Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Портрет родителя психосоматичного типа



У этих родителей проявляются черты, присущие роди­телям как первой, так и второй категорий. Эмоционально они более лабильны. Им свойственны более частые смены полярных настроений (то радость, то депрессия, вызван­ная незначительным поводом). У некоторых из них в зна­чительной степени проявляется (как и у авторитарных ро­дителей) тенденция к доминированию, но отсутствует аффективная форма реагирования на проблему стресса. Они не устраивают скандалов, в большинстве случаев ведут себя корректно, сдержанно, а иногда замкнуто. В поведении, как правило, проявляется нормативность. Проблема ребен­ка, чаще скрываемая от посторонних взглядов, пережи­вается ими изнутри. Это объясняется тем, что канал отреагирования фрустрирующей психику проблемы у данной категории родителей переведен во внутренний план пере­живаний (у первых двух категорий родителей он проявля­ется во внешнем плане: у невротичных — слезы, истери­ки; у авторитарных — скандалы, агрессия, окрик). Подоб­ное отреагирование оказывается причиной возникающих нарушений в их психосоматической сфере, что и обусло­вило название этой категории родителей.

Для этих родителей очень характерно стремление «по­ложить собственное здоровье на алтарь жизни своего ре­бенка». Все усилия направляются на оказание ему помощи. Порой такие матери работают со своими детьми, макси­мально напрягая и изнуряя себя. Они практически не от­дыхают, однако не жалуются, как невротичные, на по­требность в этом. Порой кажется, что желание отдыхать у них отсутствует даже при большой нагрузке и возникшей усталости (особенно в первые годы жизни ребенка). Этим родителям, так же как и невротичным, свойственно по­жалеть ребенка, оказать ему помощь, услугу, а иногда и сделать за него то, что он не может еще сам. Они склонны гиперопекать своих детей.

Психосоматичные родители также как и авторитарные, стремятся найти лучших специалистов. В некоторых случа­ях они сами становятся таковыми для собственного ребен­ка, активно включаясь в его жизнь: участвуют в деятель­ности детских образовательных учреждений, повышают свой образовательный уровень, меняют профессию в со­ответствии с нуждами и проблемами больного ребенка.

Некоторые матери данного типа, приобретая дефектоло­гическое образование, становятся высоко профессиональ­ными специалистами и оказывают помощь не только сво­им детям, но и чужим.

Выделенные особенности родителей являются осново­полагающими для определения позиций родителя и семьи по отношению к больному ребенку. На них затем наслаи­ваются мировозренческие, культурные, социальные и дру­гие характеристики.

Следует подчеркнуть, что проблема взаимодействия и взаимовлияния биологических и социальных характерис­тик в личности родителей относительно их родительской позиции не изучена полностью и до настоящего времени никем и нигде не освещалась.

Можно лишь предположить, что истинные ценности культуры, которыми в течение жизни овладевает человек, развивают в нем чувство сопереживания и сочувствия к проблемам слабых и больных лиц, в том числе и детей. Эти характеристики формируются с раннего возраста в соот­ветствии с известными канонами воспитания. У некото­рых лиц в силу поставленных задач воспитывается повы­шенная чувствительность. Например, если ребенок обуча­ется музыке или другим искусствам, в нем формируют особую чувствительность к разного рода звучанию музы­кальных инструментов, краскам, формам и проявлениям природы и др. С другой стороны, воспитание чувствитель­ности может трансформироваться в сензитивность — а это уже черта личности.

Хочется подчеркнуть, что мы лишь излагаем наши эм­пирические наблюдения. Экспериментальные данные, к сожалению, по данному вопросу отсутствуют.

Приведем примеры возможного «переплетения» преморбидных и социальных характеристик в позициях родителей. Невротичная мать, высокий культурный уровень, тра­диции семьи — ребенка, каким бы он не был, воспиты­вать в семье. Модель взаимодействия с ребенком — «со­трудничество, принятие ребенка».

Авторитарный родитель, низкий культурный уровень, неприятие аномалии как таковой. Отказ от ребенка и его помещение в учреждение социальной защиты как социальная норма. Модель взаимодействия — «отказ от дефектного ребенка, иждивенчество».

Представленная типология личностных деформаций родителей позволяет определить выбор средств, направ­ленных на оказание семьям психокоррекционной помощи.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.