Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Бедностью не оправдаешься пред Богом



 

Чего только не придумает сказать в свое оправдание грешное сердце человеческое! — Больной выставляет на вид свои немощи, здоровый — свои труды и заботы, свои недосуги и хлопоты; у богатого всегда готово множество всяких извинений и отговорок в свое оправдание, а бедняк говорит: "Нищета совсем меня одолела: — иной раз и рад бы не согрешить, да нужда... что будешь делать? Поневоле согрешишь". Как будто Господу нужно наше неразумное оправдание! Как будто Он, Милосердый и Всеведущий, и помиловать нас не может без нашего лукавого самооправдания! Он и без оправданий наших знает, кто достоин помилования и, конечно, такого помилует: «помилую, егоже аще милую, - глаголет Он, и ущедрю, егоже аще щедрю...» Помилует Он, только уж никак не таких праведников, какими хотели бы казаться мы грешные: «не приидох, - говорит Господь наш, - призвати» лицемерных фарисеев «праведников, но грешников на покаяние!» (Мф. 9; 13). Не нужно Ему оправданий наших — Ему покаяние наше нужно! Принеси Ему покаяние во всех грехах своих — признай себя виновным пред Ним без всяких извинений и отговорок, да обещай впредь не грешить, вот и снимет Он с тебя тяжкое бремя греховное, и обновит тебя благодатию Своей; и если ты после того пребудешь в любви Его, если крепко будешь держаться святых Его заповедей, если останешься навсегда послушным сыном святой Церкви Его, — то и Он не помянет беззаконий прежде тобою соделанных, — и ты сам увидишь тогда, как грязны и нечисты все наши лукавые оправдания: «якоже порт (одежда) нечистый — вся правда наша» (Ис. 64; 6) пред очами Его пресветлыми!.. Тогда тебе самому противно будет и подумать об этих грешных отговорках и оправданиях, и ты с негодованием будешь отвращаться от сих словес лукавствия (Пс. 140; 4), которые теперь гнездятся в грехолюбивом сердце твоем!..

И в самом деле: вот, например, бедняк ссылается на бедность свою и говорит, что нужда заставляет его грешить... Но что ты говоришь, брат мой? Подумал ли ты, кого ты хочешь винить во своих грехах? Ведь и нищета от Господа Бога посылается, так же как и богатство — в деснице Его; уж не думаешь ли ты обвинять Самого Господа, Который не дал тебе богатства для того, чтобы тебе не было нужды согрешать?.. Но нет, ты не говоришь этого, у тебя и в мыслях нет такого богохульства: ты только слагаешь вину своих грехов на бедность свою... А как же Спаситель говорит совсем другое: слышишь ли Его слово, премудрости Божественной исполненное: «чада», - глаголет Он, и как нежно — отечески глаголет — «чада! Како неудобе уповающим на богатство в царствие Божие внити! Удобие бо есть верблюду сквозь иглини уши пройти, неже богату в царствие Божие внити» (Мк. 10; 24-25)! — Кому же теперь верить: Ему — Господу всеведущему, или твоей лукавствующей бедности? Он говорит, что бедняку легче спастись, чем богатому, что у богатого тысячи искушений на пути ко спасению, а ты утверждаешь, что бедность препятствует тебе в деле спасения?.. Слово Божие говорит: «блажен богатый, иже обретеся без порока» (Сир. 31; 8); а ты говоришь: если бы я был богат, я не стал бы грешить, — говоришь: "Где уж мне думать о спасении, когда у меня нет куска хлеба насущного?" Но — кто знает? Может быть вот это-то и хорошо, что у тебя и корки хлеба нет, ибо сказано в слове Божием: «нищета мужа смиряет» (Притч. 10; 4); а имей ты и хлеб и все потребное, может статься, ты и Бога забыл бы тогда! «Нищета мужа смиряет, а смиренным-то и подает Господь Свою благодать» (Иак. 4; 6)... Друг мой! Вот в том-то и вся беда наша, что мы все хотим и спасаться-то по своему, а не так, как Бог указал, и с Господом Богом желали бы спорить: отчего Ты, Господи, богатства нам не даешь? Тогда стали бы мы жить по заповедям Твоим... Значит мудрее Самого Премудрого Господа думаем быть?.. А попусти Бог быть по-нашему, — мы тотчас и забудем Его Самого! Вспомни, друг мой, историю Евлогия каменосечца (читай листок N 33): пока жил он в бедности — какой был добрый человек! А послал ему Бог богатство — посмотри, как зазнался! Велел палкою прогнать от своих ворот даже того святого старца, который испросил ему богатство у Господа! Вот и все-то мы грешные таковы: лишь только улыбнется нам счастье в чем-нибудь, мы и Бога готовы забыть!...

