Нет дня во всем году, когда святая Церковь не молилась бы за усопших. Мы грешные еще спим и почиваем на ложах своих, а она, как заботливая мать, с самой полуночи встает на молитву, и в этой молитве не забывает не только нас, но и всех от века усопших отец и братии наших. «Помяни, Господи, яко благ рабы Твоя, - молится она во время полунощницы — и елика в житии согрешиша прости, никтоже бо безгрешен, токмо Ты, могий и преставленным дати покой. Со святыми упокой, Христе, души раб Твоих... всели я в места светла, в места прохладна, в места покойна... отнюдуже отбеже всякая болезнь, печаль и воздыхание...» Потом святая Церковь молится о усопших в конце утрени и вечерни на ектений: помилуй нас Боже, а также в конце повечерия на последней ектений. Но особенно важно поминовение усопших, совершаемое на Божественной литургии, при совершении святейшего Таинства Тела и Крови Христовой. Тут святая Церковь поминает как живых, так и усопших, уже по именам, и притом неоднократно. Во-первых, во время совершения проскомидии священнослужитель вынимает частицы из одной просфоры за живых, а из другой — за усопших, и полагает эти частицы на св. дискосе, близ святого хлеба или Агнца. При этом он произносит имена тех, за кого молится. Такие же частицы вынимает он и из тех просфор, которые подаются православными на проскомидии, причем также поминает принесших, и того, за кого принесены просфоры. Все эти частицы по окончании литургии опускаются во св. чашу, в самую Кровь Христову, причем священнослужитель молится: "Отмый, Господи, грехи зде поминавшихся Кровью Твоею честною!" Еще святая Церковь поминает на литургии усопших на особой ектений, после Евангелия, и кроме того, иерей поминает живых и усопших после освящения Святых Даров, когда поют: «Достойно есть яко воистину...» Вот молитвы, приносимые Церковью за усопших ежедневно; но святая Церковь установила еще особые дни для моления о них, и это конечно потому, что усопшие более живых имеют нужду в молитве Церкви, ибо сами себе они уже не могут ничем помочь: ведь покаяние по смерти не бывает, и если они пред смертью покаялись во грехах пред священником, но не успели засвидетельствовать сие покаяние делами добродетелей христианских, то вся надежда спасения их возлагается на молитву Церкви и дела милосердия, творимые ближними в память их. Святая Церковь наипаче заповедует поминать усопшего в следующие дни: 1) В третий день по кончине его, когда душа проходит страшный путь мытарств воздушных, причем ее истязуют злые духи во всех делах, словах и помышлениях греховных. Труден и прискорбен сей путь и для праведника, по сказанному: «и праведник едва спасается» на сих страшных истязаниях князя тьмы; каково же бывает тогда душе грешной, от страстей не очистившейся?.. «Молитеся о мне сродницы и знаемии», - вопиет тогда душа почившего устами Церкви, «да не возведена буду по грехом моим на место мучения...» 2) В девятый день по кончине, когда душа предстает на поклонение Богу. В сие время Церковь молится о почившем, да будет причислен к девяти ликам Ангельским. 3) В сороковой день по кончине, когда душа опять поклоняется Богу, и когда изрекается о ней определение Божие. Велик сей день для почившего, и справедливо заповедует Церковь прилежную молитву о нем в сей день: он решает участь усопшего до Страшного Суда Божия!.. 4) Чрез год по кончине. Мы празднуем день своего рождения; прилично воспомянуть молитвою и день кончины ближних наших, ибо сей день для них есть как бы день второго рождения их для новой, уже не земной, жизни.
