Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Ответственность за нарушение конкурентного законодательства



Штрафы

Ответственность субъектов хозяйствования за нарушение конкурентного законодательства является самостоятельным подвидом хозяйственно-правовой ответственности, сущность которой заключается в несении (претерпевании) субъектом хозяйствования неблагоприятных последствий экономического и/или правового характера за нарушение им конкурентных правил хозяйствования.

Анализ действующего законодательства и правоприменительной практики показывает, что особенностью ответственности за нарушение конкурентного законодательства, как и хозяйственно-правовая ответственность в целом, является то, что она наступает независимо от вины правонарушителя и что именно совершение правонарушения субъектами хозяйствования является единственным основанием ответственности.

Общее понятие нарушений конкурентного законодательства можно определить как противоправное, вредное деяние (действие или бездействие), которое совершается субъектами хозяйствования, органами власти, органами местного самоуправления, органами административно-хозяйственного управления и контроля, посягающее на общественные отношения в сфере конкуренции, за которое предусмотрена юридическая ответственность.

Раздел VIII Закона о защите экономической конкуренции устанавливает перечень нарушений законодательства о защите экономической конкуренции, а также и санкции за их совершение.

В соответствии со ст. 50 закона нарушениями законодательства о защите экономической конкуренции являются:

1) антиконкурентные согласованные действия;

2) злоупотребление монопольным (доминирующим) положением;

3) антиконкурентные действия органов власти, органов местного самоуправления, органов административно-хозяйственного управления и контроля;

4) невыполнение решения, предварительного решения органов Антимонопольного комитета Украины или их выполнение не в полном объёме;

5) осуществление участниками согласованных действий – субъектами хозяйствования действий, запрещённых согласно ч. 5 ст. 10 Закона;

6) делегирование полномочий органов власти или органов местного самоуправления в случаях, запрещённых согласно ст. 16 Закона;

7) совершение действий, запрещённых согласно ст. 17 Закона;

8) ограничительная и дискриминационная деятельность, запрещённая согласно ч. 2 ст. 18, ст. 19 и 20 Закона;

9) ограничительная деятельность, запрещённая согласно ч. 1 ст. 18 Закона;

10) несоблюдение условий, предусмотренных п.2 ч. 3 ст. 22 Закона;

11) нарушение положений согласованных с органами Антимонопольного комитета Украины учредительных документов субъекта хозяйствования, созданного в результате концентрации, если это приводит к ограничению конкуренции;

12) концентрация без получения соответствующего разрешения органов Антимонопольного комитета Украины в случае, если наличие такого разрешения необходимо;

13) непредставление информации Антимонопольному комитету Украины, его территориальному отделению в установленные органами Антимонопольного комитета Украины, председателем его территориального отделения либо нормативно-правовыми актами сроки;

14) предоставление информации в неполном объёме Антимонопольному комитету Украины, его территориальному отделению в установленные органами антимонопольного комитета Украины, председателем его территориального отделения либо нормативно-правовыми актами сроки;

15) предоставление недостоверной информации Антимонопольному комитету Украины, его территориальному отделению;

16) создание препятствий работникам Антимонопольного комитета Украины, его территориального отделения в проведении проверок, осмотров, изъятии либо наложении ареста на имущество, документы, предметы либо другие носители информации;

17) дача рекомендаций субъектами хозяйствования, объединениями, органами власти, органами местного самоуправления, органами административно-хозяйственного управления и контроля, склоняющих к совершению нарушений законодательства о защите экономической конкуренции либо способствующих совершению таких нарушений;

18) ограничение в хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования в ответ на то, что он обратился в Антимонопольный комитет Украины, его территориальное отделение с заявлением о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции;

19) невыполнение участниками согласованных действий, концентрации требований и обязательств, которыми было обусловлено решение о предоставлении разрешения на согласованные действия, концентрацию;

20) ограничительная деятельность объединений, запрещённая согласно ст. 21. Закона.

