Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Общетеоретические аспекты сущности конкуренции как экономико-правовой категории



Одна из основополагающих категорий рыночной экономики – свободная конкуренция товаропроизводителей. Важнейшим конституционным принципом обеспечения свободы предпринимательской деятельности в Украине является государственная защита конкуренции, а также недопущение злоупотребления монопольным положением на рынке, неправомерное ограничение конкуренции и недобросовестная конкуренция [1].

Термин «конкуренция» (competition, concurrence) происходит от позднелатинского слова «cocurentia» (от concurrere) – сталкиваться.

Конкуренция возникла одновременно с товарным производством, однако лишь при капитализме она превратилась в главный рычаг рыночного регулирования общественного производства. К середине ХIХ века получил широкое развитие рынок со свободной конкуренцией, не регулируемый государством. Такой рынок воздействовал на товаропроизводителей исключительно через механизм спроса и предложения и колебания цен, постоянно заставляя считаться с требованиями потребителей, улучшать качество, повышать производительность труда, расширять производство, снижать издержки.

В науке и практике существуют различные подходы к определению сущности экономической конкуренции. Рассмотрим некоторые, наиболее интересные, на наш взгляд, из них.

Основатель неоавстрийской школы экономической теории Людвиг фон Мизес считал, что в рыночной экономике конкуренция выражается в том, что продавцы должны превзойти друг друга, предлагая лучшие и более дешёвые товары и услуги, а покупатели – более высокие цены. Такую разновидность социальной конкуренции он называл каталлактической конкуренцией.

По его мнению, каталактическая конкуренция, как одна из отличительных черт рыночной экономики, есть общественное явление. Это не право, которое гарантировано государством и законодательством и которое дало бы возможность каждому индивиду по собственному усмотрению выбирать наиболее понравившееся место в структуре разделения труда. Присваивать каждому соответствующее место в обществе – это задача потребителей.

Социальная функция каталлактической конкуренции – обеспечить наивысшее удовлетворение потребителей, которое только может быть достигнуто при данном состоянии экономической информации.

По Л. Мизесу социальная конкуренция это стремление индивидов занять наиболее благоприятное положение в системе общественного сотрудничества. Она присутствует в любом представимом способе общественной организации [8, с. 259-260].

Лауреат Нобелевской премии, профессор Ф.А. Хайек рассматривает конкуренцию как процесс открытия. «Почти везде – как в экономической сфере, так и за ее пределами, – конкуренция является определенной разумной процедурой, применять которую можно только при условии, что нам не известно заранее, кто будет наилучшим. Однако на экзаменах, в спортивных встречах, так же как и рыночных отношениях, из этой процедуры мы узнаем только о том, кто оказался наилучшим по конкретному поводу, и не всегда о том, что каждый сделал все, что мог, – хотя эта процедура является также одним из самых эффективных стимулов победы. Конкуренция стимулирует стремление сделать лучше, чем ближайший наилучший, однако если он остается далеко «позади», то пространство, в котором лучший свободен в решении, сколько усилий ему прилагать, может быть очень большим. Только если ближайший наилучший наступает человеку на пятки, и он сам не знает, насколько он на самом деле лучше, он может счесть за необходимое приложить все возможные усилия. И только в случае существования более-менее устойчивой градации возможностей и стремления каждого достичь наилучшего положения каждый вынужден будет всегда находиться в состоянии боевой готовности и оглядываться, не догоняет ли его ближайший наилучший.

Поэтому конкуренция, как и экспериментирование в науке, является прежде всего процессом открытия. Оценить ее надлежащим образом не может ни одна из теорий, исходящих из предположения, что факты, которые нужно выявить, уже известны. Конкуренцию необходимо понимать как процесс, в котором люди получают и передают информацию» [9, c. ].

Понимание конкуренции как процесса высказывает и другой представитель неоавстрийской школы И. Кирцнер. По его мнению, рынок в любой период времени состоит из решений участников рынка, которые включают в себя соответствующие решения других участников рынка. При этом решения потребителя купить зависит от решений предпринимателей-производителей продать. Решения собственников ресурсов продать зависят от решений предпринимателей-производителей купить, и наоборот. Каждая пара совпавших решений или совершенная рыночная сделка является случаем, когда каждой стороне предлагается возможность, которая, по его сведениям, является наилучшей из предлагаемых на рынке. Каждый участник рынка, таким образом, сознаёт, что он может надеяться осуществить свои планы только в том случае, если эти планы действительно предлагают другим наилучшую из имеющихся возможностей, насколько им это известно. Другими словами, каждый участник рынка при составлении плана покупки или продажи должен принимать во внимание не только ожидаемые решения тех, кому он намеревается продать или у кого купить, но также и тех, чьи решения продать или купить могут конкурировать с его собственными.

Далее по его мнению «… по мере развёртывания рыночного процесса, в ходе которого один период рыночной неосведомлённости сменяется другим, в котором неосведомлённость несколько уменьшилась, каждый покупатель или продавец пересматривает свои предложения купить и продать в свете только что полученной им информации об альтернативных возможностях, которые те, кому он хотел бы продать или у кого хотел бы купить, могут ожидать встретить где-либо ещё на рынке. В этом смысле рыночный процесс по своей природе является конкурентным. Систематическое изменение в решениях между любыми двумя последовательными периодами делает каждую возможность, предлагаемую на рынке, более конкурентной в последующем периоде по сравнению с предыдущим, т.е. она предлагается с более полной осведомлённостью о других возможностях, которые были предложены и с которыми необходимо конкурировать» [10, c. 20-21].

Интересным представляется исследование И. Кирцнером последствий полностью согласованного конкурентного процесса.

С его точки зрения, если бы конкурентный процесс дошел до своего конца – или, другими словами, если бы все решения стали полностью согласованными, - то каждый участник уже не был бы вынужден улучшать возможности, которые он в данный момент предлагает рынку, так как никто не делал бы более привлекательных предложений. Таким образом, имея полностью согласованные решения, участники могут постоянно период за периодом предлагать похожие возможности остальному рынку. В таких обстоятельствах никому нет необходимости быть немного впереди своих конкурентов (в плане привлекательности предлагаемых возможностей), так как все текущие планы могут быть реализованы без неприятностей [10, с. 22].

Кстати, такую ситуацию мы имели в условиях социалистической плановой экономики. Поэтому трудно не согласиться с И. Кирцнером, что в состоянии рыночного равновесия конкуренция перестаёт быть активной силой, а прекращение рыночного процесса, которое, характерно для равновесного состояния, будет прекращением конкурентного процесса.

Указанные авторы рассматривают конкуренцию как процесс открытия, состязательности товаропроизводителей, фирм в целях достижения лучших результатов предпринимательской деятельности.

