Нравственное воспитание — одна из форм наследования нравственности в обществе. В понимании нравственного воспитания в истории культуры сложились 4 основных традиции: патерналистская (нравственное воспитание как обязательное почитание старших); религиозно-церковная (нравственное воспитание как поддержание авторитета веры); просветительская (нравственное воспитание как результат освоения научных знаний, подверженных суду разума) и коммунитарная (нравственное воспитание как процесс формирования чувства коллективизма).
По мысли древнегреческого философа Протагора, в особых учителях добродетели нет нужды, поскольку все учителя (математики, музыки и др.) учат добродетели. Социальные институты (семья, школа, трудовой коллектив и др.) также наряду со своим прямым назначением оказывают и нравственное воздействие на личность. Процесс воспроизводства нравственности включён во всё многообразие социальной деятельности. В целом он протекает стихийно и поддаётся направленному воздействию и сознательному контролю главным образом в форме самовоспитания и самосовершенствования. Человек может влиять на собственное нравственное развитие через культивирование определённых поступков, суммирующихся в нравственные черты характера. Каковы поступки, говорил Аристотель, таковы и нравственные качества человека. Равномерно распределяя блага при обмене между людьми, человек учится быть справедливым, проявляя отвагу в условиях опасности, он приобретает мужественность. Вместе с тем именно через поступки он оказывает влияние на других людей. «Моральное воспитание начинается там, где перестают пользоваться словами» (А. Швейцер), оно осуществляется через силу собственного примера. Так воспитуемый становится воспитателем: воспитывая себя, человек одновременно воспитывает других.
Термин «нравственное воспитание» употребляется также в узком значении — как обучение нормам общественного приличия. Приличное поведение и хорошие манеры ещё нельзя назвать нравственностью, но оно является необходимой её составляющей.
Содержание нравственного воспитания: культура чувств, мыслей, привычек и поведения
Работа по формированию нравственности должна включать в себя формирование следующих моральных отношений: а) отношение к политике государства: понимание хода и перспектив мирового развития; правильная оценка событий внутри страны и на международной арене; понимание моральных и духовных ценностей; стремление к справедливости, демократии и свободе народов; б) отношение к родине, другим странам и народам: любовь и преданность родине; нетерпимость к национальной и расовой неприязни; доброжелательность ко всем странам и народам; культура межнациональных отношений; в) отношение к труду: добросовестный труд на общее и личное благо; соблюдение дисциплины труда; г) отношение к общественному достоянию и материальным ценностям: забота о сохранении и умножении общественного достояния, бережливость, охрана природы; д) отношение к людям: коллективизм, демократизм, взаимопомощь, гуманность, взаимное уважение, забота о семье и воспитании детей; е) отношение к себе: высокое сознание общественного долга; чувство собственного достоинства, принципиальность. Эти правила и требования и составляют содержание нравственного воспитания.
Под культурой чувств обычно понимают степень духовного развития чувств, эмоциональной грамотности человека, его способность к утонченному восприятию мира через понимание красоты (в природе, в людях, в произведениях искусства). Эдесь важно учитывать, что издревле развитию чувств придавалось первостепенное значение, воспитание же ума может и должно идти лишь вслед за развитием чувств. В противном случае может получиться так, что современные передовые технологии и достижения цивилизации в руках малокультурного человека обратятся против самого человека.
Культура мышления состоит в том, что для достижения высокого уровня личной культуры каждый должен позаботиться также и о воспитании собственного мышления через призму красоты и нравственности.
Культура поведения – это совокупность сформированных, социально значимых качеств личности, повседневных поступков человека в обществе, основанных на нормах нравственности и этики. Культура поведения выражает, с одной стороны, нравственные требования общества, с другой — усвоение положений, направляющих, регулирующих и контролирующих поступки и действия людей. Усвоенные человеком правила культуры поведения превращаются в воспитанность личности. В культуре поведения органически слиты культура общения, культура внешности и бытовая культура; большое место занимает культура речи, умение участвовать в полемике и дискуссии. Большое значение имеют национальные особенности культуры поведения, сложившиеся в результате нравственного развития многих поколений и являющиеся непременным атрибутом общечеловеческой культуры.