Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Основные направления психологического изучения семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии



 

В связи с разнородностью субъектов исследования (дети и их родители) и вариативностью возможных нарушений ди­агностику «проблемной» семьи необходимо проводить в не­скольких направлениях, которые, с учетом перечисленных выше особенностей, могут быть объединены по блокам.

Блок первый. Психологическое изучение ребенка с откло­нениями в развитии.

В первую очередь изучаются следующие факторы, вли­яющие на развитие ребенка с психофизическими наруше­ниями:

— особенности личности ребенка с отклонениями в развитии;

— факторы, определяющие личностное развитие ребен­ка, подростка и юноши (девушки) с психофизичес­кими нарушениями на разных возрастных этапах;

— особенности межличностного взаимодействия ребен­ка, страдающего психофизическими нарушениями развития, со сверстниками, братьями, сестрами, дру­зьями, и влияние сверстников на его развитие;

— эмоционально-волевая сфера ребенка с нарушения­ми в развитии;

— причины, препятствующие формированию адекват­ной личностной самооценки у ребенка с отклоне­ниями в развитии;

— особенности формирования «системы Я» у ребенка с отклонениями в развитии;

— потребности ребенка с отклонениями в развитии и внутрисемейные факторы их определяющие;

— межличностные отношения в малых социальных груп­пах, состоящих из лиц с отклонениями в развитии (в классе коррекционной школы, в группе профес­сионального училища, в трудовом коллективе и др.);

— формирование мотивации к посильному труду в ус­ловиях семьи;

— формирование мотивации к профессиональной дея­тельности в трудовом коллективе.

В каждом конкретном случае могут изучаться и другие проблемы, требующие психологического вмешательства.

Блок второй. Психологическое изучение родителей (лиц их заменяющих) и членов семьи ребенка с отклонениями в развитии.

Данные, полученные при изучении психологических особенностей родителей (лиц их заменяющих) и членов семьи, позволят оптимизировать условия жизни ребенка и привлечь родителей к активному и плодотворному участию в коррекционно-развивающем процессе. К направлениям второго блока мы относим изучение:

- личностных особенностей родителей и членов семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии;

- внутрисемейного климата в семье, воспитывающей проблемного ребенка;

- межличностных контактов в семье, имеющей про­блемного ребенка;

- факторов, влияющих на родительские позиции (от­цовскую и материнскую) по отношению к ребенку с отклонениями в развитии;

- уровня воспитательской и педагогической компетен­тности родителей;

- профессиональных умений родителей, выступающих в качестве педагогов своих детей - - социально-культурных условий жизни семьи на раз­ных возрастных этапах развития ребенка с отклоне­ниями в развитии;

- ценностных ориентации родителей (в зависимости от их принадлежности к той или иной социально-культурной группе) в отношении ребенка с откло­нениями в развитии;

- основных типов взаимодействия в семьях с про­блемным ребенком;

- моделей воспитания в семье, воспитывающей ребен­ка, страдающего той или иной аномалией развития;

- форм родительского участия в формировании навы­ков социальной и трудовой адаптации ребенка с от­клонениями в развитии;

- влияния родительской позиции на формирование личности проблемного ребенка; -

- мотивационно-потребностной сферы родителей, вос­питывающих ребенка с отклонениями в развитии;

- особенности внутренних личностных переживаний родителей (близких лиц), связанных с нарушения­ми развития ребенка;

- влияния фактора присутствия в семье ребенка с пси­хофизическими нарушениями на развитие и соци­альные контакты его здоровых братьев и сестер;

— особенностей отношения здоровых братьев и сестер к ребенку с отклонениями в развитии;

— динамики родительско-детских и детско-родительс-ких отношений под воздействием психокоррекции;

— сравнительное изучение родительских позиций от­цов и матерей в отношении ребенка с отклонения­ми в развитии;

— родительского отношения к ребенку с отклонения­ми в развитии в зависимости от религиозных и куль­турных традиций семьи.

В каждом конкретном случае могут возникнуть и другие направления диагностики.

Блок третий. Психологическое изучение социального ок­ружения семьи ребенка с отклонениями в развитии и факто­ров, влияющих на его социальную адаптацию

Результаты изучения этих аспектов позволят влиять на факторы, определяющие социальную адаптацию ребенка. Здесь выделяются следующие направления психологичес­кой диагностики:

— изучение отношения различных социальных групп населения к детям, подросткам и лицам с психофи­зическими нарушениями;

— изучение влияния здоровых сверстников на харак­тер и динамику развития ребенка с отклонениями в развитии;

— изучение макросоциальных условий, определяющих развитие и социально-трудовую адаптацию детей, подростков и молодых людей с психофизическими нарушениями;

— "изучение макросоциальных условий, определяющих максимально возможную реабилитацию семей, в которых воспитываются и живут дети, подростки и молодые люди с психофизическими нарушениями.

Спектр проблем, представленных в третьем блоке, мо­жет быть включен в разряд междисциплинарных исследо­ваний, так как эти проблемы близки и социальным педа­гогам, и медицинским работникам.

Методы исследования

 

В соответствии с принятым в отечественной психологи­ей науке подходом, в качестве методов психологического изучения используются как основные (наблюдение и

Эксперимент), так и дополнительные (беседа-интервью, проективные методы, изучение документации об исследуемых. анализ продуктов их деятельности и др.) методы.

Проведение любого комплексного психологического

обследования требует привлечения достаточного числа

диагностических методик — как стандартизированных, так неформализованных.

Диагностический инструментарий должен строится на

следующих принципах:

1) избираемые методики должны быть направлены на комплексное изучение максимального количества параметров субъекта исследования;

2) диагностический инструментарий должен позволять осуществить качественно-количественный и сравни­тельный анализы выявленных факторов;

3) получаемые результаты должны быть объективны и строго детерминированы поставленными целями и задачами исследования.

В качестве конкретного психодиагностического инстру­ментария используются известные методики, изучающие особенности заявленного предмета исследования. Их пе­речень приводится ниже. Некоторые из них были нами адаптированы с учетом особенностей изучаемого субъекта ис­следования (см. Приложения).

Наблюдение

На начальном этапе в качестве одного из основных ме­тодов применяется наблюдение. Это один из наиболее древ­них психодиагностических методов. Его достоинством яв­ляется нестандартизированность процедуры и отсутствие необходимости согласия от испытуемого на ее проведение. Основные принципы этого метода, разработанные еще в 1920 гг. М.Я. Басовым (1975), заключаются в следующем:

— максимально фиксируются объективные внешние проявления исследуемого субъекта;

— наблюдение реализуется непрерывно;

— запись проводится избирательно.

Научное наблюдение осуществляется со строго опреде­ленной целью, выбором объекта исследования, отбором нуж­ных фактов, системой регистрации и записи результатов.

При изучении семей, воспитывающих детей с откло­нениями в развитии, с помощью метода наблюдения мо­гут быть оценены эмоционально-личностные особеннос­ти детей, входящих в обследуемую группу, а также инди­видуально-психологические характеристики их родителей.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.