Что такое пост? — Пост есть произвольное воздержание от всякого наслаждения. Говорим — произвольное потому, что воздержание поневоле, например, от скудости, или по болезни, или же по тщеславию, — такое воздержание нельзя назвать постом, ибо оно происходит от нужды, а не по доброй воле. Пост заповедан Самим Богом: еще в раю заповедал Господь Бог человеку, говоря: «от всякого древа в саду ты будешь есть; а от древа познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь» (Быт. 2; 16,17). В книге Пророка Иоиля говорит Господь: «обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании» (2; 12). В книге Товита говорится: доброе дело — молитва с постом и справедливостью (12; 8). И действительно, ветхозаветные праведники нередко постились: так Моисей провел сорок дней и ночей на Синае в самом строгом посте: «хлеба, -сказано, - не ел и воды не пил» (Исх. 34; 28). Давид говорит о себе: я одевался во вретище, «изнурял постом душу мою» (Пс. 34; 13); «колена мои изнемогли от поста, и тело мое лишилось тука» (108; 24. Читай еще: 2 Цар. 3; 35, 2 Цар. 12; 16). Пророк Илия постился также сорок дней (3 Цар. 19; 8). Постились: Ездра (2 Ездр. 8; 49,50), Неемия (1; 14) Даниил (10; 2, 3), постился весь народ Израильский (Суд. 20; 26, 1 Цар. 7; 6, 31; 13, Иудиф. 4; 9-13, Есф. 4; 16, Иер. 34; 9), постились Нйневитяне (Ионы 3; 5). Вот как много примеров поста еще в Ветхом Завете! Неужели мы отстанем от ветхозаветных праведников в этой добродетели? Ведь все это, по слову святого Апостола Павла, происходило с ними, как образы: а описано в наставление нам, достигшим последних веков (1 Кор. 10; 11). Да и Сам Иисус Христос указывает на Ниневитян, как на образец всем кающимся: «Ниневитяне, - говорит Он, - востанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы» (Мк. 12; 41). Правда, Христос Господь освободил нас от ига ветхозаветного обрядового закона, но пост Он освятил для нас примером Своим (Мф. 4; 2), и наряду с наставлениями о том, как творить милостыню (5; 1-4), как молиться (5; 5-13), прощать обиды (5; 14,15), дал наставление и о том, как должно поститься: «когда поститесь, - говорил Он, - не будьте унылы, как лицемеры: ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне, и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6; 16-18). В сих словах Спаситель не только учит, как поститься, но обещает постящемуся и награду от Отца Небесного, — значит, пост есть дело святое и Богу угодное. Когда ученики Иоанновы спрашивали Господа: почему Его ученики не постятся? Он не стал осуждать поста, а сказал только, что им не пришло время поститься, а «приидут дни, когда отнимется у них Жених», — то есть, когда Господь не будет более видимо пребывать с ними, — «тогда и они будут поститься» (Мф. 9; 14,15). Апостолов Своих Господь поучал изгонять бесов молитвою и постом (Мк. 9; 29): значит пост, совершаемый по заповеди Божией во смирении, имеет благодатную силу даже изгонять бесов. — Из книги Деяний Апостольских мы видим, что, по вознесении Иисуса Христа на небо, святые Апостолы действительно постились, и постились именно в таких важных случаях, когда имели особенную нужду в благодатной помощи Божией. Так, когда в Антиохии Варнава и его сотрудники служили Господу и постились, Дух Святый сказал: «отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, - повествует святой Лука, - совершив пост и молитву, и возложив на них руки, отпустили их» (Деян. 13; 2, 3) Варнава и Павел, говорится далее, рукоположив пресвитеров в каждой церкви, «помолились с постом» и предали их Господу (14; 23). Видите: пост и молитва повсюду неотлучно сопутствуют святым Апостолам и укрепляют их в подвиге проповеди Евангельской. Значит, пост даже святые Апостолы почитали необходимым для себя: как же нам грешным обойтись без него? Апостол Павел говорит как о себе, так