Несколько иной ролевой (функциональной) подход в понимании конкуренции показывает известный экономист-теоретик И. Шумпетер. По его мнению, в капиталистической действительности преобладающее значение имеет конкуренция, основанная на открытии нового товара, новой технологии, нового источника сырья, нового типа организации (например, крупнейших фирм). Эта конкуренция обеспечивает решительное сокращение затрат или повышение качества, она угрожает существующим фирмам не значительным сокращением прибылей и выпуска, а полным банкротством [11, c. 128].

Американские учёные К.Р. Макконел, С.Л. Брю и Д. Арментано придерживаются получившего широкое распространение системного (структурного) подхода в исследовании сущности конкуренции.

Так, первым она представляется связанной, с одной стороны, с наличием на рынке большого числа независимо действующих покупателей и продавцов любого конкретного продукта или ресурса, а, с другой - свободой для покупателей и продавцов выступать на тех или иных рынках или покидать их.

Конкуренция рассматривается ими как система отношений между продавцами и покупателями, а также отсутствием барьеров для входа или выхода с любых товарных рынков [12, c. 52].

Кроме того, К.Р. Макконел и С.Л. Брю признают важную роль конкуренции в качестве механизма контроля в рыночной экономике. Рыночный механизм предложения и спроса сообщает желания потребителей (общества) предприятиям, а через них и поставщикам ресурсов. Однако именно конкуренция заставляет предприятия и поставщиков ресурсов надлежащим образом удовлетворять эти желания [12, c. 87].

Д. Арментано, считает, что неоклассическая теория конкуренции определяет её как «…усилия двух или более сторон, действующих независимо, по установлению деловых отношений с третьей стороной путём предложения ей наиболее выгодных условий. В бизнесе, например, конкуренция понимается как непрерывный процесс соперничества между продавцами за превращение потенциальных клиентов в постоянных» [13, c. 38].

Таким образом, в зарубежной научной литературе сформировались три основные понятия сущности конкуренции: поведенческая, структурная и функциональная. При этом ни одно из этих понятий не отражает юридическое содержание конкуренции. Однако важно, на наш взгляд подчеркнуть, что во всех случаях речь идет о хозяйственных отношениях между участниками рынка.

Возникновение конкуренции как правовой категории необходимо прежде всего связывать с принятием в 1890 году Соединёнными Штатами Америки первого закона о защите экономической конкуренции – Закона Шермана (Antitrust Law).

Как справедливо, отмечал Ф.Хаек конкуренция требует не только правильной организации таких институтов, как деньги, рынок и каналы информации, но и соответствующей правовой системы. Законодательство должно быть специально сконструировано для охраны и развития конкуренции [14, c. 35].

Для выяснения юридической сущности понятия «конкуренция» обратимся к позиции законодателя. Право экономической конкуренции в большинстве стран мира и в том числе в Украине, реализуется на основе специального конкурентного законодательства (Competition Law), в соответствие с которым формируются все нормы законодательства о защите экономической конкуренции.

Необходимо отметить, что в зарубежном законодательстве не содержится подобной дефиниции. Например, правила конкуренции в общеевропейском законодательстве не имеют на уровне Договора ЕС и регламентов Совета ЕС квалифицирующих понятий о явлениях и субъектах рынка. Так, основные статьи 81 и 82 Договора ЕС, которые являются правовыми основами конкурентной политики Европейского Сообщества не содержат ни одной правовой дефиниции, в том числе и понятие «конкуренция», или ссылок на такие дефиниции в других актах законодательства.

Юридическая техника, используемая при формировании украинского конкурентного законодательства позволила с целью обобщения фундаментальных экономических категорий сформулировать в ст. 1 Закона Украины «О защите экономической конкуренции» ряд базовых правовых понятий, в том числе и определение понятия «конкуренция». Согласно абзаца 1 статьи 1 указанного Закона «экономическая конкуренция (конкуренция) – состязание между субъектами хозяйствования с целью получения благодаря собственным достижениям преимуществ над другими субъектами хозяйствования, вследствие чего потребители, субъекты хозяйствования имеют возможность выбирать между несколькими продавцами, покупателями, а отдельный субъект хозяйствования не может определять условия оборота товаров на рынке».

Как видно из приведенного определения экономическая конкуренция представляет собой, прежде всего хозяйственные отношения между субъектами хозяйствования в процессе их предпринимательской деятельности.

Для выяснения юридической сущности понятия «конкуренция» обратимся к общему понятию «система права», которая отражает его внутреннюю структуру и существующие общественные отношения. Система права характеризуется такими чертами как единство, различие, взаимодействие, объективность, способность к выделению. В тоже время нормы права различаются по своему конкретному содержанию, характеру предписаний, сферам действия, формам выражения, предмету и методам регулирования.

С позиции внутренней организации системы права кроме нормы права структурными элементами являются отрасль права, подотрасль права и институт права.

Глубокая характеристика системы права дается Д.А. Керимовым. «Анализ системных образований в праве обнаруживает различный уровень множественности их комплекса: наряду с односистемными имеются и многосистемные правовые образования. Так система правовой «клеточки» - нормы права – относительно проста, односистемна. Но уже система института права включает в себя ряд простых систем (подсистем), соответствующих правовых норм, и тем самым становится многосистемной. Еще более комплексным является многосистемное образование на уровне отрасли права, поскольку включает в себя подсистемы различных уровней – правовые нормы и институты. Наконец, вершиной многосистемности является система права, состоящая из подсистем – правовых норм, институтов и отраслей. При этом система права – не просто совокупность ее подсистем, а система подсистем. Тем самым образуется иерархия правовых систем, создающих стройное здание правовой системности: от основания (система многообразных правовых норм) через «промежуточные этажи» (система институтов и отраслей права) к его вершине (система права)» [192, с. 253].

Правовая норма является первичным элементом системы права и именно анализ единства и отличий, выраженные в юридических нормах общеобязательных правил поведения, механизма правового регулирования и его исходных принципов, а также конечных целей и задач позволяет осуществить обоснованное выделение отраслей и институтов права.

В настоящее время юридическая наука внесла большой вклад в теоретическую разработку понятия отрасли права, указав, что ее самостоятельность определяется совокупностью следующих признаков: предметного критерия, а также метода правового регулирования, специфических правовых принципов, характерной внутренней и внешней формы, особого механизма регулирования, «нерасторжимости» входящих в нее институтов и обособленности законодательства.

Основываясь на этих признаках, Д.А. Керимов понятие отрасли права определяет следующим образом: «Отрасль права – это объективно сложившаяся внутри единой системы права в виде ее обособленной части группа правовых институтов и норм, регулирующих качественно однородные общественные отношения на основе определенных принципов и специфических методов, в силу этого приобретающих относительную самостоятельность, устойчивость и автономность функционирования» [192, с. 267].

Общепризнанным в юридической науке является то, что в основе деления права на отрасли и институты лежат два критерия – предмет правового регулирования и метод правового регулирования, которые выступают системообразующими факторами.

