Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Понятие нравственного воспитания



Нравственное воспитание — одна из форм наследования нравственности в обществе. В понимании нравственного воспитания в истории культуры сложились 4 основных традиции: патерналистская (нравственное воспитание как обязательное почитание старших); религиозно-церковная (нравственное воспитание как поддержание авторитета веры); просветительская (нравственное воспитание как результат освоения научных знаний, подверженных суду разума) и коммунитарная (нравственное воспитание как процесс формирования чувства коллективизма).

По мысли древнегреческого философа Протагора, в особых учителях добродетели нет нужды, поскольку все учителя (математики, музыки и др.) учат добродетели. Социальные институты (семья, школа, трудовой коллектив и др.) также наряду со своим прямым назначением оказывают и нравственное воздействие на личность. Процесс воспроизводства нравственности включён во всё многообразие социальной деятельности. В целом он протекает стихийно и поддаётся направленному воздействию и сознательному контролю главным образом в форме самовоспитания и самосовершенствования. Человек может влиять на собственное нравственное развитие через культивирование определённых поступков, суммирующихся в нравственные черты характера. Каковы поступки, говорил Аристотель, таковы и нравственные качества человека. Равномерно распределяя блага при обмене между людьми, человек учится быть справедливым, проявляя отвагу в условиях опасности, он приобретает мужественность. Вместе с тем именно через поступки он оказывает влияние на других людей. «Моральное воспитание начинается там, где перестают пользоваться словами» (А. Швейцер), оно осуществляется через силу собственного примера. Так воспитуемый становится воспитателем: воспитывая себя, человек одновременно воспитывает других.

Термин «нравственное воспитание» употребляется также в узком значении — как обучение нормам общественного приличия. Приличное поведение и хорошие манеры ещё нельзя назвать нравственностью, но оно является необходимой её составляющей.

Содержание нравственного воспитания: культура чувств, мыслей, привычек и поведения

Работа по формированию нравственности должна включать в себя формирование следующих моральных отношений: а) отношение к политике государства: понимание хода и перспектив мирового развития; правильная оценка событий внутри страны и на международной арене; понимание моральных и духовных ценностей; стремление к справедливости, демократии и свободе народов; б) отношение к родине, другим странам и народам: любовь и преданность родине; нетерпимость к национальной и расовой неприязни; доброжелательность ко всем странам и народам; культура межнациональных отношений; в) отношение к труду: добросовестный труд на общее и личное благо; соблюдение дисциплины труда; г) отношение к общественному достоянию и материальным ценностям: забота о сохранении и умножении общественного достояния, бережливость, охрана природы; д) отношение к людям: коллективизм, демократизм, взаимопомощь, гуманность, взаимное уважение, забота о семье и воспитании детей; е) отношение к себе: высокое сознание общественного долга; чувство собственного достоинства, принципиальность. Эти правила и требования и составляют содержание нравственного воспитания.

Под культурой чувств обычно понимают степень духовного развития чувств, эмоциональной грамотности человека, его способность к утонченному восприятию мира через понимание красоты (в природе, в людях, в произведениях искусства). Эдесь важно учитывать, что издревле развитию чувств придавалось первостепенное значение, воспитание же ума может и должно идти лишь вслед за развитием чувств. В противном случае может получиться так, что современные передовые технологии и достижения цивилизации в руках малокультурного человека обратятся против самого человека.

Культура мышления состоит в том, что для достижения высокого уровня личной культуры каждый должен позаботиться также и о воспитании собственного мышления через призму красоты и нравственности.

Культура поведения – это совокупность сформированных, социально значимых качеств личности, повседневных поступков человека в обществе, основанных на нормах нравственности и этики. Культура поведения выражает, с одной стороны, нравственные требования общества, с другой — усвоение положений, направляющих, регулирующих и контролирующих поступки и действия людей. Усвоенные человеком правила культуры поведения превращаются в воспитанность личности. В культуре поведения органически слиты культура общения, культура внешности и бытовая культура; большое место занимает культура речи, умение участвовать в полемике и дискуссии. Большое значение имеют национальные особенности культуры поведения, сложившиеся в результате нравственного развития многих поколений и являющиеся непременным атрибутом общечеловеческой культуры.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.