надежда осталась — истинное покаяние. Слава Богу о сем, слава Богу, еще мы не погибли. Грешники! Еще осталась надежда для нас, еще щедроты Божий не скончалися, еще покаяние грешникам проповедуется, еще милость Царя Небесного везде благовествуется, еще двери милосердия не затворены, еще благодать Божия всем доступна, еще Евангелие и Агнец Божий, вземляй грехи мира, проповедуется, еще Царствие Божие возвещается, еще кающиеся грешники спасаются, и мытари, и любодеи, очистившиеся покаянием, входят в Царствие Божие; еще Бог милосердный всех отвратившихся к Себе призывает и ожидает, и обещает милость; еще Отец чадолюбивый приемлет блудных сынов, от страны дальней возвращающихся, и отверзает им двери дома Своего, и в первую облекает их одежду, и дает перстень каждому на руку, и сапоги на ноги, и всей Церкви Своей Святой велит радоваться о них: "Радуйтесь, Ангелы и все избранники Мои! Грешники ко Мне обращаются, человеки, создание Мое, по образу Моему и по подобию сотворенные, грешники погибшие спасаются, мертвые оживляются, погибшие обретаются". Слава благости Его, слава человеколюбию Его, слава милосердию Его, слава щедротам Его! Бедные грешники! Что же мы медлим в дальней стране и не идем к Отцу нашему? Что гладом гибнем? Что беззакониями, аки рожцами, питаемся? В дому Отца нашего всякое изобилие есть: там и наемники до избытка насыщаются. С великим усердием и желанием ждет Отец наш нас, возвращающихся к Нему издалеча любезно увидит нас и милосердными очами воззрит на нас, и милы будем Ему, и грехов наших и беззаконий наших не помянет к тому, и начнут о нас радоваться и веселиться все святые Ангелы и избранные Его. Придем же в себя и, восставши, пойдем, и поспешим к Отцу нашему, и пусть каждый из нас скажет Ему со смирением и жалением: «Отче! согреших на небо и пред Тобою, и уже несмь достоин нарещися сын Твой; сотвори мя яко единаго от наемник Твоих!» Поспешим, поспешим, грешники, пока время не ушло, пока Отец ждет, пока двери дома Его святого не затворены. Покаемся, пока милосердие Божие действует, да не познаем на себе дело правды Божией — вечного Суда! Аминь.

(Из творений святителя Тихона, епископа Задонского)

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.