Критерии отбора методов обучения – это соответствие деятельностному типу обучения; обеспчение возможности рефлексии собственных способов педагогической деятельности и конструирования новых способов деятельности; обеспечение возможности проимитировать различные аспекты деятельности педагога; обеспечение освоения содержательно-рефлексивной коммуникации через анализ, коррекцию и развитие компетентности в общении.
История развития форм обучения
В истории школы длительное время преобладало индивидуальное обучение. Ещё первобытный человек передавал свои знания об окружающем мире, свой жизненный опыт младшим в процессе повседневного общения сначала с помощью мимики и жестов, а затем, с появлением письменности, возникает потребность в обучении письму. Это обучение было индивидуальным: жрец обучал каждого ученика отдельно, кузнец или сапожник учили своих учеников-подмастерьев тоже поодиночке. В последующие века в дворянских семьях у детей был свой учитель, свой гувернер, который при непосредственном общении передавал знания и умения своему подопечному.
Развитие математики, физики, астрономии, географии и других наук привело к потребности в большем числе образованных, грамотных специалистов. Поэтому индивидуальная форма обучения постепенно уступает место индивидуально-групповому обучению. Теперь учитель обучал не одного, а сразу нескольких учащихся по следующей схеме: ученик учил текст, а затем пересказывал учителю и отвечал на вопросы, после этого получал новое задание для самостоятельной работы. В это время учитель проверял задание у следующего ученика. Уроки обычно готовили не дома, а в школе, в присутствии учителя.
Уже в XII-XIII веках в университетах, а затем в средних и начальных школах в практику обучения входит групповой способ. Педагог стал обучать учащихся не по одиночке, и каждого по очереди, а сразу группами.
С распадом феодализма, развитием промышленности и торговли, появлением городов групповая форма обучения постепенно была заменена коллективной, которая позволяла одновременно заниматься с одним учителем большому количеству учащихся.
Наиболее ранней системой организации коллективного обучения была классно-урочная система, разработанная чешским педагогом Я.А. Комнским. В классы объединялись учащиеся, которые имели одинаковый уровень подготовки. Учитель должен был следить за работой всего класса и отдельных учащихся.
Учебные занятия требуют применения различных форм организации деятельности учащихся. Поэтому задача учителя и учащихся – выработать навыки индивидуального, самостоятельного, коллективного и группового труда.
Современные формы обучения
Организационные формы обучения – это варианты непосредственного и опосредованного педагогического общения между обучающими и обучаемыми в учебно-воспитательном процессе. Общие, или структурные, организационные формы обучения (индивидуальная, парная, групповая и коллективная) лежат в основе конкретных организационных форм (урок, домашняя работа, факультативные занятия, семинар, консультация и т. д.). Основная форма школьного обучения — урок. Групповая, парная и индивидуальная формы работы — традиционные для большинства вузов и школ.
Основные образовательные программы высшего профессионального образования могут осваиваться обучающимися в различных формах в зависимости от объема обязательных занятий преподавателя с обучающимися: очной (дневной), очно-заочной (вечерней), заочной, дистанционного обучения и в форме экстерната. Допускается сочетание различных форм получения высшего профессионального образования. Перечень направлений подготовки (специальностей), по которым получение высшего профессионального образования в очно-заочной (вечерней), заочной формах обучения или в форме экстерната не допускается, устанавливается Правительством Российской Федерации.