Но как же быть, говоришь ты, когда крадущий крадет, да насытит душу свою алчущую? Когда голод заставляет его воровать? — Это неправда. Голод заставляет его — не воровать, а к Богу чаще прибегать; нужда учит не людей обижать, а Богу молиться. Вольно же ему, крадущему, забывать, что у него есть Отец Небесный, Который и птенцам врановым пищу посылает (Пс. 146; 9), Который говорит: «просите и дастся вам» (Лк. 11; 9), и даже учит, как просить у Него: «хлеб наш насущный даждъ нам днесь» (Мф. 6; 11)! Попроси у Него и Он подаст тебе все необходимое, Он расположит сердце доброго человека помочь тебе в беде твоей, только соблюди Его святые заповеди. «Аще вы, зли суще, - глаголет Господь, - умеете даяния блага даяти чадом вашим, кольми паче Отец ваш небесный даст блага просящим у Него» (Мф. 7; 11)!

Брат мой! Без воли Божией и волос с головы не падает (Лк. 21; 18); значит и бедность твоя — не без воли Его святой. Тяжело тебе? Обратись скорее ко Господу — и Он утешит тебя. Он Сам благоволил обитать в нищете, когда во плоти жил на земле. Он не имел где главы подклонить, — значит, и ты нищетою своею Христу уподобляешься, если несешь во смирении свою долю горькую... И поверь, друг мой, брат мой! Господь не оставит тебя без помощи: только не слушай врага искусителя, который нашептывает тебе: "Ты бедный человек, с тебя Бог не взыщет, если и украдешь что", — говори ему проклятому: иди за мною, сатана! Не о хлебе едином жив будет человек! Силен Бог и без греха избавить меня от беды, — да будет воля Его святая! — И верь, и уповай, и Господь всевидящий, всеведущий увидит скорбь души твоей, и в час горести твоей пошлет тебе отраду и избавление даже оттуда, откуда ты и не думаешь... Вот послушай, я расскажу тебе дивный случай промышления Божия над бедными людьми. Один купец, пустившись в море, потерпел кораблекрушение, и вернулся домой ни с чем. Тут встретили его заимодавцы и посадили в тюрьму, куда носила ему скудную пищу его жена. Раз пришел в тюрьму какой-то богатый человек раздать узникам милостыню, и увидел здесь жену купца. Богач соблазнился ее красотой и отозвав ее в сторону, предлагал ей выкупить ее мужа, если она согласится с ним согрешить. Целомудренная женщина отвергла преступное предложение мнимого благотворителя и рассказала обо всем своему мужу. Тот заплакал и, тяжело вздохнув, сказал ей: не нужно нам такого благотворения: Бог и без него не оставит нас!... Весь этот разговор мужа с женою слышал один разбойник, который сидел тут же, отделенный от купца только одною перегородкою. Злодей вздохнул и сказал сам себе: в какой крайности находятся эти люди, и однако же вот не хотят купить себе свободу за грешное дело: а я, несчастный, что делаю? Никогда не подумал даже, что есть Бог!.. Он подозвал купца с женою к своей перегородке и сказал им: "Я был разбойник, и много зла наделал; я знаю, что меня скоро казнят, как убийцу... Мне жаль вас... Подите вот туда-то (он сказал место), раскопайте там, возьмите деньги и уплатите долги свои, а за меня окаянного помолитесь, чтоб Бог не оставил меня"... Спустя несколько дней разбойник действительно был обезглавлен; жена купца пошла на указанное место, нашла там горшок с золотом и расплатилась с заимодавцами мужа. Видишь, друг мой! Господь и сердце разбойника тронул, чтобы помочь бедняку, который был достоин такой помощи! «Сей нищий воззва, и Господь услыша ю» (Пс. 33; 7). Уповай и ты на Него Милосердного! — Птичка Божия и тогда поет славу своему Создателю, когда у нее нет ни гнездышка, ни зернышка в запасе: не будем же малодушнее пташки неразумной! Птичка ведь не умирает с голоду; а нам и подавно сказано: «не бойтеся убо: мнозех птиц униш есте вы!» (Лк. 12; 7) «Весть бо Отец ваш небесный, яко требуете сих всех» (Мф. 6; 32). «Не до конца забвен будет у Него и нищий, терпение убогих не погибнет до конца» (Пс. 9; 19).

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.