Нарушение законодательства о защите экономической конкуренции влечёт ответственность, установленную законом.

Согласно раздела VIII Закона о защите экономической конкуренции за нарушение законодательства о защите экономической конкуренции возможно применение штрафов; мер принудительного раздела монопольных образований; административная ответственность должностных лиц и других работников субъектов хозяйствования, органов власти, органов местного самоуправления, органов административно-хозяйственного управления и контроля; возмещение ущерба.

Наиболее распространенной санкцией за нарушение конкурентного законодательства является наложение штрафов на субъектов хозяйствования антимонопольными органами.

Согласно ч. 1 ст. 52 Закона о защите экономической конкуренции органы Антимонопольного комитета Украины налагают штрафы на объединения, субъектов хозяйствования: юридических лиц; физических лиц; группу субъектов хозяйствования юридических и/или физических лиц, которая в соответствии со ст. 1 данного закона признаётся субъектом хозяйствования.

Кроме того, в случаях предусмотренных частью четвёртой данной статьи, если несколько юридических и/или физических лиц субъектов хозяйствования, входящих в группу, которая признаётся субъектом хозяйствования, совершили деяния (действия, бездействие), которые привели к нарушению законодательства о защите экономической конкуренции указанным субъектом хозяйствования, и/или имеют права, без которых совершение нарушения было бы невозможным, и/или получили либо могут получить преимущества в конкуренции либо другие выгоды, штраф налагается на субъект хозяйствования в лице юридических и/или физических лиц, которые совершили приведённые деяния (действия, бездействие) или получили либо могут получить приведённые выгоды. Под выгодой подразумевается, в частности, возможность влиять на деятельность других юридических и/или физических лиц субъектов хозяйствования, получение части их прибыли.

Размеры штрафов дифференцированы в зависимости от вида правонарушения.

За антиконкурентные согласованные действия, злоупотребление монопольным (доминирующим) положением, невыполнение решения, предварительного решения органов Антимонопольного комитета Украины или их выполнение не в полном объеме, налагаются штрафы в размере до десяти процентов дохода (выручки)субъекта хозяйствования от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за последний отчетный год, предшествовавший году, в котором налагается штраф. При наличии незаконно полученной прибыли, превышающей десять процентов указанного дохода (выручки), штраф налагается в размере, не превышающем тройного размера незаконно полученной прибыли. Размер незаконно полученной прибыли может быть исчислён оценочным путём.

Штрафы до пяти процентов дохода (выручки)субъекта хозяйствования от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за последний отчётный год, предшествовавший году, в котором налагается штраф, налагаются за такие правонарушения:

- осуществление участниками согласованных действий – субъектами хозяйствования действий, запрещённых согласно ч. 5 ст. 10 Закона; ограничительную и дискриминационную деятельность, запрещённую согласно ч. 2 ст. 18, ст. 19 и 20 Закона;

- несоблюдение условий, предусмотренных п. 2 ч. 3 ст. 22 закона;

- нарушение положений согласованных с органами Антимонопольного комитета Украины учредительных документов субъекта хозяйствования, созданного в результате концентрации, если это приводит к ограничению конкуренции;

- концентрация без получения соответствующего разрешения органов Антимонопольного комитета Украины в случае, если наличие такого разрешения необходимо;

- невыполнение участниками согласованных действий, концентрации требований и обязательств, которыми было обусловлено решение о предоставлении разрешения на согласованные действия, концентрацию.

Штрафы в размере до одного процента дохода (выручки)субъекта хозяйствования от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за последний отчётный год, предшествовавший году, в котором налагается штраф, налагаются за следующие правонарушения:

- ограничительная деятельность, запрещённая согласно ч. 1 ст. 18 закона;

- непредставление информации Антимонопольному комитету Украины, его территориальному отделению в установленные органами Антимонопольного комитета Украины, председателем его территориального отделения либо нормативно-правовыми актами сроки;

- предоставление информации в неполном объёме Антимонопольному комитету Украины, его территориальному отделению в установленные органами Антимонопольного комитета Украины, председателем его территориального отделения либо нормативно-правовыми актами сроки;

- предоставление недостоверной информации антимонопольному комитету Украины, его территориальному отделению;

- создание препятствий работникам Антимонопольного комитета Украины, его территориального отделения в проведении проверок, осмотров, изъятии либо наложении ареста на имущество, документы, предметы либо другие носители информации;

- ограничение в хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования в ответ на то, что он обратился в Антимонопольный комитет Украины, его территориальное отделение с заявлением о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции.