Предметом правового регулирования являются общественные отношения, которые по своему содержанию качественно неоднородны. Поэтому потребность в качественно однородных сферах общественных отношений, нуждающихся в правовом регулировании, объективно вызывает появление соответствующей отрасли права.

По предмету правового регулирования вся система права делится на ряд отраслей, в том числе: гражданское право, которое регулирует личные имущественные и неимущественные отношения; конституционное право, регулирующее социально-экономическое, территориальное и политическое устройство; хозяйственное право, которое регулирует хозяйственные отношения.

В соответствии с предметом правового регулирования право экономической конкуренции является составной частью хозяйственной отрасли права. Однако, конкурентное право охватывает не все хозяйственные отношения, а лишь те из них, которые непосредственно связаны с экономической конкуренцией.

В связи с этим возникает потребность в исследовании круга и характера хозяйственных отношений, которые стали предметом данного регулирования, и ответа на вопрос позволяет ли он выделить новую отрасль, подотрасль или институт права.

Предметом правового регулирования экономической конкуренции выступают хозяйственные отношения в сфере конкуренции, которые подвержены нормативно-правовому воздействию.

В понимании части 2 статьи 2 Закона о защите конкуренции предметом регулирования конкурентного права являются отношения, которые влияют или могут повлиять на экономическую конкуренцию на территории Украины.

Основными составляющими предмета регулирования конкурентного права являются:

- экономическая конкуренция, охраняемая от антиконкурентных согласованных действий субъектов хозяйствования, которые привели или могут привести к недопущению, устранению или ограничению конкуренции;

- экономическая конкуренция, охраняемая от действий или бездействий субъекта хозяйствования, занимающего монопольное (доминирующее) положение на рынке, которые привели или могут привести к недопущению, устранению или ограничению конкуренции, в частности ограничению конкурентоспособности других субъектов хозяйствования, или ущемлению интересов других субъектов хозяйствования либо потребителей, которые были бы невозможными при условии существования значительной конкуренции на рынке;

- экономическая конкуренция, охраняемая от антиконкурентных действий органов власти, органов местного самоуправления, органов административно-хозяйственного управления и контроля, а именно от принятия каких-либо актов (решений, приказов, распоряжений, постановлений и т. п.), дачи письменных либо устных указаний, заключения соглашений или любых иных действий или бездействий органов власти, органов местного самоуправления, органов административно-хозяйственного управления и контроля (коллегиального органа либо должностного лица), которые привели или могут привести к недопущению, устранению, ограничению либо искажению конкуренции;

- экономическая конкуренция, охраняемая от ограничительной и дискриминационной деятельности субъектов хозяйствования и объединений;

- экономическая конкуренция, охраняемая от недобросовестной конкуренции;

- экономическая конкуренция, регулируемая конкурентным законодательством, в части контроля за состоянием конкуренции на товарных рынках с целью предотвращения совершения субъектами хозяйствования антиконкурентных согласованных действий, путем установления обязанности участников согласованных действий получать предварительное разрешение от органов Антимонопольного комитета Украины на совершение разрешенных согласованных действий;

- экономическая конкуренция, регулируемая конкурентным законодательством, в части контроля за состоянием концентрации на товарных рынках с целью предотвращения их монополизации, путем установления обязанности участников концентрации получать предварительное разрешение от органов Антимонопольного комитета на совершение концентрации.

Данные конкурентные отношения возникают на основе правовых норм Хозяйственного кодекса Украины и специального законодательства о защите экономической конкуренции и конкретных субъектов права, обладающих взаимными субъективными правами и обязанностями, гарантированными государством.

В части 1 статье 2 Закона о защите конкуренции определено, что настоящим Законом регулируются отношения органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов административно-хозяйственного управления и контроля с субъектами хозяйствования, субъектов хозяйствования с другими субъектами хозяйствования, с потребителями, с другими юридическими и физическими лицами в связи с экономической конкуренцией. Следовательно, кругом субъектов конкурентного права являются участники правоотношений, возникающих в связи с экономической конкуренцией: органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы административно-хозяйственного управления и контроля, потребители, субъекты хозяйствования, юридические лица, физические лица.

Таким образом, дифференциация хозяйственных отношений и выделение из них тех, которые влияют или могут повлиять на экономическую конкуренцию, позволяет говорить о достаточно четкой специализации предмета регулирования конкурентного права.

Другим важным критерием выделения самостоятельной отрасли права является метод правового регулирования. Под этим понимают определенный набор юридического инструментария, посредством которого государство оказывает необходимое регулирование общественных отношений. Метод позволяет осуществлять праву свою регулятивную роль, поскольку правовые нормы регулируют не только разнообразные общественные отношения, но и осуществляют это различным способом. От выбора метода в значительной степени зависит эффективность правового регулирования, в том числе и хозяйственных отношений.

Для каждой отрасли права существуют конкретные методы правового регулирования. Хозяйственное право является комплексной отраслью права и требует разных методов регулирования. Поэтому нельзя не согласиться с мнением члена-корреспондента Академии правовых наук Украины Г.Л. Знаменского, что есть все основания полагать, что единству хозяйственного законодательства должно соответствовать единство метода хозяйственно-правового регулирования. Единый (целостный) метод дает возможность успешно решать задачи согласованности хозяйственно-правовых норм, создает прочную юридическую базу для выполнения хозяйственным законодательством его важной роли в укреплении хозяйственного порядка [258, с. 28].

Для регулирования конкурентных правоотношений наибольшее значение имеет императивный, диспозитивный, рекомендательный методы, а также метод автономии и равенства сторон.

Императивный метод правового регулирования основан на государственно-властном предписании, неравенстве субъектов правоотношений и их субординации. Этот метод наиболее характерен для конкурентного права, где, с одной стороны, есть Антимонопольный комитет Украины - государственный орган, наделенный правом контролировать соблюдение конкурентного законодательства, а с другой - субъекты хозяйствования, обязанные соблюдать правила конкуренции на рынке. Эффективность реализации этого метода обеспечивают запреты на определенные виды действий (бездействий), которые могут привести к недопущению, устранению либо ограничению конкуренции, а также ответственность за нарушение конкурентного законодательства.

Диспозитивный метод регулирования предоставляет участникам хозяйственных отношений равные права и обязанности. Он основан на дозволениях

Рекомендательный метод регулирования основан на существовании конкретного желательного для общества поведения. В частности, антимонопольные органы имеют право давать рекомендации субъектам хозяйствования, объединениям, органам власти и органам местного самоуправления в отношении пресечения действий, содержащих признаки нарушения законодательства о защите экономической конкуренции, устранения причин возникновения этих нарушений и условий, способствующих им.

