Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Святая вода Богоявленская



Троицкие Листки

(духовно-нравственное чтение для народа, публикуемое в конце 19 века) № 351 - 400

 

 

351. Святая вода Богоявленская. 2

352. Родители, берегите детей своих! 4

353. Древнерусское поучение на притчу о мытаре и фарисее. 5

Себя не хвали и людей не суди. 6

354. "Бегайте блудодеяния!". 7

355. Уроки мудрости (из книги Иисуса сына Сирахова) 8

Бойся Бога. 8

Избегай греха. 8

Почитай служителей Божиих и своих родителей. 9

Ищи людей мудрых и друзей верных. 9

Особо храни уста твои. 9

356. Убоимся Страшного Суда Божия! 9

Древнерусское поучение в неделю мясопустную.. 10

357. Древнерусское поучение в неделю сыропустную. 11

Прощенное воскресенье. 12

358. Покаемся! 13

Древнерусское поучение на 1-ю неделю Великого поста. 13

359. Древнерусское поучение на 2-ю неделю Великого поста. 14

Пост телесный и пост душевный. 15

360. Уроки мудрости (из книги Иисуса сына Сирахова) 16

Не помни зла. 16

Будучи в почете, не возносись. 16

Будь малым доволен и бедности не забывай. 16

Почитай врача — его искусство от Бога. 17

Блюди сие: 17

Помни: 17

361. Хлеб небесный. 17

362. Для чего мы творим крестное знамение?. 19

Древнерусское поучение на 3-ю неделю Великого поста. 19

363. Первозванный Апостол Христов. 20

364. Равноапостольная Ольга. 22

365. Русские первомученики. 23

Остатки идолопоклонства. 24

366. Избрание веры.. 25

367. Крещение Руси. 26

368. Владимир — христианин. 27

369. Святой Алексий, человек Божий. 28

370. Крест — наш щит и ограда. 30

371. День Креста. 32

372. Почему так сладостна песнь "Христос воскресе!". 33

Пасхальный привет. 34

373. Добрые ли мы дети матери Церкви?. 35

374. Дух Святый — наш вождь ко спасению.. 36

375. «Не мнози учителие бывайте!» (Иак.3.1) 38

376. Святые бессребреники Косма и Дамиан. 39

377. Чему учат нас муравей и пчела?. 41

378. Слава Христова Преображения. 42

379 Урок из науки хорошо умирать. 44

380. Нерукотворенный образ Спасителя. 45

381. Пьянство без вина. Доброе слово любителям суеты мирской. 47

382. Всемирная радость о Рождестве Богоматери. 48

383. Крест — венец чудес Христовых. 50

384. Во всем на Бога полагайся, и врагу не мсти. 51

385. Церковь Христова непобедимая. 53

386. Страшное дело — клятва родительская! 54

387. Гнев и злопамятность. 56

388. Блудный сын — образец покаяния. 57

389. Так ли мы любим согрешающих?. 59

390. Алфавит духовный. 60

391. Причащение в пустыне. 61

392. Доброе слово старца-инока мирянину. 63

393. Братья и сестры.. 65

394. Обет Богоотцов и наши обещания. 66

«Бог поругаем не бывает» (Гал. 6; 7) 67

395. Милостыня от нищеты.. 68

396. Почему святитель Николай Чудотворец изображается на иконах с церковью и мечом в руках?. 69

397. Благодатное оружие на греховные помыслы.. 70

Против чревоугодия. 71

Против блудной страсти. 71

Против сребролюбия. 71

Против гнева. 71

Против печали. 72

Против уныния (нечувствия, разленения, скуки, отчаяния) 72

Против тщеславия. 72

Против гордости. 72

398. Святки. 73

399. При встрече Нового года. 74

400. Христова Церковь пребудет до скончания века. 76

 

Святая вода Богоявленская

 

Замечательную особенность праздника Богоявления Господня в церковном Богослужении составляют два великих водоосвящения, называемые так, в отличие от малых, которые совершаются при обыкновенных молебствиях во всякое время по благочестивому усердию желающих.

Одно из великих водоосвящений совершается накануне праздника, или в сочельник, по окончании Богослужения. Это первое великое водоосвящение совершается в церкви, — в воспоминание того древнего обычая, по которому в это время крестили оглашенных, или новообращенных, из иудеев и язычников. А другое водоосвящение совершается торжественно с крестным ходом в самый день Богоявления после литургии, на реках или других источниках, и даже на прудах и при колодцах, — в воспоминание Крещения Спасителя от Иоанна на Иордане. Отчего и самый крестный ход на воду в этот день называется «ходом на Иордан»; и самое то место, где погружается в воду животворящий Крест, изображающий Самого Христа, — называется «Иорданом».

