Царское Венчание и Миропомозание было установлено Самим Богом еще в Ветхозаветной Церкви. Царь Давид по повелению Божию был помазан на царство сначала в Вифлееме, а потом во второй раз — в Хевроне, куда для утверждения царства собраны были все старейшины народа Израильского. Подобным образом и у нас, в первопрестольной столице России — в Москве, собираются избранные от всех сословий Государства Русского, собираются знатнейшие святители наши, и здесь, в сердце России, в соборном храме Успения Пресвятой Богородицы, среди заветных святых русской земли, совершается священное коронование Богоизбранного защитника Церкви и отца Отечества. Вот как совершается это великое священнодействие.
При вступлении их величеств в Успенский Собор, певчие поют умилительный псалом: «Милость и суд воспою Тебе, Господи...» Между тем государь император и государыня императрица прикладываются к местным иконам, и потом, взойдя на трон, садятся. Тогда первоприсутствующий митрополит, по древнему обычаю, приглашает его величество в присутствии всех подданных исповедать православно-кафолическую веру: "Како веруеши?" Государь встает и громко произносит Символ веры. — "Благодать Пресвятаго Духа да будет с тобою", — говорит ему митрополит. Вслед за тем протодиакон возглашает обычное начало: «Благослови, Владыко!» Митрополит: «Благословено Царство...» и поется: «Царю Небесный...» Следует Великая ектения, в которой святая Церковь от лица всех верноподданных испрашивает у Царя царствующих и Господа господствующих благословения небесного на главу царя земного, и всех даров Духа Божия, благопотребных для него в предстоящем великом служении царском; она просит ему премудрости и силы, благопоспешения во всем и долгоденствия, чтобы услышал его Господь в день печали, и защитил его, чтоб ниспослал ему помощь Свою, и заступил его, чтобы неподкупны были суды его, чтобы грозно было оружие его врагам отечества и пали под ноги его все враги и супостаты... После ектений поется тропарь: «Спаси, Господи, люди Твоя...» и читается паремия из книги Пророка Исаии, в которой изображается дивное попечение Божие о народе Израильском; особенно умилительны слова Господа: «еда забудет мати отроча свое, яко не помиловати исчадия чрева своего? аще оке и забудет то жена, но Аз не забуду тебе!.. Се в руку Моею вписал грады твоя, и предо Мною еси присно...» Клятвенно уверяет Господь, что избранный народ будет красоваться своими чадами как невеста, и все враги его будут уничтожены. — После сей паремии возглашается прокимень: «Господи, силою Твоею возвеселится царь...» и читается Апостол, в котором святой Павел учит о повиновении властям предержащим, о том, что власть происходит от Бога, и потому всякий противляющийся власти противляется повелению Самого Бога. За Апостолом следует чтение Евангелия, в котором из уст Самого Господа Иисуса слышится заповедь: «воздадите Кесарева Кесареви...» После Евангелия митрополиты подносят государю императору царскую порфиру, и государь возлагает на себя оную при их содействии, причем первенствующий митрополит произносит: «во имя Отца и Сына и Святого Духа, аминь». Протодиакон возглашает: «Господу помолимся!» —Хор от лица всей церкви поет: «Господи, помилуй!» Тот «да». его величество преклоняет голову, а первенствующий митрополит, осенив ее крестным знамением, возглагает на нее крестообразно руки и читает молитву, в которой просит Господа, чтобы удостоил Своего верного раба, государя нашего, священного миропомазания подобно Давиду, который приял помазание от Самуила Пророка, чтобы облек его Своею силою Божественною для великого подвига царствования, чтобы явился он твердым хранителем догматов веры православной и, совершив свое царское служение на земле, удостоился быть наследником небесного царства. После сей молитвы все верноподданные преклоняют главу и устами первосвятителя молятся за своего возлюбленного государя. Вслед за тем митрополит подает государю императорскую корону и он возлагает ее на свою главу, а митрополит произносит: «во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь». Потом первосвятитель говорит его величеству: "Благочестивейший, самодержавнейший, великий государь император