В понятии «воспитание» обычно выделяют следующие компоненты: умственное, нравственное, патриотическое, трудовое, эстетическое и физическое. Такое расчленение имеет условный характер, поскольку на практике воспитание является единым, целостным процессом.
Умственное воспитание – это развитие интеллектуальных способностей личности. Оно может быть определено как группа положений, регламентирующих формы мысли и действия, независимо от того, на какой предмет направлена умственная деятельность. Нравственное воспитание — это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали. Патриотическое воспитание — это систематическая и целенаправленная деятельность государственной власти по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое. Трудовое воспитание — это формирование необходимых для трудовой деятельности нравственных качеств человека с помощью труда; целенаправленный, связанный с обучением процесс подготовки к трудовой деятельности. К. Маркс и Ф. Энгельс видели главное направление трудового воспитания в соединении обучения с производительным трудом. В области права и судебной практики термин «трудовое воспитание» понимается как средство исправления и перевоспитания осуждённых путём привлечения их к труду в исправительных учреждениях. Физическое воспитание — это социально-педагогический процесс, направленный на укрепление здоровья, гармонического развития форм и функций организма человека, его физических способностей и качеств, на формирование и совершенствование двигательных навыков и умений, необходимых в быту и производительной деятельности, и в конечном итоге на достижение физического совершенства. Эстетическое воспитание — это целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности. Подготовка человека к восприятию прекрасного в искусстве, литературе, в жизни, наслаждению им, правильная его оценка — одна из важнейших задач эстетического воспитания.
ТЕМА 2. ПРЕДМЕТ ДИДАКТИКИ. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Основные категории дидактики. Связь дидактики с другими науками
Дидактика (от греч. didaktikos поучительный) — это область педагогики, изучающая и исследующая проблемы образования и обучения и закономерности процесса обучения. Являясь отраслью педагогики, дидактика оперирует и некоторыми её основными понятиями, такими как воспитание, педагогическая деятельность, образование и педагогическое сознание. Основными категориями собственно дидактики являются обучение и содержание образования — специально отобранная и признанная обществом и государством система элементов объективного опыта человечества, усвоение которой необходимо для успешной деятельности в определенной сфере. Дидактика связана с философией, использует данные и методы социологии, кибернетики, логики и физиологии высшей нервной деятельности. Особенно тесно связана дидактика с педагогической психологией, методикой преподавания и с теорией воспитания.
Функции обучения
Наиболее существенная функция обучения – образовательная, смысл которой состоит в вооружении учащихся системой научных знаний, умений, навыков и её использовании на практике. Воспитательная функция вытекает из содержания, форм и методов обучения, но вместе с тем осуществляется и посредством специальной организации общения учителя с учащимися. Важнейшим аспектом воспитывающей функции является формирование мотивов учебной деятельности, определяющих её успешность. Развивающая функция осуществляется более эффективно при специальной направленности взаимодействия учителей и учащихся на всестороннее развитие личности. Эта специальная направленность получила закрепление в термине «развивающее обучение», предполагающее ориентацию на развитие личности как целостной психической системы. В настоящее время приобрела актуальность профориентационная функция обучения. Организуются спецшколы, гимназии, лицеи, колледжи, дифференциация обучения, классы и группы углубленного изучения отдельных предметов. Все основные функции обучения тесно связаны между собой.