Шестьсот лет тому назад Москва была ничтожным городком, а еще на сто лет раньше она была просто деревней. Столицей Русской земли в то смутное время междоусобий княжеских были — то Владимир (на Клязьме), то Тверь, то Переяславль Залесский. И кто бы мог подумать тогда, что Москва — этот малолюдный городок — станет сердцем России, будет матерью городов русских взамен древнего Киева, который сначала был сожжен татарами, а потом захвачен был литовцами? — Но о чем не могли и гадать тогдашние Русские люди, то ясно провидел один из великих первосвятителей Русской земли, — провидел и предсказал славу будущего царственного града, и сам первый положил начало его возвеличения. Это был святитель Петр, митрополит Всероссийский. Вот краткие сведения об этом великом святителе, которому первопрестольная Москва обязана особым Божиим благословением.
Родился святой Петр на Волыни, и с малых лет отличался тихим и кротким нравом, любил читать слово Божие, а двенадцатилетним мальчиком ушел в монастырь. При всех трудах и послушаниях он находил особенное утешение в занятии иконописанием: взирая на лики святых Божиих, юноша умилялся душою и проливал слезы о своей нищете духовной. Двадцати лет он был пострижен в монашество, а потом почтен был и саном пресвитера. Его святая душа пожелала уединения и вот он удалился на берега реки Рати; но скоро сюда собралась к нему братия, основался монастырь и Петр стал игуменом. В 1305 году отошел ко Господу Всероссийский митрополит Максим, и Галицкий князь Юрий Львович умолил святого Петра идти в Царьград, к Вселенскому Патриарху Афанасию, просить митрополита для осиротевшей Русской земли. Не знал угодник Божий, что князь писал в прошении патриарху, чтобы самого посланца — смиренного игумена — возвел в сан митрополита, и велико было его удивление, когда блаженный патриарх провозгласил его первосвятителем Всероссийским. Святой Петр покорился избранию Божию и возвратился из Царьграда митрополитом сначала в Киев, а потом переехал во Владимир, где жил и умер его предшественник митрополит Максим. Нерадостно встретили князья нового митрополита. Нашелся даже из епископов клеветник, который тайно послал ложный донос на святителя Петра Вселенскому патриарху. Патриарх не поверил доносу; однако же для исследования дела послал доверенное лицо. Собрался Собор в Переяславле Залесском; были тут и епископы, и князья, и знатные бояре, — не было только благоверного Великого Князя Михаила Ярославовича Тверского, который не захотел быть свидетелем унижения первосвятителя России. Когда прочитали донос, то произошло сильное волнение между присутствовавшими. Немногие поверили доносу; остальные все восстали с негодованием против нелепой клеветы. Тогда святитель, желая прекратить волнение, сказал: "Возлюбленные братие и чада о Христе! Я не лучше пророка Ионы. Если из-за меня такое великое волнение, то выбросьте меня из среды своей!" — Это кроткое слово святителя тронуло всех до глубины души; все потребовали на лицо доносчика. Когда обнаружилось, что это Тверской епископ Андрей, все обратились на него с укоризною и посрамлением; но угодник Божий принял его под свою защиту: "Мир тебе, чадо, — сказал он Андрею: — не ты сие сотворил, а древний ненавистник рода человеческого — диавол. Отныне берегись лжи, а прошедшее да простит тебе Бог". Не правда ли — какой дивный достоподражаемый пример любви ко врагам своим!..
В 1313 году святитель Петр путешествовал в Орду, где испросил у хана Узбека милостивую грамоту, которая освобождала духовенство от всяких податей, и даже грозила смертью тому, кто похулит святую веру православную. Видно, что кроткий святитель Христов своими смиренными речами подействовал даже на жестокосердого хана татарского.
