Если бы царь дал своему подданному какой-нибудь подарок в руки его, а какой-либо негодяй тотчас из рук его, пред глазами царскими, похитил тот подарок: что бы тогда от царя последовало похитившему? Несомненно возгорелся бы сильный гнев на хищника. И праведно: ибо и царю было бы великое оскорбление, и рабу его обида великая. Человече! Бог, Царь Небесный, ближнему твоему дает добро свое во владение его, а ты добро то из рук его похищаешь; и Бог видит твое беззаконное дело, видит и в книге Своей записывает. Рассуди же, человече, какое оскорбление ты делаешь Богу, и какую обиду людям, а потому — сколь сильный гнев Божий возгорится на тебя — и сказать невозможно! Тех, которые братии своей — нищим и убогим людям — не помогали, Бог отсылает в огонь вечный; что же будет тем, которые не только не помогают, но и их добро похищают и отнимают? Рассуждай сие, лакомый похититель и чужим добром насыщающийся! (Том IV, 69). Когда ты каким-либо образом похищаешь у ближнего твоего добро: помысли, кого ты обижаешь тогда? Обижаешь ты того, которого Бог повелел тебе любить как самого себя; обижаешь ты того, который создан по образу и по подобию Божию, обижаешь ты того, которого Сам Бог возлюбил, омыл, очистил, освятил, искупил честною и дражайшею Кровью «яко Агнца непорочна и пречиста Христа». И сие дело, чтоб обижать брата своего, за которого Сын Божий Кровь Свою пролил, за малый грех почитаешь! Судите сами: не вступится ли царь, когда кто любезного слугу его обижает? Не будет ли мстить сердобольный отец, когда кто сына его обижает и грабит? Но всякий ближний твой, о христианин! имеет образ в душе своего Бога невидимого, он есть слуга и раб Царя превечного, он любезный сын Отца Небесного: так избежишь ли ты гнева Божия, когда образ Его, слугу и раба Его, и Его сына обижать будешь? (Том 1,80). Похититель царского подарка более обижает себя, нежели того человека, у которого похищает подарок тот: так и всякий хищник, вор и тать более вредит себе, нежели тому, у кого похищает; он лишается милости Божией и подпадает наказанию временному и вечному. Мы видим, что имение, собранное неправдою, рассыпается и погибает, и сам хищник терпит бесчестие и мучение совести и всякое зло; и часто бывает, что таковые на несколько времени обогащаются и, как цвет на поле, несколько блистают, но вдруг, как цвет, увядают и ниспадают и делаются, как един от нищих и убогих. Похищенное чужое добро, как огонь, в дом вшедшее, все прочее их имение поядает. Ибо где неправда, там клятва Божия, где клятва Божия, там никакого добра не будет, но всякое злополучие последует. Хищники и грабители подобны человеку, черпающему решетом воду: так и из их рук вытекает все, что ни похищают и собирают, как решетом черпаемая вода. Похищай и хватай, человече, как хочешь и что хочешь: однако все из рук твоих вытечет, и твое собственное все неправда, как огонь, потребит! А что вечному наказанию подпадаешь, то Апостол написал: «ни лихоимцы, ни хищницы, ни татие Царствия Божия не наследят» (1 Кор. 6; 10). (Т. IV, 70). Страждет неутешно Евангельский богач в пламени геенском, и вечно страдать будет за то, что нищего Лазаря, который лежал у ворот его голодный, и желал насытиться от крупиц, падающих от трапезы его, он не кормил, не помилосердовал, не сжалился над ним. Каков же плач и вопль в будущем веке ожидает тех, которые сами граблением, хищениями, ябедами, обманом, коварствами и неправдами своими ближних своих доводят до такого жалостного состояния, в каком представляет нам Евангелие святое Лазаря нищего!.. (Т. 1,81). О человече! Временно пользуешься ты чужим, но вечным страданием за то платить будеши... Страшно и слышать о вечном страдании, а не токмо страдать, но не избежишь того, воистину не избежишь, если не покаешься и не примиришься с братом твоим. Буди убо, глаголет тебе Господь, увещаваясь с соперником твоим скоро, «дондеже еси на пути с ним, да не предаст тебе соперник судии, и судия тя предаст слузе, и в темницу ввержен будеши. Аминь глаголю тебе: не изыдеши оттуду, дондеже воздаси последний кодрант» (Мф. 5; 25, 26). Примиряйся, человече, примиряйся скоро со всеми, кого ты ни обидел: примиряйся, пока находишься на пути жития твоего, пока праведный Судия не зовет тебя к Себе на суд. Зовет же всякого чрез смерть. А каков позван будешь, таков и суду Его предстанешь: тогда увидишь, как ты худо делал! Но покайся и возврати похищенное, и рассыпли добре собранное зле, да не явится с тобою на суде оном, и скажется о тебе: се человек, и дела его! (Т. IV, 70). А в пример возьми Закхея, мытаря Евангельского: он зле собранное добре расточил, четверцею, кого ним обидел, возвратил; потому и услышал от Христа: днесь спасение дому сему бысть (Лк. 19; 9). Вот тебе средство и способ, хищниче, которым можешь быть избавлен от грозящего вечного несчастия! Лучше убогу и нищему в Царствие Небесное внити, нежели богату страдати в пламени геенском; да и богатым никто от мира сего не исходит, но все равно, как наги входим в мир сей, так наги и отходим; тогда надобно будет и нехотя попрощаться всякому с имением, которое каким-нибудь неправедным способом себе присвоил; надобно оставить те отягощенные сундуки, которые от слез братии своей наполнил; надобно вынесену быть из тех чертогов, которые от крови убогих соорудил; надобно совлещись тех роскошных одежд, которые из неправды сшил; надобно лишиться тех вин, которых со слезами вопиющих на небо наслаждался; одна только срачица, ради прикрытия наготы, один гроб, и только три аршина земли нужны будут! О сем всегда помышляй, думай, пекись и старайся; а когда теперь о том не попечешься и не ускоришь, то будет время, когда и пожелаешь, и сокрушишься, и восплачешь, да без пользы, то есть, когда время покаянию пройдет. А при том за твердое и никогда ненарушимое правило сие имей: чтоб чужой вещи неправедно ни явным, ни тайным, ни лестным и никаким образом не присвоить: чего не хочешь себе, того и ближнему не твори, и чего хочешь себе, то и ближнему твори! (Т. I, 81). Аминь.