Данные педагогических и психологических исследований позволяют выделить две основные группы методов нравственного воспитания: методы формирования у воспитанников общественного поведения и опыта общественных отношений и методы формирования нравственного сознания.
К первой группе методов относятся: метод приучения к формам общественного поведения, метод организации общественно полезной деятельности учащихся, метод использования творческой игры в организации опыта общественного поведения. Эти методы представляют собой различные способы организации детской деятельности и направлены на воспитание привычек нравственного поведения. Методы этой группы органически включаются в повседневную жизнь, их подчас трудно выделить как специальные средства воспитания. Известно, что дети, и чем старше, тем острее, отрицательно реагируют на всякую попытку поставить их в позицию объекта воспитания. А.С. Макаренко поэтому предупреждал, что позиция воспитателя должна быть по возможности «скрыта» от воспитанников.
Ко второй группе методов относятся: рассказы, лекции, беседы и диспуты на этические темы. Все эти методы представляют собой пути непосредственного воздействия словом на сознание ребёнка с целью сформировать у него определенные нравственные представления и понятия, вызвать моральные чувства и моральные оценки. Эти методы называют методами убеждения. Им чуждо насильственное давление на личность ребенка, ломка его характера. Но для того чтобы слово воспитателя могло оказать ожидаемое воздействие, необходима опора слова на опыт, тесное взаимодействие методов второй и первой групп. Иначе эффективность методов убеждения и их значение в процессе нравственного воспитания резко снижаются, что может привести к отрицательным результатам.
ТЕМА 6. ОСНОВНЫЕ СТОРОНЫ ВОСПИТАНИЯ
Содержание, методы и условия гражданского и патриотического воспитания
Гражданское воспитание — это формирование гражданственности как интегративного качества личности, позволяющего человеку осуществлять себя юридически, нравственно и политически дееспособным. К основным элементам гражданственности относятся нравственная и правовая культура, позволяющие человеку выполнять свои обязанности по отношению к государству и уважительно относиться к другим гражданам. Основная цель гражданского воспитания — воспитание в человеке нравственных идеалов общества, чувства любви к Родине, потребности в деятельности на благо общества и т. п. Гражданское воспитание тесно связано с нравственным, патриотическим и правовым.
Гражданский опыт приобретается детьми в семье, учебных заведениях, в неформальных коллективах, детских общественных организациях. Гражданская ответственность формируется, когда человек осознаёт реальные проблемы своей страны и начинает защищать её интересы.
В современных условиях важным гражданским качеством становится способность к самоопределению, благодаря которой человек сможет разумно существовать в условиях выбора, т. е. в условиях свободы и ответственности. Сформированное гражданское сознание дает человеку возможность оценивать социальные явления и процессы, свои поступки и действия с позиции интересов общества.
Патриотизм как качество личности проявляется в любви к своему Отечеству, преданности и готовности служить своей родине. С патриотизмом органически связано национальное самосознание граждан, которое базируется на национальной идентификации. Патриотическое воспитание реализуется с помощью многообразных форм и методов в процессе включения в активный созидательный труд на благо своей Родины; формирования бережного отношения к истории Отечества, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа; воспитания любви к малой родине, к своим родным местам; воспитания готовности к защите Родины; изучения обычаев и культуры разных этносов; государственных символов Российской Федерации: герба, флага, гимна. Изучение природы родного края, его исторического прошлого эмоционально переживается, укрепляет и развивает чувство любви к Родине.