Несмотря на преклонность лет и слабость здоровья, несмотря на бездорожье того времени и разные опасности пути, святитель часто объезжал свои епархии, поучая всех вере и святой жизни. Учил он и своими посланиями, которые отличаются простотой и дышат чувством сердечной отеческой любви. "Дети, — пишет святитель, — чтите родных отца и матерь, и вы будете жить долго; кто бранит или бьет отца или матерь, тот умрет злою смертью, — «смерть грешников люта», - говорит Давид. Чтите своего духовного отца. Войдя в церковь, стойте со страхом, слушайте чтение Апостола и Евангелия и все, что поется. Кто говорит в церкви — это диавол шепчет в уши ваши... Оградитесь, дети, страхом Божиим; «всяко слово гнило да не исходит из уст ваших» (Еф. 5: 29). И Спаситель говорит: «от словес своих оправдашися, и от словес своих осудишися» (Мф. 12: 37). Поучайте детей своих удаляться от блуда и пьянства, волхвования, жадности к ростам, чтобы вам можно было сказать пред Богом: Господи! Се мы и дети, которых дал Ты нам!" — Особенно строго святитель Петр заповедует причащаться Святых Христовых Таин каждый великий пост. "Кто не принимает Святых Даров, — говорит он, —священники! Не благословляйте их! Не принимайте от них просфор и не ходите в дом их. Тот не христианин, кто не принимает Христова Дара... Горе не принимающему Святых Даров! На что он надеется? Кажется он человеком Божиим, а не принимает Тело Христово! Это —7 псы!" — Какой грозный урок раскольникам нашего времени, не имеющим у себя ни истинного священства, ни Святых Таин Христовых!..
Тяжело было угоднику Божию смотреть на усобицы княжеские; он не раз уговаривал князей жить мирно да любовно, не губить земли Русской из-за своих счетов корыстных; но его мало слушали. Только у благочестивого князя Московского Иоанна Даниловича святой Петр находил отдых душе своей. Любил этого доброго князя святитель Божий, и было за что любить его. Иоанн Данилович был так милостив, что постоянно носил с собою мешок с деньгами или — калиту, как говорилось в старину; оттого и самого князя прозвали Калитою. И князь любил святителя как родного отца, и вот на старости лет святитель оставил Владимир и совсем переселился в Москву, и своим переселением принес особое благословение Божие этому незнатному тогда городу. Провидел угодник Божий, что Москва соберет под своею сенью раздробленные части Русской земли, сплотит их в одно могучее царство и сделается славною столицей Великой Русской державы. Убеждая своего любимца — князя построить в Москве кафедральный храм Успения Богоматери, святитель пророчески говорил ему: "Если послушаешь меня, сын мой, то и сам прославишься с родом твоим более других князей, и город твой будет славен между русскими городами: святители будут жить в нем, руки его взыдут на плещи врагов его, и Бог прославится в нем". Послушался князь угодника Божия, и спешно началось построение храма; но еще скорее близился к концу подвигов своих святитель Петр. Он приготовил себе в новом храме каменный гроб. Незадолго до кончины его князь видел сон: ему представилась высокая гора со снегом на вершине; вдруг снег растаял и исчез. Приходит он и рассказывает свой сон святителю. Святой Петр говорит: "Высокая гора — ты, князь, а снег — я, смиренный; мне прежде тебя должно отойти из сей жизни в вечную". — И действительно, скоро он почувствовал приближение смерти, князя не было тогда в Москве; святой Петр позвал к себе тысяцкого Протасия Вельяминова и сказал ему: "Чадо, я отхожу от жития сего; оставляю сыну моему, возлюбленному князю Ивану, милость, мир и благословение от Бога, — ему и семени его до века. За то, что сын мой успокоил меня в старости, воздаст ему Господь сторицею, и не оскудеют от семени его обладающие местом его, и память его прославится". 21 Декабря 1326 года святителя Петра не стало. Князь поспешил в Москву на погребение его, и при самом погребении Бог уже прославил Своего угодника чудесными исцелениями. И ныне его нетленные мощи, открыто почивающие в заложенном им соборном храме Успения Пресвятой Богородицы, источают исцеления с верою притекающим к ним; и поныне православные русские люди в том же храме с благоговением чтут святые иконы, его святительскою рукою написанные...
