Духовные учебные заведения, готовят служителей религиозных культов и дают теологическое (богословское) образование. В России духовные учебные заведения ведут начало с 1030 г., когда по указу Ярослава Мудрого при епископской кафедре в Новгороде было основано училище православных священников. Однако в последующие столетия духовные учебные заведения не получили развития. Подготовка клириков православной церкви осуществлялась в немногих братских школах при монастырях и отдельных школах при архиерейских домах. Единственной богословской школой была Киевская духовная академия (основана в 1632). В конце 17 в. в Москве была основана монастырская школа, а затем на её базе — Славяно-греко-латинская академия. Изданный Петром I «Регламент Духовной коллегии» (1721) обязал епископов «иметь в своих домах школы для приготовления священников» Во 2-й четверти 18 в. архиерейские школы с 8-летней программой обучения стали называться семинариями (17 в 1740). Одна из первых семинарий основана Феофаном Прокоповичем в Петербурге (1725). С конца 18 в. подготовка священнослужителей осуществлялась в Петербургской и Казанской духовных академиях (обе основаны в 1797), в 1809 стала действовать Московская духовная академия, реорганизованная из Славяно-греко-латинской. В 1913 функционировало 4 академии (около 1 тыс. студентов), 57 духовных семинарий (22 тыс. учащихся), 186 духовных училищ (24 тыс. учащихся), а также 85 женских духовных учебных заведений. В отличие от других стран, духовное образование осуществлялось в России только в духовных учебных заведениях; богословских (теологических) факультетов в составе русских университетов не было (богословие и церковная история изучались на всех факультетах университетов наряду с другими обязательными учебными дисциплинами).
В 1970 подготовку духовенства для русской православной церкви осуществляли Московская (в Загорске) и Ленинградская духовные академии и духовные семинарии в Загорске, Ленинграде и Одессе. При Московской академии имелся сектор заочного образования по курсу семинарии и академии и аспирантура. Выпускники академии и приходское духовенство, имеющее высшее богословское образование, после защиты соответствующих диссертаций получали степени магистра и доктора богословия. В связи с тем, что в РФ церковь отделена от государства и школа от церкви (декрет СНК РСФСР от 21 января 1918), духовные учебные заведения не входят в государственную систему народного образования.
Воскресные школы
Наиболее распространенным видом церковных образовательных учреждений и базой для всей православной образовательной системы являются воскресные школы. Как правило, они создаются при крупных городских храмах. Численность учащихся в такой школе в среднем — 30 человек.
Эти школы должны раскрывать детям и подросткам основы вероучения, помогать осваивать Библию, давать представления о главных церковных праздниках и святых. Эту работу можно назвать катехизаторской, или вероучительной. В современной российской практике программы подобных школ рассчитаны, как правило, на год-два обучения (либо три года для совсем маленьких детей). В основном в этих школах обучаются дети прихожан, примерно четвертую часть от общего числа учащихся составляют взрослые. Дети учатся по-школьному, сидя за партами и слушая поучения наставника. Во взрослых группах обучение часто строится по принципу «клуба» — с чаепитиями и разговорами.
При приходских храмах Воронежской и Борисоглебской епархии существует около 125 воскресных школ. Митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий (Фомин) считает, что, по его мнению, необходимо открывать, кроме детских, специализированные воскресные школы для разных возрастных групп населения — подростков, молодежи и взрослых.
Внешкольные формы
К внешкольным формам организации православного воспитания и образования относятся всевозможные детские клубы, проведение рок-концертов, спорт (причём не только занятия, но и встречи с известными спортсменами, организация летних палаточных лагерей, в которых проходят импровизационно-деятельные игры на историко-патриотическую тему, проводение занятий по истории России, походной практике, спортивные игры, воссоздание движения организаций российских православных скаутов-следопытов как формы внешкольного воспитания детей и молодежи на принципах гуманизма и поощрения религиозного воспитания.