Одна из основных задач антимонопольного комитета Украины – осуществление государственного контроля за соблюдением законодательства о защите экономической конкуренции - реализуется на основе равенства физических и юридических лиц, субъектов хозяйствования перед законом. Поэтому в конкурентном праве широко применяется метод автономии и равенства сторон, который находит свое отражение в процессуальных нормах конкурентного права, порядке рассмотрения заявлений и дел о нарушении конкурентного законодательства, в том числе о защите от недобросовестной конкуренции.

Эффективно регулировать систему конкурентных отношений, входящих в отраслевой или подотраслевой предмет, можно лишь тогда, когда все способы и средства, составляющие содержание метода регулирования, выступают не разрозненно, а в самом тесном взаимодействии и взаимообеспечении. Метод правового регулирования как системное явление может работать только как объединение всех трех элементов – дозволения, предписания и запрета. Поэтому, когда мы рассматриваем метод правового регулирования хозяйственных отношений посредством дозволений, предписаний и запретов, то имеем в виду их совокупное проявление с преобладанием какого-то одного или двух. При этом, эффективное воздействие, например, дозволений обеспечивается наличием двух других способов.

Правомерен вопрос: если метод правового регулирования хозяйственных отношений комплексный, то в чем же отличие в регулировании конкурентных отношений. Думается, что все отличие прежде всего заключается в различном наборе вариантов каждого их названных способов, определения многочисленных нюансов дозволений, предписаний или запретов. Например, в хозяйственном праве широко используется диспозитивный метод регулирования, поскольку предоставляет участникам экономических отношений равные права и обязанности. В конкурентном праве на первый план выступают запреты, поскольку только они способны эффективно защищать конкуренцию и обеспечить тем самым эффективное функционирование рынка.

Как справедливо подчеркивает академик НАН Украины В.К. Мамутов важно найти такую комбинацию различных норм – императивных, диспозитивных, запрещающих, разрешающих и т.д., которая бы обеспечивала эффективное регулирование, воздействие на предмет регулирования с целью достижения поставленной цели [258, с. 37].

Системный подход к анализу права предполагает не только его дифференциацию на отрасли права. Деление права происходит и внутри каждой отрасли права, выражаясь в делении ее на ряд правовых институтов. Отдельная правовая норма иногда не может урегулировать с достаточной полнотой какое-либо хозяйственное отношение без сочетания и взаимодействия с другими правовыми нормами, направленными на регулирование этого же отношения. Совокупность этих юридический норм, соединенных между собой в системное целое и регулирующих определенную группу хозяйственных отношений, образует институт права.

Вместе с тем, несколько институтов права могут регулировать более широкую упорядоченную разновидность хозяйственных отношений. И таким образом составлять более крупное подразделение системы права – подотрасли.

Первоначально антимонопольное законодательство было представлено институтом антимонопольного регулирования, который был направлен на предупреждение и пресечение злоупотреблений монопольным положением, регулирования деятельности естественных монополий. Он дополнялся институтом предупреждения монополизации товарных рынков и институтом ответственности за нарушение конкурентного законодательства. В настоящее время структура конкурентного права Украины представлена как минимум следующими правовыми институтами:

- институт антимонопольного регулирования;

- институт материальных и процессуальных норм;

- институт защиты от недобросовестной конкуренции;

- институт общих и частных запретов;

- институт согласованных действий;

- институт предупреждения монополизации товарных рынков;

- институт ответственности за нарушение законодательства о защите экономической конкуренции.

Каждый из этих институтов регулирует упорядоченную группу конкурентных отношений. Так, например, институт предотвращения монополизации товарных рынков регулирует виды концентрации субъектов хозяйствования, условия получения разрешения на концентрацию, основания предоставления разрешения на концентрацию, порядок рассмотрения заявлений и дел о предоставлении разрешения на концентрацию или ее запрещения.

Институт согласованных действий регулирует различные виды согласованных действий, в том числе по поставке и использованию товаров, малых и средних предпринимателей, относительно прав интеллектуальной собственности; разрешения на согласованные действия; типовые требования к согласованным действиям; порядок рассмотрения заявлений и дел о предоставлении разрешения или запрещении согласованных действий.

Таким образом, можно сделать вывод, что природа конкурентных отношений, составляющих предмет правового регулирования, предопределяют природу правовых норм (метод правового регулирования), регулирующие эти отношения. Совокупность правовых норм, соединенных между собой в системное целое и регулирующих определенную группу конкурентных отношений, образует ряд институтов права, которые вместе составляют подотрасль хозяйственного права – конкурентного права.

Основной целью правовой защиты конкуренции является общественный интерес. Прежде всего в понимании абзаца 1 статьи 1 Закона – это эффективное функционирование экономической конкуренции на товарных рынках, свободное право субъектов хозяйствования на участие в производстве, обмене и реализации товара или потребления ресурсов, право выбора контрагента по договорам. Существенным признаком, свидетельствующим о публичном интересе, является наличие значительной социальной группы субъектов, заинтересованных в защите экономической конкуренции – конкурентов и потребителей.

Например, антимонопольные органы рассматривают заявления о нарушении частных интересов отдельных субъектов хозяйствования и потребителей. Однако, возможность рассмотрения дел по ним согласно ст. 36 и п. 3 ст. 46 Закона оценивается исходя из серьёзности влияния последствий для конкуренции на всём рынке.

Важность обоснования публичности законодательства о защите экономической конкуренции имеет не просто теоретические значения, но и практическое. К сожалению, на продолжении всего пути формирования конкурентного законодательства этот фактор практически не учитывался.

Примером, могут служить нормы, связанные с принятием решений по экономической концентрации Закона Украины «Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности», которые предусматривали запрещение создания монополий в ущерб общенациональным интересам.

Направленность Закона на защиту экономической конкуренции, специфические правоприменительные механизмы, которые используются для поддержки конкуренции, позволяют сделать вывод, что конкурентное право является сферой публичного права.

Таким образом, можно сделать вывод, что рассмотренные выше характеристики составляют юридическое содержание такой специфической экономико-правовой категории как конкуренция.

2. Источники правового регулирования конкуренции в Украине: проблемы развития

Одной из важнейших и довольно сложных является проблема законодательного и в целом нормативно-правового регулирования конкурентных отношений в Украине. При её решении, на наш взгляд, необходимо, прежде всего, исходить из общетеоретической проблемы соотношения права и законодательства, а также недостаточной исследованности новой подотрасли хозяйственного права – конкурентного права.

Общепринятыми считается, что вопрос о соотношении отрасли права и отрасли законодательства тесно связан с вопросом о соотношении системы права и системы законодательства, но вместе с тем он имеет и самостоятельное значение. Система законодательства может рассматриваться как горизонтальная и вертикальная структура, которая включает соответствующее расположение и соотношение составляющих элементов, к которым относятся законы и подзаконные нормативные акты, то есть источники соответствующей отрасли права. Вертикальная структура законодательства отражает иерархию нормативно-правовых актов в зависимости от их юридической силы, а горизонтальная содержит определенное расположение этих источников права в зависимости от сфер общественных отношений – отраслей (подотраслей) законодательства.

