Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Усекновение главы Предтечи Христова Иоанна



 

Предтече Господа нашего Иисуса Христа, предварившему рождество Его, надлежало предварить и спасительную смерть Его своею смертью, дабы как на земле проповедал он пришествие Господа, возвещая: «грядет Крепкий мене вслед мене» (Мк. 1; 7), так и во аде содержимым там душам возвестить, что уже явился в мире ожиданный Мессия. Вот как исполнилось это: Ирод, называемый Антипа, сын старшего Ирода, избившего детей Вифлеемских, был женат на дочери Ареты, царя аравийского, но прельстясь красотою Иродиады, жены Филиппа, брата своего, по согласию с нею, прогнал от себя первую, законную жену, и взял Иродиаду. Такого беззакония не мог сносить ревнитель закона Божия, обличитель грехов и проповедник покаяния, святой Креститель Иоанн: он стал обличать Ирода пред всеми, говоря: "Не должно тебе иметь жены брата твоего". Но Ирод, не терпя обличения, повелел ввергнуть Иоанна в оковах в темницу. Всего же более воспылала яростию против святого обличителя Иродиада. Она хотела тотчас убить его, но не могла, потому что Ирод, знавший Иоанна, как мужа праведного и святого, не хотел отдать его на убиение, боясь впрочем не столько Бога, сколько того, чтоб народ, почитавший Иоанна, как пророка, из-за его убиения не произвел возмущения. Вследствие этого святой Иоанн пребывал в темнице немалое время. Настал день рождения Иродова. В этот день Ирод угощал великим пиром князей своих, военачальников и старейшин всей Галилеи, а дочь Иродиады увеселяла их при том своею пляскою. Угодив тем Ироду и гостям его, плясунья, по наставлению злобной матери своей, потребовала в награду себе главы святого Иоанна Крестителя: и Ирод, поклявшийся пред тем дать ей все, что она ни попросит, даже до половины царства своего, забыл и святость Иоанна, и свое уважение к нему, — велел стражу отсечь главу святого Иоанна и принести на блюде. Повествуют, что когда принесена была глава, еще источающая кровь, то к ужасу всех присутствующих на пире, она произнесла прежние обличительные слова свои: "Не должно тебе иметь жену брата твоего!" Но плясунья небоязненно приняла святую главу и отнесла ее к матери своей, а Иродиада не устыдилась еще поругаться главе Предтечи: колола язык ее иглою, и боясь, чтоб обличитель ее не воскрес, когда бы приложили главу его к трупу, закопала ее во дворце, на некотором бесчестном месте. Обезглавленное тело в ту же ночь взято было учениками из темницы, и погребено в Севастии. За это беззаконное убийство, к которому после приложил Ирод и поругание Самому Господу во время страданий Его, когда, «укорив Его с вой своими и поругався, оболк Его в ризу светлу, возврати к Пилату» (Лк. 23; 11), наказание Божие не умедлило постигнуть беззаконников. Царь аравийский Арета, мстя за безчестие, нанесенное его дочери, восстал войною на Ирода, победил его и поразил войско его так, что сам Ирод едва спасся. Потом император римский лишил Ирода всей власти и всех богатств и вместе с прелюбодеицею и ее дочерью послал в заточение, сперва в Лион Галльский, потом в Илерду, город Испанский, где они бедственно кончили жизнь свою. Прежде всех погибла плясунья. При переходе ее во время зимнее по льду чрез реку Сикорис, проломился под нею лед и она погрузилась в воду по шею так, что лед стиснул ее и она повисла в воде, вися головою на льду. Тогда та, которая плясала некогда на земле, не досягая дна реки, должна была как бы плясать в воде. Наконец острым льдом совсем перерезало ей шею: обезглавленный труп занесен был водою, а к Ироду и Иродиаде принесена была одна голова погибшей. Об Ироде же и Иродиаде повествуют, что оба они пожерты были землею живые. — Итак, святой Иоанн был Предтечею Христовым как в жизни своей, так и по смерти. После, когда разорен был ад в воскресение Христово, он вместе со всеми другими праведниками изведен был Христом оттуда и сподобился многих венцов на небе, как девственник, как пустынножитель, как учитель и проповедник покаяния, как Пророк, Предтеча, Креститель, и наконец, как мученик.

(Синаксарь на 29-е августа)

 

Проповедники правды

 

Вот, братие, участь провозвестников истины, проповедников правды и обличителей беззаконий человеческих! Не было и нет, и быть не может в рожденных и рождаемых женами, кто бы был больше Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, и вот в темнице кончает он жизнь свою, вот он обезглавлен и глава его честная, яко снедь некая, носится на пиру богомерзком! Сердце содрогается, когда представишь себе все это. И однако все это было. А главное не то же ли, хотя и не точь-в-точь, бывает и ныне? В любви ли и у нас те, кто говорит нам правду не обинуясь? Напротив, не считаются ли подобные люди и у нас за людей беспокойных, которых во что бы то ни стало надо заставить молчать, хотя молчать для них и невозможно. "Правдою жить — людей отбить!" — не оправдывается ли это присловие и ныне? Да, трудно и ныне жить на свете человеку правдивому, а особенно тому, кто по самому роду службы своей обязан научить, обличить, умолить, запретить. Долг свой стал исполнять добросовестно: сейчас против тебя составится целая толпа недовольных. А долга своего не исполнил, как должно, — Господь вопиет вослед: «крове их от руки твоея взыщу» (Иез. 3; 17). Отовсюду тесно!.. Как же быть и что делать нам, братие? К тем из вас обращаюсь, кто подобно нам призван в той или иной должности послужить обществу. Всем нам тако поставленным да послужит, други мои, святой Предтеча Господень примером: лучше головы лишиться, чем хоть раз в жизни покривить душою. Пусть нас клянут, пусть нас поносят, злословят: будем сносить все великодушно. Правда строгая, нелицемерная — венец всему. Ею и будем дорожить. Дорожите ей и вы, коим выслушивать правду от других приходится. Пусть "правда глаза колет", но что же делать? Как иначе исправление-то наше пойдет, если мы будем гневаться на говорящих нам правду? Вы вникните: правда, высказываемая нам откровенно, особенно людьми, на то от Господа поставленными, для чего ими высказывается? Чтобы мы хотя бы несколько поисправились. Следовательно, не хотеть знать и слышать от других слова правды — значит не хотеть исправления, не хотеть, чтобы и другие желали нам добра. Притом если и замолкнет слово человеческое, то не замолкнет Божие. А Бог, знаете, как вещает слово Свое о людях? Имеете понятие о повальных болезнях, неурожаях, пожарах и т.п.? Вот вам примеры глаголания Божия! И судите теперь: что же лучше? Выслушать ли человеческое обличение и исправиться, или ждать и желать непосредственного от Самого Господа вразумления? Аминь.

(Из поучений протоиерея А. Белоцветова)

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.