Царские Псалмы
«Молю прежде всех творити молитвы, моления, прошения, благодарения, за вся человеки: за царя, и за всех, иже во власти суть» (1 Тим. 2; 1-2). В то время, когда святой Апостол Павел писал своему ученику, Апостолу Тимофею, сию заповедь, римский император был язычник; однако же вот и за царя — язычника святой Апостол повелевает «и умоляет творити молитвы прежде всех» — прежде чем за всех прочих людей. Так священна власть царская в очах святого Апостола! Как же после сего нам не молиться за своего Царя Православного прежде всех, прежде всякой другой молитвы? Он — Государь наш — есть первенец, первородный сын Церкви Божией, Он ее защитник и покровитель, — и святая Церковь возносит за Него свои молитвы прежде всяких других молитв, в самые первые минуты повседневного церковного Богослужения. Есть два псалма, 19-й и 20-й, которые справедливо называются царскими, потому что содержат в себе молитвенные благожелания народа своего Царю; — вот эти-то псалмы Святая Церковь и положила повторять почти каждый день в самом начале утрени, во исполнение вышеупомянутой заповеди святого Апостола. Войдем же в дух и смысл этих богодухновенных псалмов царственного певца Израилева, чтобы потом повторять их не только устами, но всем сердцем, всею душою.
Псалом 19-й
«Услышит тя Господь в день печали». Так народ, всем сердцем любящий своего царя, приветствует его своими благожеланиями. Да услышит тебя Господь, и всегда, когда бы ты ни воззвал к Нему, наипаче же в день печали, когда будешь особенно нуждаться в Его всесильной помощи и ободрении. Немало врагов у тебя и тайных и явных, да защитит же тебя от них страшное для всякой неправды «имя Бога Иаковля!» Нелегкое бремя несешь ты, Богом возлюбленный царь наш, хорошо нам жить за тобою, державный отец наш: ты один стоишь на страже царства, тебе вверенного, один за всех думаешь, один обо всех заботишься: да «послет ти помощь» Царь царствующих «от святаго» жилища Своего, и «от Сиона небесного да заступит тя!» Ничего не жалеешь ты, Христолюбивый, для славы имени Божия; и себя самого, и все царство свое — Ему, Единому Господу, предаешь ты всецело, как чистую жертву всесожжения: да «помянет» же, да приимет Он от тебя «всяку жертву твою, и всесожжение твое» — твоя всецелая преданность в волю Его — да будет благоугодна Ему как жертва тучная, благоухающая! — Много, о как много дум и забот носишь ты в любящем сердце твоем! «Да даст же ти Господь по сердцу твоему», и всякий добрый совет твой, всякое благое намерение твое да «исполнит!» А когда Господь благословит успехом твои начинания, когда сохранит тебя во всех опасностях, тогда и мы вместе с тобою «возрадуемся о спасении твоем, и во имя Господа Бога нашего возвеличимся». Да, возвеличимся, будем несказанно счастливы милостью Божиею к тебе, — будем хвалиться не своею силою, а силою имени Божия. Веруем и уповаем, что так и будет: «исполнит Господь вся прошения твоя!» И прежде по опыту знали, и «ныне познали мы, яко спасение Господь помазанника (Христа) Своего», и впредь не оставит без помощи Своего избранника: в минуту опасности Он услышит молитву его «с небесе святаго Своего, в силах», в действиях всемогущества, в чудесной помощи, совершится спасение царя от всех врагов его, могуществом десницы Божией. Пусть враги наши хвалятся своим искусством воинским, своим умом и храбростью: «сии на колесницах, и сии на конех», а мы на себя не надеемся — «мы же во имя Господа Бога нашего призовем». Призовем мы сие имя страшное и всесильное, и никакие враги не устоят против него: «тии спяти быша и падоша», — подались назад и пали пораженные, «мы же востахом», крепко стоим против них, «и исправихомся» — и не колеблемся! «Господи, спаси» же царя нашего, «и услыши ны» во всякое время, «в он же аще день призовем Тя», а наипаче в годину испытания, когда и царь наш, и мы будем взывать к Тебе о помощи и спасении.