Каждая отрасль права представлена соответствующей отраслью законодательства, но не каждая отрасль законодательства обязательно является формой отрасли права. Предмет отрасли законодательства может входить в предмет правового регулирования отрасли права, совпадать с ним либо регулироваться нормами разных отраслей права. В последнем случае мы имеем нормативно-правовые акты, которые образуют комплексную отрасль законодательства.

Исследование предмета правового регулирования конкурентного права объективно обусловливает поиск критериев источников формирования конкурентного законодательства.

Законодательство о защите экономической конкуренции имеет производный характер по отношению к конкурентному праву, и выступает формой его внешнего выражения. Оно представляет собой совокупность различных по своей юридической силе и природе нормативных актов, в которых получает своё объективное отражение содержание конкурентного права, его нормы и институты.

Исследование вопроса о содержании конкурентного законодательства, прежде всего, сводится к тому, какие законодательные и другие нормативно-правовые акты непосредственно регулируют конкурентные отношения. Нужно ли в него включать только специальные законы, которые посвящены конкурентным правоотношениям, или туда могут входить отраслевые законы и другие нормативно-правовые акты, содержащие отдельные нормы конкурентной и антимонопольной направленности [147, с. 12-14].

Ответ на этот вопрос лежит, по нашему мнению, в определении предмета регулирования конкурентного законодательства, которым являются все хозяйственные отношения, которые влияют или могут повлиять на конкуренцию. Конкурентные и антимонопольные нормы присутствуют в законодательстве о предпринимательской деятельности, о ценообразовании, о внешнеэкономической деятельности, о рекламе, о ценных бумагах и др. Содержатся они также и в целом ряде законов и подзаконных актов, посвящённых отраслям экономики: связи, электроэнергетике, автомобильном транспорте, железнодорожном транспорте, жилищно-коммунальном хозяйстве и т.д.

Для более полной характеристики конкурентное законодательство условно может быть систематизировано как совокупность нормативно-правовых актов, которые непосредственно регулируют конкурентные отношения (специальное законодательство), а также которые регулируют отдельные сферы деятельности или отрасли экономики и содержат отдельные антимонопольные и/или конкурентные нормы (отраслевые).

Конкурентному законодательству характерны в основном три источника: нормативный акт, правовой обычай и нормативный договор. Нормативный акт является одной из распространённых форм законодательства о защите экономической конкуренции.

Функции защиты конкуренции основываются на общем императиве части 3 статьи 42 Конституции Украины, которой установлена обязанность государства обеспечить защиту конкуренции в предпринимательской деятельности, общий запрет на злоупотребление монопольной деятельностью; неправомерное ограничение конкуренции, в том числе, в виде антиконкурентных согласованных действий субъектов хозяйствования и недобросовестной конкуренции. Конституция Украины определила, что виды и границы монополии определяются исключительно законом [1]. В условиях перехода к рыночной экономике правовую основу реализации государством функции защиты конкуренции составляет соответствующая подотрасль хозяйственного законодательства – конкурентное законодательство.

Важнейшим источником правового регулирования конкурентных отношений является Хозяйственный кодекс Украины, ст. 18 которого устанавливает, что государство осуществляет антимонопольно-конкурентную политику и содействует развитию состязательности в сфере хозяйствования на основе общегосударственных программ, утверждаемых Верховной Радой Украины по представлению Кабинета Министров Украины. Государственная политика в сфере экономической конкуренции, ограничения монополизма в хозяйственной деятельности и защиты субъектов хозяйствования и потребителей от недобросовестной конкуренции осуществляется уполномоченными органами государственной власти и органами местного самоуправления.

 

Органам государственной власти и органам местного самоуправления, их должностным лицам запрещается принимать акты и совершать действия, которые устраняют конкуренцию или необоснованно содействуют отдельным конкурентам в предпринимательской деятельности, либо вводят ограничение на рынке, не предусмотренное законодательством. Законом могут быть установлены исключения из этого правила с целью обеспечения национальной безопасности, обороны либо других общественных интересов.

Правила конкуренции и нормы антимонопольного регулирования определяются настоящим Кодексом и другими законами [7].

Глава 3 Кодекса регулирует ограничние монополизма и защиту субъектов хозяйствования и потребителей от недобросовестной конкуренции. В ней дается определение конкуренции в сфере хозяйствования, монопольного (доминирующего) положения субъектов хозяйствования на рынке, а также субъектов естественных монополий. Приводятся конкретные запреты на злоупотребление монопольным положением, неправомерные сделки между субъектами хозяйствования и дискриминацию субъектов хозяйствования органами власти. В главе также регулируются общие и частные запреты на различные виды недобросовестной конкуренции.

Кроме того, в главе 28 Хозяйственного кодекса Украины предусмотрена ответственность субъектов хозяйствования за нарушение антимонопольно-конкурентного законодательства в виде наложения штрафов, изъятия незаконно полученной прибыли, возмещения убытков, а также закреплены процессуальные основы рассмотрения Антимонопольным комитетом Украины и его территориальными отделениями дел о недобросовестной конкуренции [7]. рования конкурентніх отношений является

Кодекс Украины об административных правонарушениях содержит в статье 1643 ответственность за осуществление недобросовестной конкуренции в виде незаконного копирования формы, упаковки другого предпринимателя, умышленное распространение неправдивых или неточных сведений, разглашение коммерческой тайны. В статье 1661 этого Кодекса предусмотрена ответственность за совершение различных видов злоупотреблений монопольным положением, в статье 1662 – различных видов неправомерных отношений между предпринимателями, статья 1663 содержит ответственность за различные виды дискриминации предпринимателей органами власти и управления.

Статья 1664 Кодекса Украины об административных правонарушениях предусматривает ответственность должностных лиц государственных органов и руководителей предприятий (объединений) за непредставление, несвоевременное представление информации или предоставление заведомо недостоверной информации, а также уклонение указанных лиц от исполнения решений или несвоевременное выполнение решений Антимонопольного комитета Украины или его территориальных отделений [5].

Уголовный кодекс Украины в статье 228 содержит ответственность за принуждение к антиконкурентным согласованным действиям, которые запрещены Законом о защите экономической конкуренции. Статья 229 этого Кодекса предусматривает ответственность за незаконное использование знака для товаров и услуг, фирменного наименования, квалифицированного обозначения происхождения товара [6].

Гражданский кодекс Украины в статье 106 регулирует получение согласия соответствующих органов государственной власти на прекращение юридического лица путём слияния или присоединения. Статья 109 определяет выделение юридического лица в одно или несколько созданных юридических лиц. В статье 107 предусматривается, что юридическое лицо прекращается в результате передачи всего своего имущества, прав и обязанностей другим юридическим лицам – правопреемникам (слияние, присоединение, раздел, реорганизация) или в результате ликвидации. Данные нормы Кодекса имеют непосредственное отношение к регулированию предотвращения монополизации товарных рынков и ограничению конкуренции [3].