Та и другая вода, освященная в это время троекратным погружением в нее святаго Животворящаго Креста после великих, трогательных и знаменательных молитв и песнопений, имеет одинаковую святость и называется «святой богоявленской водой», которая, по свидетельству святителя Златоуста, "никогда не портится в домах верующих и берегущих ее как святыню, с уважением". Этого не может быть с обыкновенной, простой, неосвященной водой, что могут подтвердить на опыте и ныне все благочестивые христиане.

Вода богоявленская так важна и так необходима для всех христиан, что они непременно должны иметь ее в своих домах для освящения ей себя и своих грешных жилищ, и для употребления оной прежде вкушения обыкновенной пищи и пития, для сохранения себя в здравии и для избавления себя от различных недугов и болезней. Даже были многократные примеры и того, что некоторые несчастные, подверженные сильному пьянству или запою, а также одержимые припадками и беснованием, после долговременного (например шестинедельного) употребления этой богоявленской воды натощак, по силе веры в чудодейственную ее силу, исцелялись навсегда от своих страшных недугов.

Самое вкушение этой воды в церковных книгах называется причащением; конечно, не в том смысле, чтоб оно могло иметь такую же божественную силу, как самое Причащение Тела и Крови Иисуса Христа, — но в том, что для некоторых лиц, за тяжкие грехи отлученных от святого Причащения, она назначалась вместо самого Причащения Святых Христовых Таин. А в местах, отдаленных от храма, эта вода, называемая по-гречески "агиасмою", то есть святыней, не без особенной пользы и отрады для души умирающего может быть ему преподаваема вместе с пасхальным артосом (или отдельно), как напоминание о святом Причащении.

Но не выведите отсюда того заключения, будто и во всех других случаях можно заменять святое Причащение Тела и Крови Христовой этой водой, как это силятся доказать наши раскольники, не имеющие возможности, при своем самовольном отступлении от Святой Церкви, причащаться Святых Христовых Таин. Важна и свята богоявленская вода, но она никогда не может заменить вполне святое приобщение великих, принебесных, Святых Божественных Христовых Таин. Она должна быть нами употребляема в той уверенности, что она служит "к избавлению грехов, исцелению души и тела, и на всякую пользу изрядную и к отгнанию всякого навета видимых и невидимых врагов", — как и говорит нам это Святая Церковь, освящающая эту воду благодатию Святаго Духа.

Некоторые в самую полночь почерпают воду из рек или источников и, смешивая ее вместе с освященной накануне или в самый день Крещения водой, также хранят ее благоговейно для священного употребления. Обычай почерпать воду в полночь накануне Богоявления имеет то основание, что Спаситель, по преданию, крестился от Иоанна именно в полночь, а это такое для нас знаменательное время, когда совершились и многие другие события Ветхого и Нового Завета. На основании этого предания и доселе иерусалимские христиане из местных жителей и путешественников-богомольцев, приходящих на поклонение Святым местам, с вечера, накануне праздника Богоявления, на реке Иордан, близ того места, где, по преданию, крестился Иисус Христос, собираются в огромном множестве с зажженными свечами и со священными песнопениями. И дожидаются, пока в самую полночь не начнется Великое водоосвящение с троекратным погружением Креста, после чего все спешат взять себе святой воды и сами погрузиться в священные струи священной реки. На основании этого предания, еще во времена святого Иоанна Златоуста у христиан был обычай и в прочих реках и источниках почерпывать воду в полночь на Богоявление и сохранять ее как святыню, для употребления в течение целого года.

Но, хваля добрые обычаи христиан, сохранившиеся до сего времени от древних времен, мы, к прискорбию, должны заметить, что некоторые из христиан и особенно простых, необразованных людей мало понимают святость и силу этой богоявленской воды и не умеют обходиться с ней, как с великой святыней. Так, иные в Навечерие Богоявления, не дожидаясь окончания Богослужения, с шумом и криком бросаются черпать ее без всякого благоговения и страха Божия. При этом многие друг друга толкают и проливают святую воду напрасно. И отсюда происходит между ними то страшная давка, то даже открытая брань.

Христиане православные! Устрашитесь Божия гнева за такое поругание святой, богоявленской воды и за такое страшное поругание святого храма, который обращается вами в это время, не в дом молитвы, а «в вертеп разбойников» (Мк. 14; 11,17). Именем Святой Церкви всех вас прошу: после окончания Великого освящения воды, когда будете почерпывать освященную воду, помните, что это — святыня, которую нужно брать «с благоговением и страхом Божиим», не борзясь и не толкаясь в шумном беспорядке. Иначе благодать Божия, которую мы призовем на эту воду молитвами Святой Церкви, отступит от ваших сердец! И самая святая вода, добытая вами с насилием, шумом и обидой ближнего, как и всякая святыня, при таких условиях обратится для вас, вместо здравия души и тела только в осуждение от Бога и добрых людей.