О, как благовременно, как благопотребно на всякий день и час повторять сию молитву о царе, а наипаче в наше суетное, многомятежное время!.. Умножились беззакония наши, умножились и сыны беззакония, нечестивцы погибельные, дерзновенно восстающие на попрание священной власти, Самим Богом уставленной... Господи! Спаси царя нашего, и услыши наши недостойные молитвы о нем!
Псалом 20-й
Псалом 20-й есть благодарственная песнь Богу, возносимая от лица всего народа, веселящегося о царе своем. Царь есть отец народа, — его радость, его утешение, его земной Ангел хранитель. Бог спасает царя и народ прославляет за сие Господа — Спасителя. — «Господи, силою Твоею» Твоею всемогущею помощью против врагов, «возвеселится» наш возлюбленный «царь, и о спасении Твоем», о дивном заступлении, о дарованной Тобою победе над врагом «возрадуется зело». И как ему, а с ним и нам — не радоваться, когда мы видим воочию, что все благие «желания сердца его дал еси ему, и хотения устну его «— во всем, чего просил он у Тебя в молитве твоей — «неси лишил его», — не отказал ему! Даже более того: прежде, нежели он решился просить у Тебя милости, Ты Сам «предварил еси его Своим благословением благостынным», — скорее, чем мог ожидать он, Ты встретил его благословением счастья. Не искал он почестей царских: Ты Сам «положил еси на главе его венец от камене честна, живота просил есть у Тебе, и дал еси ему долготу дний», и еще дни на дни приложи ему и храни его во век века, на многие лета! Дивно прославил Ты его победою и спасением от угрожавших ему бед: «велия слава его спасением Твоим», но еще и еще, «славу и велелепие» —честь и величие «возложиши на него» —приложи ему! «Возвеселиши его радостию с лицом Твоим», пусть сияет его лицо несказанною радостью от лица Твоего, и от пресветлого взора Твоего, милостиво на него обращенного! Он достоин такой милости, ибо он — царь наш — твердо «уповает на Господа», и эта надежда не обманет его: «милостию Вышняго он не подвижится», не смутится, не поколеблется. — «Да обрящется», да будет грозною «рука твоя всем врагом твоим», Богом хранимый наш государь! «Десница твоя да обрящет», пусть найдет, изловит «вся ненавидящия тебе! Положивши их яко пещь огненную», пусть горят они как дрова в печи, пусть обрушатся на них все беды и напасти как поток огненный, в то время, когда ты обратишь на них гневное лицо твое! «А Господь» — помощник тебе в том: Он «гневом Своим смятет я», приведет их в замешательство, «и снесть их огнь» — и будут они добычею пламени! «Плод их» — все дела их — «от земли погубиши, и семя их», все лукавые их замыслы и начинания — ты истребишь, изгладишь из памяти «сынов человеческих. Яко уклониша на тя злая» — задумали против тебя недоброе, «помыслиша советы» — затеяли преступные замыслы; но милостив Бог — сии советы они «не возмогут составити»: Бог не попустит им привести их во исполнение. Господь помощник тебе, наш возлюбленный царь! Мы уверены, «яко положиши я хребет» — Ты заставишь их обратиться в бегство — «во избытцех Твоих» — пред лицом остальных твоих подданных, и чрез то «уготовиши лице» сих верных слуг твоих к веселию и радости... — «Вознесися, Господи, силою Твоею», еще и еще прояви, покажи всем дивную силу Твою и мы «воспоем и поем силы Твоя», всегда будем воспевать и прославлять Твое славное могущество!..