Книга четвёртая Гражданского кодекса Украины содержит нормы о праве интеллектуальной собственности, которые совместно с Хозяйственным кодексом Украины и Законом Украины «О защите от недобросовестной конкуренции» регулируют действия в конкуренции, которые противоречат правилам, торговым и другим честным обычаям в предпринимательской деятельности.

Статьи 418-420, 424 Гражданского кодекса Украины дают общее понятие права интеллектуальной собственности, соотношение права интеллектуальной собственности и права собственности, объектов права интеллектуальной собственности, а также имущественных прав интеллектуальной собственности,. Статья 432 Кодекса регулирует порядок судебной защиты прав интеллектуальной собственности.

В статьях 489-491 Гражданского кодекса Украины содержаться нормы регулирующие право интеллектуальной собственности на коммерческое наименование, а статьи 492-500 раскрывают право интеллектуальной собственности на торговую марку, общее понятие торговой марки, субъекты прав, имущественные права и сроки их действия, порядок признания прав недействительными.

Кроме того, Гражданский кодекс Украины регулирует право интеллектуальной собственности на коммерческую тайну. Нормы статей 505-508 регулируют понятие коммерческой тайны, имущественные права интеллектуальной собственности на коммерческую тайну, порядок охраны коммерческой тайны органами государственной власти [3].

В настоящее время Закон Украины «О защите экономической конкуренции» является основным источником правового регулирования конкуренции в Украине. В законе содержатся общие положения, которые включают определение терминов: «экономическая конкуренция», «информация», «контроль», «монополизация», «органы власти», «органы административно-хозяйственного управления и контроля», «рынок товара (товарный рынок)», «субъект хозяйствования».

Сфера применения закона регулирует отношения органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов административно-хозяйственного управления и контроля с субъектами хозяйствования; субъектов хозяйствования с другими субъектами хозяйствования, с потребителями, другими юридическими и физическими лицами в связи с экономической конкуренцией. Закон применяется к отношениям, которые влияют или могут повлиять на экономическую конкуренцию на территории Украины.

Закон о защите экономической конкуренции определяет государственную политику в сфере развития экономической конкуренции и ограничения монополизма, которая осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления и органами административно-хозяйственного управления и контроля. Субъекты хозяйствования, органы власти, органы местного самоуправления, а также органы административно-хозяйственного управления и контроля обязаны содействовать развитию конкуренции и не совершать каких-либо неправомерных действий, которые могут иметь отрицательное влияние на конкуренцию.

Государственный контроль за соблюдением законодательства о защите экономической конкуренции, защита интересов субъектов хозяйствования и потребителей от его нарушений осуществляются органами Антимонопольного комитета Украины. Органы власти, органы местного самоуправления, а также органы административно-хозяйственного управления и контроля обязаны содействовать Антимонопольному комитету Украины в осуществлении его полномочий в сфере поддержки и защиты экономической конкуренции, ограничения монополизма и контроля за соблюдением законодательства о защите экономической конкуренции.

В Законе о защите экономической конкуренции установлены правила конкуренции, которые включают основные и частные запреты на осуществление действий субъектами хозяйствования, государственными органами, которые могут привести к ограничению, недопущению либо устранению конкуренции; нормы, регулирующие согласованные действия субъектов хозяйствования; ограничительную и дискриминационную деятельность субъектов хозяйствования и объединений; контроль за концентрацией субъектов хозяйствования; рассмотрение заявлений и дел о предоставлении разрешений на согласованные действия и концентрацию; рассмотрения дел о нарушении конкурентного законодательства и ответственность за эти нарушения [14].

Важную роль в правовом регулировании конкурентных отношений играет Закон Украины «Об Антимонопольном комитете Украины», поскольку определяет государственный орган, который фактически осуществляет защиту экономической конкуренции путём предупреждения, выявления и прекращения нарушений законодательства о защите экономической конкуренции. Закон содержит задачи, принципы и компетенцию Комитета, определяет систему антимонопольных органов, их полномочия и правовые основы их реализации.

К исключительной компетенции Антимонопольного комитета Украины, которая закреплена в статье 13 Закона Украины «Об Антимонопольном комитете Украины», относятся: предоставление разрешения или запрета на согласованные действия в соответствии с частями первой и второй статьи 10 Закона Украины о защите экономической конкуренции; проверка решений, принятых государственными уполномоченными и административными коллегиями Антимонопольного комитета Украины, проверка законности и обоснованности постановлений об административных правонарушениях, вынесенных государственными уполномоченными и административной коллегией Антимонопольного комитета Украины (это ограничение не распространяется на случае проверки, расследования и судебных рассмотрений соответствующими правоохранительными органами и судами); пересмотр решений, принятых Антимонопольным комитетом Украины, по делам о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции и по заявлениям и делам о согласованных действиях, концентрации; утверждение собственных нормативно-правовых актов; принятие проектов нормативно-правовых актов, разработанных Антимонопольным комитетом Украины по вопросам, относящимся к его компетенции в соответствии с действующим законодательством о защите экономической конкуренции; официальное толкование собственных нормативно-правовых актов и дача рекомендационных разъяснений по вопросам применения законодательства о защите экономической конкуренции; утверждение Положения о территориальном отделении Антимонопольного комитета Украины; утверждение положений о совещательных органах Антимонопольного комитета Украины и их составе; создание постоянно действующих административных коллегий Антимонопольного комитета Украины; заслушивание отчетов государственных уполномоченных, председателей территориальных отделений, руководителей самостоятельных структурных подразделений аппарата Антимонопольного комитета Украины; утверждение отчетов о деятельности Антимонопольного комитета Украины для предоставления их Верховной Раде Украины [26].

Закон Украины «О защите от недобросовестной конкуренции» определяет правовые основы защиты субъектов хозяйствования и потребителей от недобросовестной конкуренции. Он направлен на установление, развитие и обеспечение торговых и других честных обычаев ведения конкуренции в процессе осуществления хозяйственной деятельности, создает благоприятные условия защиты прав участников рыночных отношений, закладывает основы цивилизованной экономической конкуренции. В Законе приведен перечень основных и частных запретов на осуществление действий в конкуренции, противоречащих правилам, торговым и иным честным обычаям [13].

Специфической формой конкурентного законодательства являются международные договора, которые как известно из теории права являются соглашением двух или нескольких государств, содержащим нормы права об установлении, изменении и прекращении прав и обязательств между ними. Они могут называться по-разному: договор, соглашение, конвенция, протокол. В зависимости от уровня, на котором договора заключаются, они могут быть межгосударственными, межправительственными или ведомственными, а в зависимости от количества сторон – двухсторонние или многосторонние.

