Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Деятельность и активность личности



ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ ПЕДАГОГИКИ. СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ

Предмет педагогики

Педагогика представляет собой науку о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания. Объектом педагогики является человек, развивающийся в результате воспитательных отношений, а предметом — педагогический процесс как особая функция общества.

Основные категории педагогики

Развитие — то есть объективный процесс количественных и качественных изменений физических, психических и духовных сил человека, обеспечивающих реализацию его жизненного потенциала. Внутренними факторами развития являются наследственный генотип и психофизиологические свойства, внешними – воспитание и среда. Образование — это развитие личности в процессе усвоения знаний, умений и навыков, формирование образа мыслей и действий в обществе. Основная цель образования — становление творческой личности. Самообразование — система внутренней самоорганизации по усвоению социального опыта, направленной на собственное развитие. Обучение – это процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков и способов познавательной деятельности; двусторонний процесс учения и преподавания. Самообучение — это процесс непосредственного получения человеком опыта предыдущих поколений посредством собственных устремлений и им самим выбранных средств. Воспитание — это передача исторического и культурного опыта от поколения к поколению. Самовоспитание — процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних факторов, обеспечивающих развитие.

Основные отрасли педагогической науки

Общая педагогика исследует общие законы воспитания. История педагогики изучает развитие педагогической мысли во времени, различные педагогические идеи и эпохи воспитания. Сравнительная педагогика занимается сопоставлением и нахождением сходств и отличий в системах образования и их развитии в разных странах мира. Возрастная педагогика изучает типы воспитания людей в зависимости от их возраста. Специальная педагогика занимается воспитанием людей с какими-либо отклонениями.

Основные факторы развития личности

Наследственность

Носителями наследственности в природе выступают гены. При этом наследственных социальных программ поведения не существует; речь может идти лишь о биологических, хранящих информацию о свойствах организма. Эти программы включают в себя расположенность к интенсивной социальной жизни, трудовой деятельности, задаткам речи и мышления. От родителей к детям передаются внешние признаки, особенности нервной системы и патологические свойства. Некоторые ученые считают, что биологические факторы являются определяющими в формировании личности, другие, что социальные. В современной генетике принято, что индивидуальные личностные свойства человека определяются взаимодействием генетической системы (биологического фактора) и внешних условий (социального). Оба они не отменяют и не исключают друг друга, а находятся в тесном взаимодействии.

Среда

Влияние социального фактора условно подразделяют на влияние большого и малого социума. Влияние большого – это влияние идеологии, системы ориентаций, системы общественных отношений и т. д. Малый социум – это ближайшее окружение индивида, влияние семьи и друзей. Особо выделяется влияние эталонной группы – той, на которую человек ориентируется. Но учитывая совокупность как социальных, так и биологических факторов, влияющих на личность, необходимо отметить решающую роль активности самой этой личности в воспитании. Именно она трансформирует в себе все факторы, что-то принимает в них, а что-то отвергает.

Воспитание

Понятие «воспитание» употребляется в широком и узком смысле. В широком смысле – это воздействие общества на личность. В узком — специально организованная, целенаправленная деятельность педагогов и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Ведущим фактором влияния воспитания на личность является его целенаправленный характер, который обеспечивает специально организованная воспитательная работа, осуществляемая в образовательных учреждениях педагогами. Наиболее обобщенная классификация видов воспитания включает в себя умственное, нравственное, трудовое и физическое. В зависимости от различных направлений воспитательной работы выделяют гражданское, политическое, интернациональное, эстетическое, правовое, экологическое и экономическое воспитание. По институциональному признаку воспитание бывает семейное, школьное, внешкольное и религиозное. По стилю отношений между воспитателями и воспитанниками – авторитарное, демократическое, либеральное и свободное.

Деятельность и активность личности

Движущими силами в становлении личности являются противоречия между личностью и ее нравственным идеалом. Эти противоречия побуждают личность к активности и стремлению самореализоваться.

Под самовоспитанием понимается сознательная, целеустремленная и самостоятельная деятельность, направленная на формирование определенных качеств. Эта деятельность особенно напряженно протекает в подростковом возрасте. Объективно подросток не обладает опытом для самостоятельной жизни, но хочет делать все сам (по этой причине часто возникают конфликты со взрослыми). Самовоспитание предполагает развитие рефлексивных механизмов у человека. К ним можно отнести оценку собственных поступков, соотнесение их с поступками других, оценку собственных знаний и т. д. Насколько рефлексия личности обращена к себе, настолько плодотворна деятельность ее самовоспитания. Большую роль при этом играет положительная самооценка. А.С. Макаренко писал по этому поводу, что в человека нужно верить и относится к нему с оптимистической точки зрения).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.