и о других Апостолах: «мы во всем являем себя, как служители Божии, — в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах: под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах» (2 Кор. 6; 4, 5). Значит, пост есть добродетель, необходимая для служителя Божия, для всякого верующего во Христа, — наравне с терпением и трудами. — «Много раз, — говорит Апостол, — был я в путешествиях... в труде и изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте, на стуже и в наготе» (2 Кор. 11; 27). Тут Апостол ясно отличает голод и жажду — то есть пощение поневоле — от произвольного поста. «Усмиряю и порабощаю тело мое», говорит он в другом послании (1 Кор. 9; 27). Умерщвляю, говорит, то есть постом, как толкует святой Иоанн Златоуст. Это то же самое, о чем говорит и Псалмопевец: «я изнурял постом душу мою» (Пс. 34; 13), — «колена мои изнемогли от поста» (108; 24). Значит, и такие святые люди, как Апостол Павел, не могли обойтись без поста: чем же мы, грешные, обуздаем свою плоть с ее похотями, если не будем поститься? Как конь без узды носит всадника по своему произволу и может сбросить его в пропасть, так и для плоти, если не сдерживать ее постом, открыты ворота во все стороны; потому что нет узды, удерживающей от пути беззакония и направляющей на путь правды. — Апостол Павел пишет к Тимофею: «впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина и ради желудка твоего и частых твоих недугов» (1 Тим. 5; 25). Значит, Апостол Тимофей вкушал вино не иначе, как по совету или по приказанию своего учителя Апостола Павла. Святой Григорий Назианзин, в слове о нищелюбии, пишет о святом Апостоле Петре, а Климент Александрийский, в книге "Педагог", о святом Евангелисте Матфее, что они питались только семенами хлебными. Апостол Иаков всю жизнь свою воздерживался от мяса и вина, как пишет Евсевий Кесарийский в своей церковной Истории (кн. 2, гл. 22). Апостол Павел, обличая соблазнителей, говорил: «лучше вовсе не есть мяса и не пить вина», чем соблазнить немощного брата (Рим. 14; 21). Точно так поступал он и сам: если пища, говорит он, соблазняет брата моего, «не буду есть мяса во век» (1 Кор. 8; 13), хотя и хорошо знал, что «входящее в уста не оскверняет человека, а исходящее из уст» (Мф. 15; 11). Историк Евсевий (в гл. 17) рассказывает об учениках Святого Евангелиста Марка, что они принимали пищу только к вечеру, а мяса и вина совсем не употребляли. Значит, еще святые Апостолы установили различие в пище. Апостольский собор в Иерусалиме, например, вовсе запретил употреблять в пищу «кровь, удавленину и идоложертвенное мясо» (Деян. 15; 29). А из слов святого Апостола Павла: «не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве» (1 Кор. 7; 5), — из сих слов можно видеть, что во дни Апостолов у христиан были определенные времена для поста. И действительно, уже святой Игнатий Богоносец упоминает о четыредесятнице; о ней же свидетельствует 69-е правило Апостольское. Святой Епифаний пишет, что в его время многие вовсе не ели мяса, а в течение страстной седмицы питались только смоквами, и то в малом количестве. А первый Вселенский Собор уже говорит о святой четыредесятнице как об установлении всем известном. Если же при Апостолах были назначены особенные времена для поста, то в чем же состоял самый пост? Скажут: в воздержании от излишества в пище; но ведь такой пост для всех обязателен и всегда; древние христиане, наипаче же сами святые Апостолы такой пост всегда строго и соблюдали; зачем же им было назначать для сего поста еще особое время? Ясно, что Апостол говорит о таком посте, когда верующие воздерживались не только от излишества в пище, но и от известных снедей, на время Церковью запрещаемых. И так Святая матерь наша Церковь Православная достойно и праведно содержит святые посты, почитая их Апостольским установлением.