Прежде всего, это Парижская конвенция об охране промышленной собственности от 20 марта 1883 года, которая была подписана Украиной 25 декабря 1991 года. Статьей 10bis Конвенции определены общие запреты на любые действия в конкуренции, которые противоречат честным обычаям в промышленных и торговых делах. Таким образом, Конвенция является источником правового регулирования конкуренции не только как международный договор, но и как документ, который позволяет на основе честных обычаев признавать актами недобросовестной конкуренции любые действия, противоречащие им [119, с. 133].

Многостороннее Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Украиной и Европейским Сообществом и его государствами-членами предусматривает, что страны обеспечивают выполнение законов, направленных против ограничений конкуренции, к которым прибегают предприятия, находящиеся в их юрисдикции; воздерживаются от предоставления какой-либо государственной помощи отдельным предприятиям или производству товаров или предоставления услуг, которые искажают конкуренцию и таким образом влияют на торговлю между Сообществом и Украиной. Относительно государственных предприятий либо предприятий, которым государства-члены или Украина предоставляют исключительные права, Стороны заявляют о своей готовности, начиная с четвертого года от даты вступления в силу этого Соглашения, не внедрять и не поддерживать никакие меры, которые искажают торговлю между Сообществом и Украиной в той мере, в какой это противоречит соответствующим интересам сторон.

По просьбе Сообщества или Украины в рамках Комитета по вопросам сотрудничества могут проводиться консультации относительно ограничений и искажений конкуренции, а также обеспечения внедрения их правил конкуренции с учетом ограничений, наложенных законами относительно разглашения информации, конфиденциальности и предпринимательской тайны. Стороны, имеющие опыт по внедрению правил конкуренции, всесторонне рассматривают вопрос относительно предоставления другим Сторонам по их просьбе и в пределах существующих возможностей, технической помощи для развития и внедрения правил конкуренции.

Украина продолжит совершенствовать защиту прав на интеллектуальную собственность для того, чтобы до конца пятого года со дня вступления в силу Соглашения обеспечить уровень защиты, аналогичный существующему в Сообществе, включая эффективные средства обеспечения соблюдения этих правил. До конца пятого года со дня вступления в силу Соглашения Украина присоединится к многосторонним конвенциям о правах на интеллектуальную собственность, сторонами которых являются государства-члены Сообщества, или которые де-факто в них применяются согласно соответствующим положением этих конвенций.

Стороны признают, что важным условием для укрепления экономических связей между Украиной и Сообществом является сближение существующего и будущего законодательства Украины с законодательством Сообщества. Украина примет меры для обеспечения того, чтобы ее законодательство постепенно было приведено в соответствии с законодательством Сообщества. В частности, приблизительная адекватность законов будет иметь место в таких отраслях: интеллектуальная собственность, финансовые услуги, правила конкуренции, государственные закупки, защита прав потребителей и др.

Сообщество предоставляет Украине надлежащую техническую помощь с целью осуществления этих мер, которая может заключаться, в частности в: обмене экспертами; предварительном предоставлении информации, особенно относительно соответствующего законодательства; организации семинаров; профессиональной подготовке; помощи при переводе законодательства Сообщества в соответствующих секторах [44].

Договор о проведении согласованной антимонопольной политики между государствами-участниками Содружества независимых государств, ратифицированный Законом Украины от 16 января 2003 года. Целью Договора стало создание правовых и организационных основ сотрудничества сторон по проведению согласованной антимонопольной политики и развития конкуренции, а также устранения негативных для торговли и экономического развития предпосылок и недопущения действий, которые приносят вред экономическим интересам государствам-участникам вследствие монополистической деятельности и/или недобросовестной конкуренции [19].

В соответствии с Договором было утверждено Положение о взаимодействии государств по прекращению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, а также Положение о Межгосударственном совете по антимонопольной политике (Антимонопольный Совет), который создан для координации деятельности государств-участников, контроля за соблюдением Договора, сближения национального законодательства в сфере конкуренции и разработки правовых основ по предупреждению, ограничению и прекращению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на товарных рынках государств-участников.

Качественно новым этапом двухстороннего сотрудничества Украины в сфере конкурентной политики стал Договор между Кабинетом Министров Украины и Правительством Российской Федерации о сотрудничестве в области развития конкуренции. Целью Договора является обеспечение условий для эффективного функционирования товарных рынков; создание механизма взаимодействия, направленного на недопущение и прекращение действий, которые оказывают негативное влияние на конкуренцию; решение вопросов гармонизации законодательства в области конкуренции; совместное рассмотрение действий, оказывающих негативное влияние на конкуренцию на товарных рынках Украины и Российской Федерации. Договор содержит конкретный механизм взаимодействия в виде запросов информации, уведомлений, консультаций, обмена опытом и информацией, а также проведения совместных исследований [66].

В число источников правового регулирования конкуренции входят Указы Президента Украины. Среди них необходимо отметить Указ Президента Украины от 26 февраля 1999 года «Об основных направлениях конкурентной политики в 1999-2000 гг. и мерах по их реализации», а также Указ Президента Украины от 19 ноября 2001 года «Об основных направлениях конкурентной политики на 2002-2004 годы». Последним были определены согласование промышленной, внешнеэкономической, регуляторной политики и политики в сфере приватизации с конкурентной политикой; обеспечение эффективного развития конкурентных отношений, повышение конкурентоспособности отечественных предприятий и дальнейшее уменьшение уровня монополизации экономики; совершенствование регулирования деятельности субъектов естественных монополий [9, 60].

Ряд Указов Президента Украины регулирует государственную политику в сфере естественных монополий, деятельность Национальной комиссии по вопросам регулирования электроэнергетики, Национальной комиссии по вопросам регулирования связи [51-54, 57-58, 92-93].

В формировании конкурентного законодательства берут участие решения Кабинета Министров Украины. Так, постановлением Кабинета Министров Украины от 28 февраля 2002 года № 219 утвержден Порядок предоставления Кабинетом Министров Украины разрешения на согласованные действия, концентрацию субъектов хозяйствования. Этот Порядок определяет процедуру предоставления Кабинетом Министров Украины разрешения на согласованные действия, концентрацию субъектов хозяйствования, которые были запрещены Антимонопольным комитетом Украины.

Для получения разрешения участники согласованных действий, участники концентрации, органы власти, органы местного самоуправления, органы административно-хозяйственного управления и контроля в тридцатидневный срок со дня принятия Антимонопольным комитетом Украины решения о запрете на согласованные действия или концентрацию могут обратиться с заявлением о предоставлении разрешения Кабинетом Министров Украины.

