Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Направления психологической диагностики семьи ребенка с отклонениями в развитии



Основные направления психологической диагностики семей данной категории включают:

— всестороннее психологическое изучение ребенка с отклонениями в развитии;

— психологическое изучение родителей (лиц их заме­няющих) и членов семьи ребенка с отклонениями в развитии;

— психологическое изучение социального окружения семьи ребенка с отклонениями в развитии и факто­ров, влияющих на его социальную адаптацию.

Осуществление концептуального подхода к психологи­ческому изучению семьи, воспитывающей ребенка с от­клонениями в развитии, позволяет:

— разрабатывать программы комплексной и всесторон­ней помощи семьям детей с отклонениями в развитии с учетом специфики каждого конкретного случая;

— обеспечить максимально возможную адаптацию ре­бенка, а затем и молодого человека с психофизи­ческими недостатками в социальной среде;

— снизить «фрустрационную» нагрузку у членов семьи и повысить ее реабилитационные возможности.

Контрольные вопросы и задания

1. Что понимается под концепцией психологического изу­чения семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии?

2. Почему необходимо проводить психологическую диагно­стику семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии?

3. Назовите этапы социализации, которые проходит ребе­нок с отклонениями в развитии.

4. Определите цели и задачи психологической диагностики се­мьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии.

5. Перечислите принципы и направления психологической диагностики семьи, воспитывающей ребенка с отклоне­ниями в развитии.

6. Раскройте содержание каждого из принципов психологи­ческой диагностики семьи, воспитывающей ребенка с от­клонениями в развитии. Приведите примеры из собствен­ной практики.

Литература, рекомендуемая при изучении Главы 1

Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. М., 1995.

.Алешина Ю.Е. Семейное и индивидуальное консультирование. М., 194.

Багдасарьян И.С. Межличностные отношения в семье, имеющей умственно отсталого ребенка. Автореф. дис.... канд. психол. наук. Н. Нов­город, 2000.

Белополъская Н.Л. Некоторые вопросы психолого-педагогического консультирования семей, имеющих детей с отклонениями в интеллек­туальном развитии //Дефектология. 1984. № 6.

Возрастно-психологический подход в консультировании детей и под­ростков: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Авт. калл.: Г.В. Бурменская, Е.И. Захарова, О.А. Карабанова и др. М., 2002.

Вишневский В.А. О динамике психогенных депрессивных расстройств, вызванных рождением в семье больного ребенка // Журн. невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 1984. Т. 84. Вып. 4.

Мазурова Н.В. Влияние внутрисемейных отношений на формирова­ние личности глухого школьника: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1997.

Майрамян Р.Ф. Особенности постреактивных психогенных развитии у матерей умственно отсталых детей // Проблемы бреда, пограничные состояния и вопросы организации психиатрической помощи / Под. ред. В.М. Банщикова. М., 1975.

Мишина Г.А. Формы организации коррекционно-педагогической ра­боты специалиста-дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка ран­него возраста с нарушениями психофизического развития // Дефекто­логия. 2001. № 1.

Многоосевая классификация психических и поведенческих рас­стройств в детском и подростковом возрасте. Классификация психичес­ких и поведенческих расстройств у детей и подростков в соответствии с МКБ-10. М.; СПб., 2003.

Семаго ММ. Консультирование семей, имеющих детей с аномалия­ми развития // Психотерапия в дефектологии / Под ред. Н.П. Вайзмана. М 1992.

Семья в психологической консультации / Под ред. А.А. Бодалева, ВВ. Сталина. М., 1989.

Скворцов И.А., Осипенко Т.Н.. Дедов Н.П. и др. Психологические осо­бенности родителей при неврологической инвалидности ребенка // Исцеление. Вып. 2. М.. 1995.

Спиваковская А. С. Обоснование психологической коррекции неадек­ватных родительских позиций // Семья и формирование личности / Под ред. А.А. Бодалева. М., 1981.

Строгова Н.А. К вопросу о гуманизации педагогической деятельно­сти олигофренопедагога//Дефектология. 1999. № 1.

Ткачева В.В. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии //Дефектология. 1998. № 4.

Ткачева В.В. К вопросу о создании системы психолого-педагогичес­кой помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в разви­тии //Дефектология. 1999. № 3.

Ткачева В.В. Психолого-педагогическая диагностика семей, воспи­тывающих детей с отклонениями в развитии // Психологопедагогическая диагностика / Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. М., 2003.

Ткачева В. В. К вопросу о концепции психологического изучения семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии // Воспи­тание и обучение детей с нарушениями развития. 2004. № 1.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.