Затем следуют дни общего поминовения православных христиан: 5) Суббота мясопустная, или суббота пред Сырною неделей. Сей день назначен для поминовения всех от века усопших в вере и надежде воскресения от Адама и поныне, потому что в утрие, т.е. в воскресенье, предвоспоминается Второе и страшное пришествие Христово и кончина мира. Напоминая своим чадам о грядущем Судии живых и мертвых, чадолюбивая матерь наша, Православная Церковь, побуждает нас позаботиться не только о себе, но и о всех усопших, наипаче же о скончавшихся внезапною смертью. "Грядый Судья приидет и не укоснит, — как бы так говорит она нам: — потщитесь, чада, уготовать себя, не забудьте и братии своих, которые уже не могут сами помочь себе!"... 6) Суббота накануне Троицына дня. В день Пятидесятницы Церковь испрашивает у Господа благодати всесвятого и всеосвящающего Духа Утешителя; желая, чтобы и усопшие в вере и надежде воскресения были причастниками сей благодати, она накануне праздника молится о них, и в самый день праздника приносит за них свои молитвы. Святой Василий Великий, составивший умилительные молитвы пятидесятницы, говорит в них, что Господь наипаче в сей день благоволит принимать молитвы даже и о "иже во аде держимых". 7, 8 и 9) Три субботы Святого и Великого Поста: вторая, третья и четвертая. Подвиг поста и покаяния не разлучен с подвигом любви и милосердия, а любовь христианская не знает земных пределов: для нее перешедшие в другой мир братия еще дороже, чем пребывающие на земле, ибо они более живых нуждаются в помощи молитвы ближних. Между тем пять дней каждой великопостной седмицы не бывает совершенной литургии, а следовательно, не бывает и литургийного поминовения усопших. Итак, учреждение поминовения усопших в сии субботы весьма благопотребно, как для усопших, так и для самих живых: ибо дает сим последним случай засвидетельствовать чистоту подвигов покаяния делами милосердия и любви к усопшим братиям. (Прочие субботы Великого Поста посвящены особым воспоминаниям и потому не имеют заупокойной службы). 10) Понедельник или вторник Фоминой недели. — В Страстную седмицу сердца верующих были переполнены скорбными чувствами воспоминания Страстей Господних; не было молитвы об усопших, потому что все церковные песнопения, все богослужение этой седмицы посвящено страданиям Господа и великому подвигу искуплений, совершенному Богочеловеком; в Светлую же седмицу торжество радости воскресения Христова и победы над смертью как бы отнимало преграду, отделяющую живых от умерших: Церковь земная, воинствующая, сливалась воедино с небесною, торжествующею, - и потому не благовременно было молиться об умерших, когда самая смерть попрана, ад побежден, когда, по слову Златословесного проповедника, никтоже да рыдает убожества, никтоже да плачет прегрешений, ибо и сущим во гробех Христос живот даровал... И вот, по прошествии седмицы сего доброго и светлого торжества, чада православной Церкви спешат приветствовать радостным: "Христос воскресе!" своих усопших братии; и сколь умилительно сие свидание живых с умершими, сколь сладостно душам усопших слышать сей всеоживляющий привет воскресения! В патерике Киево-Печерском есть такой рассказ: однажды, в день Пасхи, богоугодный старец вошел с диаконом покадить св. мощи в пещерной трапезе и в восторге душевном возгласил: "Святые отцы и братия! Сегодня — Христос воскресе!" — и вдруг от всех гробов угодников Божиих будто гром небесный последовал ему ответ: "Воистину воскресе!" Веруем и уповаем, что и наши усопшие о Христе братия отвечают нам тем же на наш радостный привет воскресения.
Для поминовения воинов, на брани убиенных, назначены еще особо два дня в году: 11) 29 августа, день усекновения Главы Святого Предтечи Иоанна; Предтеча Господень пострадал за истину, как добрый воин Царя Небесного; его предстательству поручает святая Церковь и своих чад — воинов, положивших свои души за веру, царя и отечество. 12) Суббота пред 16 числом октября или Димитриевская, установленная по совету и благословению Преподобного Сергия Радонежского Великим Князем Димитрием Иоанновичем Донским в вечное поминовение павших героев Куликовской битвы (1380 г., 8 сентября).