В случае наличия оснований принимается соответствующее решение Кабинета Министров Украины, даются обоснование и прогноз последствий предоставления разрешения, его положительных и отрицательных результатов, предполагаются возможные пути и средства предотвращения отрицательных последствий согласованных действий, концентрации и в случае необходимости, обоснование обязательств и требований к их участникам, в том числе относительно совершения ими определенных действий, оценка рисков и препятствий для достижения ожидаемого положительного эффекта, наличие или отсутствие необходимости ограничения конкуренции, обусловленных концентрацией, или ограничений, которые применяют участники согласованных действий, для достижения цели концентрации или реализации согласованных действий, а также вывод о том, составляют ли такие ограничения угрозу системе рыночной экономики [9].

Постановлениями Кабинета Министров Украины от 11 ноября 1994 года № 765 «О внедрении механизма предупреждения монополизации товарных рынков» и от 20 июня 1996 года «О создании (регистрации), реорганизации и ликвидации промышленно-финансовых групп» было положено начало созданию важнейшего института конкурентного права – предупреждения монополизации товарных рынков [65, 8].

В соответствии со статьей семь Закона Украины «Об Антимонопольном комитете Украины» в полномочия комитета входит разрабатывать и утверждать вместе с другими заинтересованными органами государственной власти межведомственные нормативно-правовые акты по вопросам развития и защиты экономической конкуренции и демонополизации экономики, принимать соответственные нормативно-правовые акты в форме распоряжений по вопросам, которые относятся к его компетенции, в том числе по контролю за согласованными действиями, концентрации, нарушений законодательства о защите экономической конкуренции и организации деятельности антимонопольных органов.

К таким нормативно-правовым актам относятся Методика определения монопольного (доминирующего) положения субъектов хозяйствования на рынке, Правила рассмотрения заявлений и дел о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции, Положение о порядке проведения проверок соблюдения законодательства о защите экономической конкуренции, Положение о порядке подачи заявлений в Антимонопольный комитет Украины о предварительном получении согласия на концентрацию субъектов хозяйствования, Положение о порядке подачи заявлений в Антимонопольный комитет Украины о даче согласия на согласованные действия субъектов хозяйствования, Порядок осуществления контроля за выполнением решения Кабинета Министров Украины о даче согласия на согласованные действия, концентрацию субъектов хозяйствования, Положение о территориальном отделении Антимонопольного комитета Украины и другие [105-117].

К источникам правового регулирования, которые содержат отдельные нормы антимонопольной или конкурентной направленности относятся законы, регулирующие деятельность естественных монополий: Закон Украины «О естественных монополиях», Законы Украины «О транспорте», «О железнодорожном транспорте», «Об электроэнергетике», «О теплоснабжении», «О жилищно-коммунальных услугах» [12, 30, 35, 37, 46, 47].

Закон Украины «О хозяйственных обществах» в статье 1 содержит норму, которой предусмотрено, что приобретение хозяйственным обществом долей (акций), активов других хозяйственных обществ может осуществляться с соблюдением требований антимонопольного законодательства. Статьей 4 этого Закона установлено, что учредительные документы общества в случаях, предусмотренных действующим законодательством, согласовываются с Антимонопольным комитетом Украины. В соответствии со статьей 19 прекращение деятельности общества происходит путем его реорганизации или ликвидации с соблюдением требований антимонопольного законодательства. Реорганизация общества, которое злоупотребляет своим монопольным положением на рынке, может быть осуществлена также путем его принудительного деления в порядке, предусмотренном действующим законодательством [22].

Закон Украины «О ценах и ценообразовании» в статье 13 предусматривает, что государственный контроль за ценами осуществляется при установлении и использовании государственных фиксированных и регулированных цен и тарифов. При этом контролируется правомерность их применения и соблюдения требований законодательства о защите экономической конкуренции [23].

В статье 9 Закона Украины «О внешнеэкономической деятельности» определено, что Антимонопольный комитет Украины осуществляет контроль за соблюдением субъектами внешнеэкономической деятельности законодательства о защите экономической конкуренции. Статья 20 предусматривает мероприятия по защите экономической конкуренции в сфере внешнеэкономической деятельности, которая осуществляется с соблюдением субъектами внешнеэкономической деятельности требований законодательства о защите экономической конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных этой статьей. Создание в какой-либо форме государственной монополии на экспорт и импорт других видов товаров не указанных в этой статье не разрешается [9].

Закон Украины «О банках и банковской деятельности» статьей 53 определяет принципы конкуренции в банковской системе, в частности банкам запрещается: заключать договоры с целью ограничения конкуренции и монополизации условий предоставления кредитов, других банковских услуг, установления процентных ставок и комиссионного вознаграждения, устанавливать процентные ставки и комиссионные вознаграждения на уровне ниже себестоимости банковских услуг в этом банке, совершать любые действия относительно внедрения в своей практике недобросовестной конкуренции. Факты недобросовестной конкуренции относительно предоставления банком тех или иных банковских услуг или осуществления операций являются основанием для запрета этому банку в дальнейшем предоставлять такие услуги и осуществлять операции [17].

Закон Украины «О финансовых услугах и государственном регулировании рынка финансовых услуг» предусматривает (ст. 16), что финансовые учреждения имеют право на добровольных началах объединять свою деятельность, если это не противоречит антимонопольному законодательству Украины и требованиям законов по вопросам регулирования отдельных рынков финансовых услуг. Статьей 17 Закона установлено, что финансовые учреждения осуществляют свою деятельность с учетом требований антимонопольного законодательства и законодательства о защите от недобросовестной конкуренции, а статьей 19 определена цель государственного регулирования рынка финансовых услуг – предотвращение монополизации и создание условий развития добросовестной конкуренции на рынках финансовых услуг. В статье 21 Закона предусмотрено, что Антимонопольный комитет Украины и другие государственные органы осуществляют контроль за деятельностью участников рынка финансовых услуг и получают от них информацию в пределах полномочий, определенных законом [25].

Статья 11 Закона Украины «О рекламе» содержит отсылочную норму, в соответствии с которой отношения, возникающие в связи со сравнительной рекламой, регулируются законодательством Украины о защите от недобросовестной конкуренции [20].

Антимонопольные и конкурентные нормы находят своё отражение в 60 Законах Украины и около 600 нормативно-правовых актах. Совокупность вышеуказанных законов и развивающих их правовых нормативных актов разного уровня составляет конкурентное законодательство Украины.

Как мы видим, нормы конкурентного законодательства можно встретить практически во всех отраслях современного права. Они могут быть нормами принципами, нормами дефинициями, регулятивными нормами, а также нормами, которые отражают существо прав и обязанностей субъектов. На наш взгляд, это объясняется тем, что конкурентное право не является самостоятельной отраслью права и его нормы как нормы комплексного конкурентного законодательства содержатся в разных комплексных законодательных актах и отраслевых нормативных актах разных отраслей права. При этом все названные нормы имеют важное значение для конкурентного права, как комплексной отрасли законодательства, и как отдельной подотрасли хозяйственного законодательства.

 




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.