Не скверните того, что Сам Бог освятил, а «почерните воду с веселием» (Ис. 12; 3), в тишине души и тела, с полным благоговением! Нет особенной нужды набирать воды более надлежащего. В случае ее умаления она может быть разбавлена и простой, чистой, или в другое время освященной водою, не теряя чрез то своей благодатной силы даже и в малейших ее каплях.

Братие и чада о Христе! Еще раз, именем Церкви Святой, общей нашей Матери, и прошу, и молю вас о том, чтобы вы подходили к почерпыванию святой воды по окончании всего вечернего богослужения не иначе, как с благоговением, в полной тишине и совершенном порядке, без шума, толкотни и давки.

И да не будет этот мой совет только гласом, понапрасну раздающимся в пустыне, для людей с окаменелым слухом и сердцем! Надеюсь, что люди умные и добрые этот благой совет исполнят, зная несомненно из уст святой Церкви, что «благодать Святого Духа невидимо подавается от Христа Бога и Спаса душ наших» только верно и благоговейно «почерпающим святую богоявленскую воду». Аминь.

(Из "Проповедей " протоиерея Иоанна Полисадова)

 

352. Родители, берегите детей своих!

 

«Блюдите, да не презрите единаго от малых сих: глаголю бо вам, яко Ангели их на небесех выну видят лице Отца Моего Небесного» (Мф. 18; 10). Так говорил Господь и Спаситель наш Иисус Христос, с отеческой любовью обнимая и лаская, и благословляя малюток, детей, которых благочестивые матери приносили и приводили к Нему, чтобы Он возложил на них Свои Божественные руки. Которая из вас, добрые христианки-матери, всем сердцем не пожелала бы быть в числе этих счастливиц — матерей времен Евангельских? Кто из вас не скажет: "Ах, если б и теперь можно было, как тогда, подвести мое дитя ко Христу Спасителю, наклонить его детскую головку под Его руку Божественную, а самой упасть бы к Его Пречистым стопам и прикоснуться хотя к краю одежды Его!" — Благо желание вашего доброго смиренного сердца, почтенные матери, но ведаете ли, что все это и теперь возможно, возможно даже более, чем тогда? — «Иисус Христос вчера и днесь, Той оке и во веки» (Евр. 13; 8). Он и теперь, и всегда всех зовет к Себе: «Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии» (Мф. 11; 28), а о детях даже строго заповедует: «...оставите детей приходити ко Мне и не браните» — не препятствуйте «им, таковых бо есть царствие Божие» (Лк. 18; 16). Спросите: как же это? — Очень просто: чаще приносите своих малюток в храм Божий, чаще причащайте их Крови Христовой, чаще наклоняйте их головки под благословляющую именем Господним руку священнослужителя, и Господь не только благословит их, но и соединит с Собою, соделает их Своими чадами по благодати... Слышите, что Сам Он говорит? «Ядый (ядущий) Мою плоть и пияй (пиющий) Мою кровь во Мне пребывает и Аз в нем» (Ин. 6; 56). Что ближе, что теснее сего соединения с Господом? Ваши дети — Христовы дети; вы дали им жизнь временную, а Он даст им вечную, вы питаете их млеком от сосцев своих, а Он — самою Пречистою Кровию Своею, от Святой Чаши, как бы из самого Его ребра, копием прободенного, источаемою... Это ли не любовь? Это ли не величайшее для вас счастие?

Но, добрые родители, если вы хотите, чтобы ваши дети навсегда остались детьми Христовыми, то слышите что говорит Христос? «Блюдите, да не презрите единого от малых сих». Смотрите, берегите сих малюток, берегите их невинность и детскую простоту, как зеницу ока, как хороший садовник бережет нежный цветок от ветра и зноя, от непогоды и света. Берегите ваших детей от всего, что может заразить их нежные, простые сердца, запятнать их светлые, чистые души. Берегите их от соблазна и помните: «Иже аще приемлет отроча — кто заботится о дитяти, кто бережет его душу — тот Мене приемлет, — глаголет Христос, — а иже аще соблазнит единаго малых сих верующих в Мя, уне — лучше есть ему, да обесится жернов осельский на выю его» — если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его в глубине морской! (Мф. 18; 5, 6). К вам, наипаче к вам относится это грозное слово Христово, отцы и матери! Вы прежде всех дадите Богу ответ за погибших детей своих! Ваша святая обязанность — быть их Ангелами-хранителями во плоти с самой колыбели, с первых дней их младенческой жизни! Но все ли понимают эту святую обязанность? Все ли ее исполняют? Вот мать подносит малютку лет двух или трех к Причащению Святых Таин Христовых — дитя и бьется, и плачет, и кричит... Что это значит? А это значит то, что неразумная мать или нянька, когда дитя плакало почему-либо дома, пугала его именем священника (попа): "А вот я тебя ему отдам, вот он идет!" Боже мой! До чего может дойти неразумие человеческое! Служители алтаря Твоего выставляют младенцу, как пугало, своего отца духовного, каким-то волком или зверем лютым представляют. И это вместо того, чтобы внушать младенцу любовь и привязанность к священнику Божию, его будущему отцу духовному, вместо того, чтобы приучать малютку взирать с почтением и любовью на служителя Таин Божиих! Да еще говорят: "Дитя ничего не понимает!" — Нет, стало быть понимает, когда вот оно и бьется, и кричит, когда видит священника. А священник-то в это время держит в руках Самого Господа Иисуса Христа, во Святых Своих Таинах неизреченно сущаго...

