Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Отдельные стороны воспитания



В понятии «воспитание» обычно выделяют следующие компоненты: умственное, нравственное, патриотическое, трудовое, эстетическое и физическое. Такое расчленение имеет условный характер, поскольку на практике воспитание является единым, целостным процессом.

Умственное воспитание – это развитие интеллектуальных способностей личности. Оно может быть определено как группа положений, регламентирующих формы мысли и действия, независимо от того, на какой предмет направлена умственная деятельность. Нравственное воспитание — это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали. Патриотическое воспитание — это систематическая и целенаправленная деятельность государственной власти по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое. Трудовое воспитание — это формирование необходимых для трудовой деятельности нравственных качеств человека с помощью труда; целенаправленный, связанный с обучением процесс подготовки к трудовой деятельности. К. Маркс и Ф. Энгельс видели главное направление трудового воспитания в соединении обучения с производительным трудом. В области права и судебной практики термин «трудовое воспитание» понимается как средство исправления и перевоспитания осуждённых путём привлечения их к труду в исправительных учреждениях. Физическое воспитание — это социально-педагогический процесс, направленный на укрепление здоровья, гармонического развития форм и функций организма человека, его физических способностей и качеств, на формирование и совершенствование двигательных навыков и умений, необходимых в быту и производительной деятельности, и в конечном итоге на достижение физического совершенства. Эстетическое воспитание — это целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности. Подготовка человека к восприятию прекрасного в искусстве, литературе, в жизни, наслаждению им, правильная его оценка — одна из важнейших задач эстетического воспитания.

ТЕМА 2. ПРЕДМЕТ ДИДАКТИКИ. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Основные категории дидактики. Связь дидактики с другими науками

Дидактика (от греч. didaktikos поучительный) — это область педагогики, изучающая и исследующая проблемы образования и обучения и закономерности процесса обучения. Являясь отраслью педагогики, дидактика оперирует и некоторыми её основными понятиями, такими как воспитание, педагогическая деятельность, образование и педагогическое сознание. Основными категориями собственно дидактики являются обучение и содержание образования — специально отобранная и признанная обществом и государством система элементов объективного опыта человечества, усвоение которой необходимо для успешной деятельности в определенной сфере. Дидактика связана с философией, использует данные и методы социологии, кибернетики, логики и физиологии высшей нервной деятельности. Особенно тесно связана дидактика с педагогической психологией, методикой преподавания и с теорией воспитания.

Функции обучения

Наиболее существенная функция обучения – образовательная, смысл которой состоит в вооружении учащихся системой научных знаний, умений, навыков и её использовании на практике. Воспитательная функция вытекает из содержания, форм и методов обучения, но вместе с тем осуществляется и посредством специальной организации общения учителя с учащимися. Важнейшим аспектом воспитывающей функции является формирование мотивов учебной деятельности, определяющих её успешность. Развивающая функция осуществляется более эффективно при специальной направленности взаимодействия учителей и учащихся на всестороннее развитие личности. Эта специальная направленность получила закрепление в термине «развивающее обучение», предполагающее ориентацию на развитие личности как целостной психической системы. В настоящее время приобрела актуальность профориентационная функция обучения. Организуются спецшколы, гимназии, лицеи, колледжи, дифференциация обучения, классы и группы углубленного изучения отдельных предметов. Все основные функции обучения тесно связаны между собой.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.