Доход (выручка) субъекта хозяйствования от реализации продукции (товаров, работ, услуг) определяется как суммарная стоимость дохода (выручки) от реализации продукции (товаров, работ, услуг) всех юридических и физических лиц, входящих в группу, которая признаётся субъектом хозяйствования в соответствии со ст. 1 Закона.

Если дохода (выручки) нет или ответчик по требованию органов антимонопольного комитета Украины, председателя его территориального отделения не предоставил размер дохода (выручки), штраф, предусмотренный абзацем вторым части второй ст. 52, налагается в размере до двадцати тысяч не облагаемых налогом минимумов доходов граждан; штраф, предусмотренный абз. 3 ч. 2 ст. 52 - в размере до десяти тысяч не облагаемых налогом минимумов доходов граждан; штраф, предусмотренный абз. 4 ч. 2 ст. 52 – в размере до двух тысяч не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.

Решения о наложении штрафов в размерах свыше одной тысячи не облагаемых налогом минимумов доходов граждан принимаются исключительно Антимонопольным комитетом Украины, административной коллегией Антимонопольного комитета Украины на их заседаниях.

В случае, если субъект хозяйствования работал менее одного года, размер штрафа исчисляется от дохода (выручки) субъекта хозяйствования за всё время до принятия решения о наложении штрафа.

Применение различных видов штрафов за нарушения законодательства о защите экономической конкуренции смотрите в Описании дел приложения.

Последствия неуплаты штрафов, налагаемых Антимонопольным комитетом, определены в ч. 5 ст. 56 Закона – за каждый день просрочки уплаты штрафа (превышения 30-дневного срока уплаты штрафа, исчисляемого со дня получения решения о наложении штрафа) взыскивается пеня в размере полутора процентов от суммы штрафа. Размер пени не может превышать размер штрафа, наложенного соответствующим решением органа Антимонопольного комитета Украины. В случае неуплаты штрафа в сроки, предусмотренные решением, и пени, органы Антимонопольного комитета Украины взыскивают штраф и пеню в судебном порядке.

При рассмотрении дел о нарушениях законодательства о защите экономической конкуренции органы Антимонопольного комитета Украины учитывают отягощающие и смягчающие обстоятельства, руководствуясь при этом ведомственными нормативными актами. Однако необходимо отметить, что действующее законодательство не содержит перечень таких обстоятельств, что указывает на наличие пробела в конкурентном законодательстве. Такой пробел в законодательстве необходимо устранить путём дополнения ст. 35 Закона Украины «О защите экономической конкуренции» следующими пунктами:

3. При рассмотрении дела о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции органы Антимонопольного комитета Украины учитывают смягчающие и отягчающие ответственность обстоятельства.

4. Обстоятельствами, смягчающими ответственность, признаются:

- предотвращение нарушителем вредных последствий совершённого нарушения;

- добровольное возмещение убытков, причинённых вследствие совершения нарушения;

- признание факта нарушения;

- сотрудничество правонарушителя с органами Антимонопольного комитета Украины;

- прекращение нарушения;

- неудовлетворительное финансовое положение правонарушителя.

5. Обстоятельствами, отягчающими ответственность, признаются:

- существенное влияние на конкуренцию;

- повторность совершения нарушения;

- совершение субъектом хозяйствования последовательно нескольких или одновременно нескольких нарушений;

- продолжительность совершения правонарушения;

- непризнание факта нарушения.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.