Болит сердце, братие, когда приходится говорить о таком неразумии. Не к православным бы христианам говорить о том! Но приходится говорить, ибо от неразумия родителей терпят вред души их детей, а Господь говорит: смотрите, берегите малюток своих!

Но вот ваши дети подросли и играют на улице с товарищами. А вам прибавилось заботы. Где они играют? С кем играют? Как играют? Ныне в редком селении нет корчемницы; в этом жилище пьяного разгула постоянно слышатся или непристойные песни, или сквернословие и всякая брань... Окна открыты, и далеко слышны гнилые слова. Что, если ваши дети расположились играть тут же, около этого пьяного места? Что, если они наслушаются тут гнилых речей и станут потом повторять их, — ведь дети на все переимчивы? Долго ли до греха? Поберегите же их, не позволяйте им близко подходить к корчемнице... Опять— с кем играют? Не с такими ли товарищами, которые уже испорчены, у которых гнилое слово не сходит с уст? Гоните же дальше таких товарищей от своих детей! Еще — как играют? Есть игры, о которых лучше бы и не знать вашим детям. Орлянка, например, пробуждает в детях зависть и может повести к краже. Поиграть хочется, а денег нет: где взять? — и украдет. Играя, дети иногда разоряют гнезда птичек, ловят птенцов и безжалостно общипывают их, мучат домашних животных. Не позволяйте детям ничего подобного. Если увидите, — пристыдите их, скажите, что за это и Бог накажет, и добрые люди будут бранить. А не послушают — накажите их властию родительской. Бывает, что дети воруют у соседей яблоки, ягоды или еще что подобное. Сохрани Бог смотреть на это, как говорится, сквозь пальцы, снисходительно! Необходимо строже взыскивать за это. Украл ребенок яблоко у соседа, поймал ты его, просит он прощения — скажи ему прямо, что ты сам простить его не можешь, что он должен просить прощения у соседа, у кого украл, — и отведи его к хозяину яблони, и оба вместе пристыдите его, и покажите, как это гадко — быть вором. Вот ему и памятно будет, и в другой раз не решится на эту шалость.

Вот, наконец, ваши дети и совсем взрослыми стали. Ваш сын — жених, ваша дочь — невеста. О, родители! Удвойте, утройте теперь свои о них попечения. Юность неопытна, юность доверчива, между тем в юности-то и пробуждаются страсти, — недаром Священное Писание сравнивает самовольного юношу с необъезженным конем (Сир. 30; 8), а дочь называет тайной постоянной заботой для отца (Сир. 42; 9). Вспомните свою молодость — вспомните, как легко могли вы тогда потерять невинность и развратиться, если бы не следил за вами зоркий глаз стариков-родителей! Берегите же и вы своих детей! Вот, например, есть у вас по деревням обычай собираться молодым людям вместе на "засидки" да "посиделки". Если подруги-девицы собираются в одну избу, чтоб охотнее было работать в долгий осенний или зимний вечер, в этом нет еще худого; но худо то, что к ним приходят и юноши — вот уж им-то тут совсем бы делать нечего! Еще хуже то, что старшие иногда оставляют молодежь проводить вечер без себя: "Пусть де повеселятся, люди молодые, что им мешать". — Вот и веселятся юноши и девицы, и не от этого ли веселья бывает, что у них погасает ясный взор очей прежде времени, блекнет красота юности как нежный цветок? Берегите же, родители, этот прекрасный цветок, берегите чистоту души ваших детей и не пускайте их в такие собрания. А если уж искушение велико, если таковы мирские грешные обычаи, то кто мешает вам, старцы почтенные, собраться вместе да и порешить сообща, "на миру", чтобы не было впредь ничего подобного, чтобы юноши не смели проводить вечера с девицами, не гуляли бы в летнее время с ними до полуночи? Мирского решения нельзя не послушать, а если бы кто и не послушал, то мир нашел бы средство пристыдить и смирить ослушника... Помните, други, что ваши дети — Христовы дети, и вы за них ответ Христу Богу дадите!

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.