Всероссийский, видимое сие и вещественное главы твоея украшение явный образ есть, яко тебе, главу всероссийского народа, венчает невидимо Царь славы Христос благословением Своим благостынным, утверждая тебе владычественную и верховную власть над людьми Своими". Подобным же образом митрополит подает его величеству: в десницу — скипетр, а в шуйцу — державу, говоря, что они служат видимым знаком данной ему от Бога власти самодержавной. Облеченный во все знаки царского достоинства государь садится на своем царском престоле. Вскоре потом он приглашает к себе свою августейшую супругу; она подходит и становится пред ним на колена; государь снимает с себя корону, касается ею главы государыни и снова возлагает ее на свою главу. — В это время подносят меньшую корону, которую Государь и возлагает на главу императрицы; подают ему порфиру и бриллиантовую цепь, он ту и другую возлагает на свою августейшую супругу, после чего она встает и отходит на свой престол. Следует провозглашение многолетия, причем бывает во всей столице звон и раздается сто один пушечный выстрел. Митрополиты поздравляют их величества троекратным поклоном, не сходя со своих мест. — Наконец звон умолкает, стихает пальба. Самодержец Всероссийский, Богом венчанный государь наш отдает скипетр и державу ближайшим сановникам и один за всех преклоняет колени пред Господом и вслух читает умилительную молитву... Как трогательна эта молитва царская, в которой он смиренно благодарит Господа за Его неизреченные к нему милости и, подобно древнему Соломону, взывает: "Да будет со мною приседящая престолу Твоему премудрость. Поели ю с небес святых Твоих, да разумею, что есть угодно пред очима Твоима, и что есть право в заповедях Твоих!.. Буди сердце мое в руку Твоею, еже вся устроити к пользе врученных мне людей и к славе Твоей, яко да и в день суда Твоего непостыдно воздам Тебе слово"... По окончании молитвы государь встает, а вся церковь, все верные его подданные в свою очередь повергаются на колена пред Господом и Первосвятитель от лица всех произносит молитву — ту самую, которая ежегодно потом повторяется на молебном пении в день восшествия на престол и в день воспоминания коронации государя. Так утверждается союз возлюбленного царя с его верными подданными, утверждается молитвою царя за подданных и подданных за царя. Так еще более скрепляются узы любви пред лицом Божиим обетом взаимной любви, обетом царского служения благу народа и послушания подданных своему Богом данному государю... Остается Богом избранному самодержцу облечься силою Духа Божия в священном Миропомазании, и соединиться с Самим Господом в таинстве Святого причащения, и сие совершается на Божественной Литургии. Во время причастного стиха два архиепископа идут к трону государя и приглашают его приблизиться к царским вратам; государь идет в порфире; тогда первенствующий митрополит берет сосуд, омокает сучец во святое миро и помазует его величество на челе, очах, ноздрях, устах, ушах, персях, и руках, произнося: печать дара Духа Святаго; а второй митрополит отирает места помазания хлопчатою бумагою. В это время происходит звон и сто один выстрел. Государь отходит к иконе Спасителя. Приближается государыня и митрополит помазует ее только на челе. Она отходит к иконе Богоматери. Тогда первосвятитель вводит помазанника Божия чрез Царские врата во святой алтарь: здесь государь делает поклонение святому престолу и приемлет от руки митрополита Святое Причащение особо: Тело, и особо Кровь Христову, как священнослужителя. Государыня императрица причащается в Царских вратах, по обычаю. — Миропомазание государей наших не есть восьмое, или какое-либо новое Таинство, но только высшая степень Таинства миропомазания, подобно тому, как архиерейство есть только высшая степень Таинства священства. В сем Таинстве Христолюбивые цари наши восприемлют ту полноту даров Божиих, которая необходима для высочайшего служения царского; и мы, верные их подданные, твердо веруем, что Дух Господень осеняет Боговенчанную главу помазанника Божия, государя нашего, подобно тому, как носился Он над главою царя Давида «от дне того», со дня помазания его на царство, «и потом» (1 Цар. 16; 13).