В процессе психолого-педагогического наблюдения за детьми экспериментальной группы учитываются следующие параметры их коммуникативно-поведенческой, эмоционально-волевой и личностной сфер:
— стремление ребенка к контакту со взрослыми членами семьи (родителями, прародителями, опекунами);
— стремление ребенка к контакту со сверстниками-членами семьи (братьями, сестрами);
— стремление ребенка к контакту с чужими лицами (учителем, воспитателем и др.);
— характер взаимодействия (доброжелательность—негативизм, инициативность в осуществлении контакта);
— преимущественная форма контакта (вербальная, тактильная, зрительная, опосредствованная);
— ситуации, вызывающие коммуникативные трудности у ребенка;
— наличие паралингвистических средств общения: жестов, мимики, поз и др.;
— особенности и характер поведенческих проявлений (оптимизма, тревожности, застенчивости, агрессивности, истеричности, отгороженности и замкнутости);
— особенности выражения глаз и лица (тревожность, страх, радость, агрессия, отстраненность);
— особенности преобладающего эмоционального фона (оптимистический, нейтрально-деловой, тревожный, депрессивный, неуверенный, мрачный и др.); Глава 3. Технологии психологического изучения семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии
- характер и содержание высказываний (оптимистичные, неуверенные, агрессивные и мрачные);
— наличие переживания дефекта и формы его проявления (депрессия, тревожность, агрессия и др.).
Психолого-педагогическое наблюдение за родителями детей (лицами их замещающими)
Наблюдение за родителями и опекунами детей осуществляется по нескольким параметрам. Учитываются:
— стремление (его отсутствие) к установлению адекватных контактов с ребенком и с другими близкими;
— форма и характер взаимодействия с ребенком (другими близкими);
— особенности коммуникативного поведения во взаимодействии с детьми и другими лицами (доброжелательность, ласковость, жесткость, грубость, безразличие и др.);
— использование паралингвистических (мимики, жестов, поз) и других средств общения с ребенком (игр, экскурсий, прогулок, вечеров чтения и др.);
— выбор преимущественной формы контакта с ребенком (вербальный, тактильный, зрительный, опосредствованный, т.е. через кого-то).
На основании наблюдаемых личностных реакций последних, по тону разговора, наличии вибрации (дрожания) голоса, работоспособности и других качеств, наиболее значимых в повседневном общении, могут подтвердиться данные о характерологических изменениях личности, поведенческих реакциях, силе—слабости, уравновешенности—подвижности нервных процессов, полученные путем использования формализованных методик.
Беседа-интервью
В качестве дополнительного, но часто применяемого метода используется беседа-интервью. Упорядоченное интервью или беседа — это один из основных методов психологического консультирования и диагностики. По форме интервью может быть:
1) свободным, когда беседа, проводится без строгой детализации вопросов, но имеет определенный предмет обсуждения;
2) стандартизированным, когда тщательно регламентируется порядок проведения беседы;
3) частично стандартизированным, объединяющим первую и вторую формы.
В свою очередь беседа-интервью может быть использована как в диагностических целях, так и для осуществления психокоррекции. Существенно важным для проведения беседы-интервью с родителями больных детей является то, что предметом взаимодействия, определяющим отношения психолога и обследуемых, избирается внутренний мир последних и проблемы, связанные с рождением в семье ребенка с отклонениями в развитии. Беседа-интервью — это один из специальных методов анализа уникальной ситуации субъекта с целью создания для него альтернативного варианта переживания значимой проблемы и определения возможного выхода из «тупиковой ситуации».
Беседа как диагностический метод может использоваться при изучении и взрослых, и детей. Она может иметь несколько этапов. Как правило, различные авторы выделяют три или четыре этапа беседы (Бурменская, Захарова, Карабанова, 2002; Левченко, 2000). Во вступительной части беседы-интервью психологом с помощью профессиональных приемов устанавливаются доверительные отношения с ребенком и его близкими, а также определяется спектр проблем, которые волнуют эту семью. В основной части беседы, проводимой с родителями, обсуждаются заявленные проблемы.
Конечная цель беседы-интервью предполагает изменение или проявление тенденции к изменению ценностных ориентации родителей по конкретной проблеме. Поэтому процесс интервью должен быть направлен на обсуждение особо значимых для родителей тем и изменение к ним их отношения Для достижения этого следует переставлять акценты таким образом, чтобы родители, ведомые психологом, как бы сами меняли свой подход к обсуждаемому вопросу.Беседа с ребенком, как правило, направлена на выявление уровня сформированности его знаний и навыков, особенностей познавательной и эмоционально-личностной сфер, включая межличностные связи и социальные контакты. В процессе беседы опытный психолог формулирует предварительный «гипотетический» диагноз ребенка, который затем подтверждается, уточняется или опровергается в ходе дальнего психолого-педагогического изучения.
Психолого-педагогическое изучение когнитивных процессов детей экспериментальной группы осуществляется традиционными в специальной психологии методами. Однако в силу известности этих методов и приемов исследования в данной главе они не представлены.
В качестве дополнительных методов исследования исследуется анализ документации на детей, включающей медицинскую, социальную и психолого-педагогическую информацию, а также анализ продуктов их деятельности.
Эксперимент
Объективное изучение предмета психологического исследования осуществляется в лабораторных условиях с
помощью экспериментальных стандартизированных и пробивных методик.